Три последних портрета Н. М. Карамзина

Владимир Варнек
1.  Тропинин В.А. Портрет Николая Михайловича Карамзина (01.12.1766 -22.05.1826). Х.м. 62,6х48,3. 1818. Государственная Третьяковская галерея.
2.  Гравированный портрет Н.М. Камарзина работы Н.И. Уткина с оригинала А.Г. Варнека. 29,7х22,0. Воспроизведен на весь разворот листа в  Большой Советской Энциклопедии II вып. Выше представлена фотокопия данного изображения, выполненная автором миниатюры.
3. Венецианов  Портрет Николая Михайловича Карамзина. Х.м. 78,0х65,5. 1828. Национальный музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.

Иконография историка и историографа Н.М. Карамзина обширна  и включает она помимо группы живописных портретов не один десяток гравированных и литографированных его портретов. О группе таких портретов автор миниатюры рассказал еще в 2016 году в своей публикации на сайте «Воскресный день» [1].

В настоящей миниатюре  речь пойдет о трех наиболее известных и востребованных портретах известного русского деятеля, о каждом из которых ее автор хотел бы кое-что сказать.

С 1805 по 1815 гг., когда  Карамзин основательно трудился над созданием «Истории государства Российского», не было выполнено ни одного его живописного портрета. И первым художником, который запечатлел его облик в конце указанного срока, явился находившийся в это время в Москве Василий Андреевич Тропинин. В Каталоге ГТГ говорится, что Тропинин исполнил два портрета Карамзина: в 1815 г. для самого Н.М. Карамзина, а в 1818 г. – повторение для С.И. Селивановского, известного книгоиздателя  и московского приятеля писателя [2].

Первый из данных портретов, находящийся в собрании Национального музея А.С. Пушкина, можно назвать малоизвестным, тогда как портрет-повторение, находящийся в экспозиции  ГТГ, является в настоящее время  самым известным живописным портретом-оригиналом Н.М. Карамзина. Художник изобразил модель в своеобразном ракурсе: фигура повернута на 3/4  вправо, а голова – практически на 4/4, что подчеркивает «римский» нос Карамзина.

Замечу, что в 1818 году Карамзин имел уже две награды (см. ниже), но на портрете, выполненном Тропининым, их нет. Произошло это, как видно, по той причине, что Карамзин в это время уже уехал в Петербург, а художник использовал при его написании в качестве эскиза лишь портрет, написанный ранее. В сравнении с портретами Дамона Ортолани,  Карамзин на портрете Тропинина выглядит более представительным и мужественным, однако официальным этот портрет трудно назвать из-за отсутствия двух наград, которые историк в 1818 году уже имел.

Гравированный портрет  Н.М. Карамзина, выполненный Н.И. Уткиным в 1819 году с оригинала А.Г. Варнека является его последним прижизненным изображением, на котором  историк запечатлен со своими двумя наградами: орденом Св. Владимира 3 степени (крест на шейной ленте) и орденом Св. Анны 1 степени (звезда на правой стороне груди).  Первая из этих наград была пожалована Карамзину  Александром I в 1810 году, а вторая – в 1816 году.

Художники (Варнек и Уткин) запечатлели его в возрасте 53-х лет в расцвете творческих сил, когда работа над созданием «Истории государства Российского» подходила к концу, а имя Карамзина было уже широко известно в России и за рубежом.  Изображен он  погрудно в 3/4 оборота вправо, в сюртуке, белом жилете со стоячим воротником и белом высоком галстуке.

Рассматривая лицо Карамзина на портрете, отмечаешь живой и проницательный  взгляд умных глаз, направленный на зрителя, большую силу духа и твердость характера портретируемого.  Вертикальные складки в области переносицы  и окончания щек свидетельствуют об его аскетичности и тех перегрузках в работе, которые были нормой жизни писателя и историка.  Не вызывает сомнения, что образ Карамзина на портрете является во многом документальным.  Следуя  своему стилю, А.Г. Варнек привнес в данный портрет элемент нестрогости в виде закрученного  в верхнюю сторону язычка белого галстука. 

Отмечу, что портретные изображения Н.М. Карамзина с гравюры Н.И. Уткина находятся в настоящее время в собраниях таких музеев, как Государственный Русский музей,  Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный  Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево». Именно этот портрет писателя и историка, в силу его правдивости и документальности,  воспроизведен  во многих литературных изданиях. Представлен он и на сайте Российской академии наук на странице Н.М. Карамзина в списке Почетных членов  РАН.   

На основе оригинала Варнека  и гравюры Уткина  в последующие годы были выполнены и другие портреты Карамзина. Одним из них является живописный портрет работы неизвестного художника, хранящийся в Ульяновской областной научной библиотеке. О нем в  заметке сотрудников библиотеки под названием «Три портрета Карамзина» [3] после рассказа об истории написания более раннего портрета Карамзина работы Дамона Ортолани говорится:

«Особняком стоит другой портрет Н.М. Карамзина («библиотечный»); он не воспроизводится в печатных изданиях, не упоминается в иконографии писателя. При знакомстве с ним обращает внимание разительная близость с гравированным портретом работы Н.И. Уткина. <--->

Уткин рассказывал, что он и Варнек, делавший рисунок под его наблюдением, «несколько раз вместе прибегали к историографу и, между прочим, встречали немало затруднений в рисовании левой брови. Карамзин, хотя и сидел неподвижно, но постоянно был занят мыслями, причем левая бровь незаметно поднималась и нарушала правильность рисунка».

<--->. Предполагается, что портрет, хранящийся в Ульяновской областной библиотеке, если не оригинал, то копия с портрета А.Г. Варнека». 

Последний хорошо известный живописный портрет Карамзина, находящийся в собрании Национального музея А.С. Пушкина и приложенный к миниатюре, выполнен А.Г. Венециановым через два года после  смерти писателя и историка по заказу Российской академии русского языка и словесности. В Примечаниях к «письмам Карамзина», изданным в связи со столетием со дня его рождения, говорится, что портрет Карамзина кисти Венецианова является копией с оригинала Варнека, с которой  художник Иван Кузьмич Макаров (1822–1897) выполнил еще одну копию [4].

В публикациях же отечественных искусствоведов, рассказывающих о Венецианове и его работах, принята другая концепция, согласно которой Венецианов создал свой портрет, используя прижизненные изображения разных  художников [5], [6].

Так в монографии Г.К. Леонтьевой 1988 года говорится: «Изучая прижизненные изображения историка – рисунок Варнека, гравюру Г. Гейтмана, работу Тропинина и другие, Венецианов, скорее всего, не видел нужды в их перерисовывании. Полагаясь на свою память, он мысленно выбирал из разных изображений те черточки, которые представлялись ему наиболее характерными. Его портрет не похож ни на одно изображение Карамзина, и одновременно в нем есть нечто от большинства из них» [6]. 

Предоставлю читателю самому сделать выбор, является ли «венециановский» портрет копией с оригинала Варнека, или он – совокупность «черточек» с работ других художников.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Варнек В.А. К 250-летию Николая Михайловича Карамзина, русского писателя, публициста и историка. Публикация на сайте «Воскресный день». 2016 г.
2. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ. Т. 3. Издательство «Скарнус». М. 2005. С.284.
3. Н.М. Карамзин : биобиблиогр. указатель / Ульян. гос. обл. науч. б-ка им. В.И. Ленина ; сост. Н.И. Никитина, В.А. Сукайло. – Ульяновск, 1990. — 178 с,  С.155,156.   
4. Грот К.Я., Пекарский П. Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб.,1866, С. 284,285. Примечания. С. 132. 
5. Кожевникова Т. Алексей Венецианов. М., Белый город. 2001. С. 36. 
6. Леонтьева Г.К.  А.В. Венецианов. Л., 1988.

24.03.2022.