Лантенак - реальный и неправдоподобный

Армен Григорян
Заключительный литературный аккорд, крещендо творчества Гюго - "Девяносто третий год".

Это монументальное творение титана. Но человек не идеален. Один из героев последнего романа Гюго - маркиз де Лантенак. Так хорошо выписывает его Гюго в начале произведения, чтобы в конце ... сделать рупором идей "старого режима".

Раскрытию характеров других главных героев Гюго уделил куда больше места и времени, чем маркизу. Оттого не понятно, почему Лантенак решил спасти крестьянских детей, мать которых расстреляли по его же приказу?

В жизни возможно всякое. Тираны и деспоты, настоящие, реальные, на секунду, но поддавались сантиментам: прощали рядовых смертных, щадили своих политических врагов.

Но с чего литературный Лантенак решил спасти классово чуждых ему крестьянских детей? Гюго не дает никакого объяснения. Более того, поведение маркиза на протяжении всего романа находится в диссонансе с его заключительным монологом в тюрьме. Верующий человек, который пачками отдает приказы о расстрелах, разыгрывает целый спектакль перед простодушным Гальмало, врет нищему Тельмаршу, что явился во Францию ради добра.... (Для чьего?)

Лантенак у Гюго не получился, он нужен был в качестве технической фигуры, связующего звена для завязки и кульминации романа, потому вышел неказистым, противоречивым и неправдоподобным.

Но простим Гюго этого персонажа. Простим ради сцены, в которой вместо лестницы для спасения детей к войскам виконта Говэна прибывает ... гильотина.
Предвидел ли Гюго, какая ирония, какая насмешка над революцией и ее сторонниками заключена в этой сцене...

По сути, получилось так: злодей Лантенак, одиозное олицетворение врагов свободы, равенства и братства, сеет смерть, пособничает самой страшной войне на свете - гражданской. Его пособники запирают детей в замке, один из них поджигает башню, в которой находятся дети. Месть за сына Людовика Шестнадцатого. Тут бы революционерам и явить мощь своих идеалов, только идеал их, намекает нам Гюго (осознанно или нет)- не спасательная лестница, а ... гильотина!

И получается, что спас детей Лантенак - символ злых сил, ретроград и оппортунист, эксплуататор и кровопийца. Гюго бы еще пояснить, каким образом Лантенак пришел к такому решению, и "Девяносто третий год" можно было бы считать наилучшим художественным произведением, в котором автор открыто издевается над революционными идеями.

Между тем, сложно обвинить Гюго в приверженности монархическим идеалам...