Аутогенная тренировка. вторая ступень

Александр Иванович Алтунин
   После полного освоения первой ступени аутогенной тренировки можно приступать к изучению второй. Она состоит из 8 этапов.   
Первый этап: достижение состояния общего успокоения.
2-й этап: достижение тренированной мышечной релаксации.
3-й этап: вызывание ощущений тепла в конечностях.
4-й  этап: вызывание ощущений тепла в солнечном  сплетении. 
5-й  этап: овладение регуляцией ритма и частоты дыхания.
6-й этап: овладение регуляцией ритма и частоты сердечной  деятельности.
7-й этап: мобилизующие упражнения.
8-й этап: общее  укрепление эмоционально-волевой сферы.
   
Первый этап (общее успокоение)- 5 формул внушения для 5 занятий.
1)Я совершенно спокоен... (вспомните чувство приятного покоя, когда-либо испытанного вами).
2)Меня ничто не тревожит... (вспомните чувство приятного, безмятежного покоя, когда после напряженной работы вы приходите домой и ложитесь отдыхать).
3)Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха... (почувствуйте это расслабление. сделать это легко. Удобная поза сама по себе приводит к расслаблению мышц).
4)Все мое тело отдыхает...  (вспомните  приятное  чувство расслабления, когда вы лежите в теплой ванне).
5)Я совершенно спокоен...(думайте о покое и отдыхе).
   
Второй этап (тяжесть)   - 7 формул внушения для 7 занятий.
1)Я чувствую приятную тяжесть в правой руке... (образно представьте, что ваша правая рука, как полый  сосуд,  наполняется свинцом, тяжелея все больше и больше).
2)Чувство тяжести в моей правой  руке все больше и больше нарастает... (рука все больше и больше тяжелеет,  тяжелый густой свинец наполняет вашу руку).               
3)Моя правая рука очень тяжелая... (продолжайте как можно ярче удерживать образное  представление,  зафиксируйте это ощущение).
4)Приятная тяжесть наполняет мои руки и ноги...
5)Чувство приятной тяжести во всем теле все  больше и больше нарастает...
6)Все мое тело очень тяжелое... (сосредоточьтесь на всем теле,  прочувствуйте  эту  тяжесть, зафиксируйте  это приятное ощущение расслабления и тяжести).
7)Все мое тело расслабленное и тяжелое...
   
Третий этап (расслабление)   - 14 формул для 14 занятий.
1)Сосредотачиваюсь на мышцах лба, чувствую их остаточное напряжение и расслабляю их... (возникает ощущение легкого дуновения в мышцах лба, ощущение разглаживания кожи  лба; мышцы лба как бы "разъезжаются" в стороны от средней линии).
2) Сосредотачиваюсь на мышцах глаз, ощущаю их  напряжение и расслабляю их... (брови как бы расходятся в стороны, сомкнутые веки едва заметно поднимаются вверх, а глазные яблоки как бы слегка подаются вперед).
3) Сосредотачиваюсь на мышцах рта, ощущаю  их  напряжение и расслабляю их... (нижняя челюсть как бы слегка отвисает, язык вяло прижимается к зубам; возникает ощущение, что все лицо как бы вытягивается книзу).
4) Сосредотачиваюсь на мышцах шеи, ощущаю их напряжение и расслабляю их...(в момент расслабления  голова  слегка провисает).

5) Сосредотачиваюсь на мышцах плеч, ощущаю их напряжение и расслабляю их... (возникает ощущение "проседания" плеч).
6) Сосредотачиваюсь на мышцах предплечий, ощущаю их напряженность и расслабляю их... (возникает легкое, едва заметное ощущение "провисания" внутренних мышц предплечий).
7) Сосредотачиваюсь на мышцах обеих кистей,  ощущаю  их напряжение и расслабляю их...
8) Сосредотачиваюсь на своем дыхании и настраиваю  его на спокойный ритм...
9) Сосредотачиваюсь на мышцах груди и спины, ощущаю их напряжение и расслабляю их... (сразу после расслабления несколько удлиняется дыхательная пауза,  и  дыхание  становится реже).
10) Сосредотачиваюсь на мышцах бедер, ощущаю их  напряжение и расслабляю их... (возникает ощущение легкого, едва заметного "дуновения" в мышцах бедер, и они как бы провисают.
11) Сосредотачиваюсь на мышцах голеней, ощущаю их  напряжение и расслабляю их...
12) Сосредотачиваюсь на мышцах стоп, ощущаю их напряжение и расслабляю их...
13) Сосредотачиваюсь на всем теле, ощущаю полное мышечное расслабление на фоне спокойного дыхания...
14)  Все  мои  мышцы полностью расслаблены...

Четвертый этап (ощущение тепла) - 12 формул для 12 занятий.
1) Я чувствую приятное  тепло  в  правой  руке...(представьте себе, что вы погружаете правую руку в очень  теплую, почти горячую воду).
2) Кровеносные сосуды правой руки слегка расширились... (вспомните, как краснеет ваша рука, когда вы погружаете ее в горячую воду).
3) Горячая кровь согрела мою  правую  руку... (повторите уверенно, прочувствуйте это).
4) Приятное чувство тепла разлилось по моей правой руке... (вы погрузили ее мысленно в горячую воду и  постепенно подливаете воду все горячее и горячее).
5)Правая рука вплоть до кончиков пальцев стала горячей... (зафиксируйте это ощущение, постоянно удерживайте в сознании яркое образное представление, мысленно представьте, как расширяются сосуды вашей правой руки).
6)Я расширяю сосуды моей правой руки... (повторите уверенно, вдумайтесь в сказанное).
7) Я могу сделать это - расширить сосуды в любом другом органе (повторите уверенно, думайте о покое)
8) Я чувствую приятное тепло в левой руке... (комментарии аналогичные формулам для правой руки).
9) Моя левая рука теплая... (зафиксируйте это ощущение, постоянно удерживайте яркое образное представление).
10) Я чувствую приятное тепло в обеих ногах... (вызываем те же представления, как и с руками).
11) Мои ноги теплые... (зафиксируйте это ощущение, удерживайте это яркое образное представления).
12) Приятное тепло разливается по всему моему телу...
   
Пятый этап (тепло в солнечном сплетении) - 7 формул для 7 занятий. Сосредоточьте свое внимание на  солнечном сплетении и образно представьте, что в этом месте  находится маленькое яркое солнце.
1)Мое солнечное сплетение излучает тепло...
2)Приятное ощущение тепла пронизывает все мои внутренние органы...
3) Ощущение тепла в солнечном сплетении все больше  и больше нарастает...
4) Это расширяются сосуды моего солнечного сплетения...
5) Приятное тепло наполняет все внутренние органы...
6) Я расширяю сосуды солнечного сплетения...
7) Я могу это сделать - расширить сосуды в любом другом органе...
   Пятый этап   (дыхание) - 9 формул для 9 занятий.

Рекомендуется постепенно увеличивать фазы дыхания. Критерием правильного проведения упражнения считается  отсутствие неприятных ощущений от замедления дыхания и способность к сохранению заданного ритма на протяжении всей тренировки.
1) Я совершенно спокоен...
2) Мое дыхание замедляется...
3) Мое дыхание спокойное...
4) Дышу ритмично, ровно...
5) Мое дыхание ровное, теплое...
6) С каждым дыханием я все  больше  и  больше  успокаиваюсь...
7) Все мое тело расслабленное и тяжелое...
8) Приятное тепло разливается по всему моему телу...
9) Мое солнечное сплетение излучает тепло...
Я  совершенно спокоен... Ничто меня не тревожит...
   Шестой этап (сердечная деятельность) - 5 формул  для 5 занятий.
1) Я совершенно спокоен...   Сердце бьется ритмично, спокойно...
2) Мое сердце отдыхает...
3) Мое сердце бьется ровно, ритмично...
4) Приятное чувство отдыха и покоя охватило весь  мой организм...
5) Мой пульс замедляется, мое сердце отдыхает...
   Я совершенно спокоен...
   
Седьмой этап (мобилизующие упражнения) - 9 формул для 9 занятий.
1) Я хорошо отдохнул...
2) Мои силы восстановились...
3) Во всем теле ощущаю прилив энергии...
4) Мои мысли ясные, четкие...
5) Мышцы легкие, наполняются силой...               
6) Готов активно действовать...
7) Я словно принял освежающий душ...
8) По всему телу пробегает приятный озноб...
9) Делаю глубокий вдох... Резкий выдох, поднимаю  голову и открываю глаза.
   
Восьмой этап (эмоционально-волевая сфера) - 8 формул для 8 занятий.
1) Я все лучше владею собой...
2) Я владею своими мыслями...
3) Я владею своими чувствами...
4) Я всегда внимателен...
5) Я постоянно собран...
6) Я всегда уверен в себе...
7) Я всегда уравновешен...
8) Я полностью владею собой...

Освоение 8-го этапа идет по 1 формуле в неделю  -  т.е за 7 занятий. При освоении каждой формулы  она  произносится мысленно 10 раз в одном упражнении 4-5 раз в день. Каждое последующее упражнение  начинаете  осваивать  только  тогда, когда хорошо освоили предыдущее. Освоение этапов также  идет по возрастающей. Перед началом освоения следующей формулы во время упражнения вы произносите 3  раза  предыдущие  формулы данного этапа. Перед началом освоения нового этапа во время упражнения повторяете 3 раза все формулы предыдущего  этапа.  Периодически чередуете занятия по освоению данного  этапа  и по повторению всех ранее освоенных формул по 3  раза.  После освоения всех формул занятия проводите с повторением всех их по 3 раза - 7 занятий, по 2 раза - 7 занятий и по 1 разу – 7 занятий. Освоив вторую ступень аутогенной тренировки, вы можете начинать применять АТ при различных заболеваниях внутренних органов.

А.Алтунин, доктор медицинских наук, психотерапевт
медико-психологического центра