Инстинкт Бога

Лариса Григорьева
                Человек – есть тайна. Её надо разгадать.
                Ф. Достоевский
                Люди   верят в богов с тех пор, как обрели
                человеческие черты
                К. Армстронг
               
    Религия меняется, чтобы приблизиться к человеку, который, в свою очередь инстинктивно цепляется за любую веру, чтобы иметь фундамент здания жизни.
Конечно, пути к богу очень индивидуальны. Кажется, что  есть люди, у которых нет инстинкта Бога. Однако всё равно рефлекторно они обращаются к Нему, когда больно, страшно, непонятно, или, когда уже никто не в состоянии помочь…
   Не примирение со злом, а просто – человека с человеком, сегодня в мире просто  необходимо. Возможно христианской церкви больше, чем другим институтам это удаётся.  Конечно, не только христианство –  являлось неизбежным этапом развития человеческой мысли. Много религий на свете, но, именно Иисусу удалось стать основателем мировой религии. В Евангелии от Иоанна (из книги «Христос с тысячью лиц» Юлии Латыниной) Иисус обещал своим ученикам гнозис (знание). «Обладателем гнозиса называл он себя сам»

         1.    Переписка с помощью SMS двух бывших  сокурсниц

    – Вера, все мы уже прожили свою жизнь.  Мы разные и жили не одинаково, но вполне достойно. Растили детей, любили, помогали тому, кому хуже... Так должно быть в любом обществе, независимо от религии. Атеизм – это тоже своего рода религия.  Инстинктивно и неверующие прощаются с умершими так, как будто через время  предстоит встреча. Главное не фанатизм, а участие к ближнему.
    – Марина, ты рассуждаешь не так. Твои выводы не правильны. Христос означает Спаситель. Он пришёл спасти всех.
     – Вера, вначале его звали Иисус. Он был проповедником в 1-м веке, боролся за справедливое отношение к простым людям. Его распяли на праздник Пасхи, то есть христианская религия уже была. Приставка Христос означает Помазанник. В том, что он воскрес физически, я сильно сомневаюсь, но верю в космический (всемирный) Разум и в ангелов – хранителей, которые мне не один раз помогали в жизни. А религий много на нашей матушке-земле. Все смыслы заложены в нашем сознании. Верить или не верить зависит от сложившихся обстоятельств и силы внушения. 
     – Марина, Пасха означает «переход», когда Бог спасал евреев из египетского плена, и в память этого отмечали пасху. Мы отмечаем другую –  пасху Воскресения Христа. Христианами называют его последователей. Все остальное неправильное представление. Посылаю тебе проповедь Дмитрия Смирнова.
     – Вера, я считаю, что протоирей Дмитрий Смирнов не совсем умён, потому что из его некоторых высказываний следует, что, если моя мама была не верующая, то она непременно воспитала нравственных уродов. Оригинально!!! Да? И ты в этом уверена? Так, что же ты со мной ещё общаешься?
     – Марина, Дмитрий Смирнов так не думает. По поводу мамы и воспитания – это тоже Библия. Ветхий  Завет передаётся поколениями. Скорее всего, твои были верующими, только скрывали это.
     – Как ты ловко, Вера, выкрутилась!
     – Марина, Бог есть любовь.   Десять способов любить. Посылаю тебе притчи и определения разных авторов:
Слушать, не перебивая (Притч.18.14. Кто даёт ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему)
Говорить, не объвиняя (Иак. 1: 19.20.  Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией)
Давать, не жалея (Притч.21:26.  Всякий день он сильно алчет, а праведник даёт и не жалеет)
Обещать, не забывая (Притч.13:12. Надежда долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – древо жизни)
Отвечать, не споря (Притч.17:1; 15:17. Лучше кусок сухого хлеба и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.  Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть)
Уступать, не претендуя (Еф.4:15-16.  Но истинною любовью всё возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви)
Делать, не жалуясь (Фил.2:14. Всё делайте без ропота и сомнения)
Верить, не сомневаясь(1Кор.13:4-7.  Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не ищет зла….)
Прощать, не упрекая (Кол.3:13. Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как Христос простил вас, так и вы)
Непрестанно молиться (Еф.6:18. Кол.1:9. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сём самом со всяким постоянством и молением о всех святых. Посему и мы с того дня, как о сём услышали, не перестаём молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном)
     – Вера, если не считать последнее, то и я так же думаю, и делаю, хотя меня воспитала не верующая мама, которая не приучила меня в церковь ходить и специальным молитвам не выучила. Мои друзья и родственники, за редким исключением, очень редко ходят в храм, кто вообще не ходит. Но я знаю, что они выполняют все моральные заповеди, потому что это основы нормального общества. Мы не молимся постоянно. Разве в этом суть! Можно молиться и быть аморальным, совершать преступления против людей и опять молиться – все сойдёт! Странно как-то. У меня дома есть символ –  иконка Казанской (Чимеевской) Божией Матери. Я знаю её историю, была в храме в Чимеево, где обливалась холодной водой из святого источника. Вот с этим символом  я иногда разговариваю.
    –  Марина, я всё твоё принимаю, кроме понятий о Боге и эту ужасающую безграмотность, чем ты, вроде как, гордишься.
    – Вера, это спорный вопрос относительно безграмотности. Правильно ты как-то сказала, что мы читаем разные книги. Я тоже тебя могу обвинить в том, что ты вовсе не по-божески относишься к людям, мыслящим не в точности, как ты. Могу также тебе посоветовать почитать научного исследователя 19-го века Э. Ренана «Жизнь Иисуса» или современнейшие книги Юлии Латыниной. Первый том называется «Иисус», а второй – «Христос с тысячью лиц». В этих книгах собраны научные исследования различных историков, которые, несомненно, грамотны в соответствующих вопросах и поисках истины, которая недостижима и для верующих и для не верующих. Под конец скажу тебе просто: «Есть у тебя совесть, значит ты верующий. Ну, а нет, то понятно…»
     – Марина, а какое мерило у совести, кто скажет? Лучше читать Библию с толкованием.
      – Господи, Вера, но Библию написали тоже люди. А совесть как раз духовна. В христианстве совесть – это духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Отличительное свойство совести противиться нашим плохим поступкам и намерениям.
     – Нет, Марина, Библия написана Святым Духом. Люди шли на смерть, чтобы только выполнить то, что там написано. Нынешние люди не могут отличить добра от зла, впрочем, как и прежние…
     – Вот именно, Вера, люди мало меняются. Вспомни инквизицию.  Может жечь на костре, тех, кто думает, что Библию писали люди, а не Святой Дух?
     – Очень остроумно, Марина, но не по делу. Почитай «Мысли на каждый день» святого Феофана Затворника. Кстати, поздравляю тебя с праздником. Завтра 28 июля -  День Крещения Руси.
    – Спасибо, Вера, я хоть и не хожу в церковь, но считаю себя православной и патриоткой до «мозга костей». Почитала  в Википедии о Библии. Книги Ветхого Завета написаны несколькими десятками авторов на протяжении многих веков. Специально купила объёмную книгу, издательства 2021 года «История Библии»  английского писателя Джона Бартона. Он пишет: «Библия – это истинное столпотворение сведений и фактов, и мало какие из них, ясно обращены именно к вопросу о том, во что надлежит верить». Историк согласен, что Библия очень важный документ, но не стоит  «настаивать на её непогрешимости». 

                2.   Марина
Считаю себя православной, но, похоже, этого мало. К концу жизни я все чаще начала задумываться о смысле крещения Руси,  себя самой и семьи. Я,  с удивлением, обнаружила, что мои друзья,  родственники,  близкие мне сокурсницы  крещёные, хотя никогда в молодые годы и не вспоминали об этом, тем более не ходили в церковь. Однако, мы - молодёжь с любопытством посещали картинные галереи, где поражались красотой  изображений   Иисуса Христа талантливыми художниками мирового значения. И, конечно,  не могло, не затронуть нашу душу величие истории церкви, но воспитание было без религии.    Я жила в советские годы  и точно знаю, что люди  не были аморальны, из - за того, что не верили в Бога.   Такие же люди, как сейчас, но более спокойные и улыбчивые, потому что жили в стабильных условиях примерно одинаково в материальном смысле и строили рай на земле. Теперь церковь убеждает, что рай на земле не возможен, что земля – это мир скорби и страданий. Он даёт все основания для отчаяния. Вот тут и помогает религия, потому что  после жизни душа не будет испытывать никаких бед.  Моя мама и отец, казалось мне, презрительно относились к священнослужителям, но они, несомненно, были крещёные в младенчестве. Так заведено было  в царской России, по инерции продолжалось и в советской.   Я родилась после Великой Отечественной войны. Никогда не видела, чтобы бабушка и дедушка  ходили бы в церковь и, тем более, мама и папа. Нас, молодёжь, воспитывала   школа и  Вуз в духе борьбы за прекрасное будущее, которое называлось Коммунизм. Мы верили, что когда-то наступит это светлое «завтра», и  там не будет  места ещё и  вере в Бога. Помню, я участвовала с удовольствием в иногда случающихся дискуссиях на тему: «Есть ли Бог на белом свете». Несомненно,  доказывала с помощью внушённых мне примеров, что такого быть не может, что это не вероятно и, при этом, в моём воображении  рисовался образ лысого человечка, сидящего на облаке. Так карикатурно принято было изображать бога неверующими. Мама в случайных разговорах на эту тему довольно презрительно отзывалась о попах. Я тогда не знала, что слово ПОП, не от понятия, похожего на  задницу, что священник может быть высокообразованным человеком. Уже в пожилом возрасте до меня дошло, что  Поп расшифровывается, как  Пастух овец православных.  Десятки советских лет, когда были сильные притеснения церкви, попами называли всех подряд церковнослужителей. После падения советской власти церковь окрепла и в обиходе привыкли к  различительным рангам священнослужителей, таким как иерей, протоирей, что в переводе на русский язык с греческого означает священник младший и старший.   У бабушки в доме на видном месте в золоченой раме был Образ Николая Угодника Чудотворца, но никогда не видела, чтобы  бабушка с  дедушкой  молились, просили у него помощи, хотя жили не богато, как, впрочем, все соседи и родственники.
     После распада СССР очень сильно удивилась, увидев по телевизору популярных политиков, которые зачастили в церковь, щедро, осеняя себя крестом перед входом.
      –  Не верили, агитировали против религии, а  теперь, оказывается, они верующие! Как такое может быть?
      Друзья, знакомые дружно подсмеивались над такими резкими перепадами политики. У меня неверие продолжалось. Я, невольно, всегда искала и находила в литературе, истории, публицистике  поддержку своих антибожеских убеждений и, конечно, находила. Каждый,  может найти подтверждение своей теории  в мировом запаснике, было бы желание.
     Тем не менее, годы шли. Время от времени умирали бывшие сотрудники, друзья, родственники. Уже обычным стало встречаться на похоронах, где священник отпевал покойного.  И мои близкие подруги тактично, но понятно для меня, беспокоились, как же я не крещёная, а вдруг…
     Возможно, что религия – это попытка человека найти смысл жизни. Существует богатейшая история представлений рода человеческого о Боге, описанная историком религий англичанкой Карен Армстронг.
Говорят, литературное творчество, музыка – это подражание творцу – Богу. Значит ли, что это тоже Вера?
     Знакомая писательница похоронила прах мужа, так он захотел.
     – Может быть, так же? Пусть сожгут? Да что же я, изгой, какой – то!  Муж,  подруги духовно будут вместе, а я?  Всемирный Разум – Бог, он есть.  Я уже верю в это. И Иисус жил и проповедывал в 1 – м веке.  Воскреснуть физически после казни, конечно, он не мог. Этого просто не может быть. Это придумали богословы.  Однако, как пишет Юлия Латынина, в книге «Христос с тысячью лиц»:
«С течением времени маленький ручеёк добра и любви, который Иисус проповедовал, превратился в могучую реку, которая смела языческую античность со всеми  её богами и статуями в пропасть забвения». Вот так!    Вера в коммунизм сдулась через 70 лет, а вера в Бога и Иисуса Христа жива и через две тысячи лет. Мощная вера. Но, почему мне душно в храме. Мне там не уютно. Не понимаю, когда говорят об облегчении на душе после молитвы. Значит, я не созрела для христианской веры. Я не создана быть фанатиком. Но, ведь есть ангелы – хранители. Это точно. Явно меня спасали, когда упала в подпол, выпала из вагона электрички, на самолёте каждый год летаю, и без аварий. А в студенчестве… у лихого водителя из кузова грузовика вылетели все сокурсницы, а я нет.  Вот, как это объяснить?
      И так, к концу жизни я с интересом стала прислушиваться к дискуссиям на телевизионном канале «Спас», читать статьи в журнале «Душа». Мне понравились лекции профессора богословия Алексея Ильича Осипова.
 Его рассуждения  понятны, не зависимо  от того крещёный ты или нет: «Жестокость, безнравственность уничтожает в человеке самое ценное качество его природы – любовь, и он остаётся пустым. Это, в свою очередь, грозит ему возникновением в душе чувства бессмысленности жизни, уныния, тоски, что нередко приводит к самоубийству». Я тоже так думаю и радуюсь, что совпало, а потом  читаю записки журналиста А.Г. Невзорова, который в качестве монаха жил в монастыре. Он говорит, что был в плену у тех, кто заинтересован в рабстве душ людей, которые находятся в заточении у догм.
   И  Карен Армстронг пишет: « Бог начал казаться мне каким – то умопомрачением, которое человеческий род давно перерос». Перерос, а «умопомрачение» осталось. Почему?
    Опять начинаю сомневаться, сомневаться…  Я родилась и живу в России. Я патриот своей страны, в ней моя Родина! Я никуда не собираюсь уезжать. Русь прошла Крещение больше 1000 лет назад, и я осознанно подошла к желанию быть крещёной, душой находясь между религией и философией. В отличие от религии для философии  определяющей задачей является не спасение, а понимание. Философия – это индивидуальный путь осмысления общезначимого.
   Решено, хочу быть крещёной, как все мои близкие люди, но от философии не откажусь. Философ тоже может быть членом церкви.
   Сын мой, может быть, захочет быть  крещёным, внук…   Я должна это сделать, и  не только для себя.  Я приму этот обряд, но не в своём городе. Стыдно, если увидят знакомые.
 
                3.  Крещение
Церковь маленькая, беленькая. Южные цветы и кустарники придают уют общему пейзажу. Внутри двора  магазинчик. Я и муж вошли, поздоровались, мельком глянули на прилавок, где были свечи, сувениры, христианские книжки. Продавщица,  молодая женщина, вопросительно молчала.
        –  Можно ли записаться у вас на крещение?
        – Да, конечно. Вон, как раз и батюшка идёт. Вам надо с ним поговорить вначале.
      Мы вышли прямо навстречу молодому мужчине лет тридцати в гражданской одежде.
        – Вы, батюшка? – он кивнул. Можно ли покреститься в вашей церкви?
        – Да. А кто будет?
        – Я.
        – Хорошо.  Отойдёмте к скамеечке.  Побеседуем.
  Мы присели в тени орешника и посмотрели прямо  друг на друга. Я увидела  симпатичное  лицо с небольшой русой бородкой. Батюшка, стараясь не быть удивлённым, глядя мне в глаза, спросил:
        – Вас не крестили в детстве?
        –   Я не знаю. Может быть, бабушка –  тайно от родителей, но я не знаю.
        – Ну, да.  Если неизвестно, то разрешается…
        – Вы понимаете о православных христианах?
        – Да, я верю, что есть всемирный Разум – Бог. Жил в 1-м веке проповедник добра и справедливости Иисус. Его казнили, но не верю, что он физически воскрес. Духовно, да! Но, не физически! Верю в ангелов – хранителей.
     – У вас неверное представление о православной вере. Иисус Христос воскрес. Это доказано. Это Личность!
     – Вы прямо унижаете сына Бога, называя его по  человечески, личностью.
Он же выше личности. Знаете, я осознанно пришла к крещению. Считаю это более ценно для церкви, чем, когда  бессознательного ребёночка крестят.
     – Но вы не понимаете суть православия, догмат о Пресвятой Троице.   Отец, Сын и Святой дух не три Бога, а единое Божественное Существо.  Вы должны молиться.
     – Я верю во всемирный Разум, я знаю и  верю в заповеди. Заповеди, на мой взгляд, самое главное. Они спасают Мир. Помогать ближнему, кому хуже, чем тебе, не воровать, уметь прощать, уметь уступать. Собственно я так и живу. Так мама меня воспитала, хотя была, вроде, не верующая. Да, я не знаю молитв, но я жизнь прожила, я намного старше вас и, конечно, больше знаю про людей и, вообще про жизнь.
     – Согласен, что жизненный опыт у вас больше, но все же вам надо ещё вникать в православную веру. Купите в магазине молитвослов. «Символ веры», будете читать вслух во время крещения, когда я вам скажу. Прочтите его заранее несколько раз, чтобы не спотыкаться. Купите крестик, который будет символом вашего крещения. Я вам по телефону сообщу, в какой день приходить.
    Мы расстались, а я мысленно сама с собой разговаривала:
    – Может быть, я по духу протестанка больше, чем православная? Не хочу при общении с Богом посредников в виде священников. Они ведь просто рабочие Церкви. Они люди и имеют такие же слабости и грехи, как все люди. Так почему я должна выворачивать свою душу перед каким-то, может быть, бестолковым или недобросовестным служащим церкви? Я лучше это сделаю перед любым символом Бога,  не важно,  дома или в храме. Однако протестанты не признают обряды. А как же без них?  Это, как своего рода, печать в духовный паспорт человека. Тут я не согласна с протестантами. Протестанты считают, что сами святы, как Иисус Христос. Ну, это уж слишком…       Профессор Осипов говорит, что православные должны оплакивать «свои добродетели, как грехи». Какая - то здесь слишком  тонкая психология, трудно уловить.  В православии «Бог есть любовь. Любовь – есть Бог» – это понятно и легко принимается, помоему, любым нормальным человеком. Пожалуй, правильно выразился А.И. Осипов о таких, как я: «Мы сплошь православные, но живём по – язычески». Однако, я читала, что было время, когда язычники называли безбожниками христиан,  мусульман, иудоистов…  Да, уж, всё в мире относительно.
    А, может быть я ближе к католикам?  Какая разница! Они тоже христиане, та же вера в Иисуса Христа. Дева Мария была зачата не порочно, убеждены католики в отличие от православных. Боже мой, теперь – то уж какая разница. Столько лет прошло. У них глава церкви Папа Римский, а у православных – Иисус Христос и собрание (Собор) главных представителей.  Ну, и что? Они не стоят, а сидят в церкви – нормально. Однако, что – то у них меня напрягало.  Не помню. Что же? Что же?  Чистилище! Католики считают, что есть чистилище, где можно искупить свои грехи. Простенько так, греши всю жизнь, потом всё равно очистишься. Какое лукавство!
                ***
Я пришла в отель, прочла «Символ Веры», зачеркнула не понятные для меня слова и словосочетания (не попугай же я). И вот, что получилось на смешанном древне –  русском языке:
«Верую во единого Бога Отца, Творца небу и земли. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, ради нашего спасения сшедшего с Небес, распятого при Понтийском Пилате. Верую и в Духа Святого, и в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». «Чаю воскресения мёртвых»    я тоже зачеркнула, так как не верю в это. Коротко получилось, но, по крайней мере, я почти искренна.
Батюшка позвонил мне на следующий день и назначил время крещения.


                ***
     Специально про одежду для крещения мне ничего не говорили. Я надела длинную цветную юбку, белую кофточку. На голову повязала белый платок.    И так предстала перед батюшкой по имени Виталий.    Я слегка волновалась, хотя  была уверена, что  буду одна.  Оказалось, не совсем так.  Наверное, из-за сильной жары и пандемии готовился ритуал во дворе, где поставили большой чан с водой и трибуну.  Кроме батюшки, была его помощница, продавец из магазина и  какой - то человек виднелся вдалеке церковного двора. Батюшка велел мне встать примерно в метре за своей спиной и приготовиться читать «Символ  Веры». Он был одет соответственно своему статусу священника, а помощница – в обычной одежде. Её роль, как я потом поняла, заключалась в том, чтобы подпевать высоким красивым голосом. Они стояли в тени здания лицом к иконостасу, который был виден через открытую дверь внутри церкви, а меня солнце жгло неимоверно. Я стеснялась об этом сказать, хотя и боялась, что  голова  закружится.  Батюшка прочитал молитвы, вдруг  повернулся ко мне и сказал, что можно пододвинуться так, чтобы солнце меня не пекло. Как я ему была в душе благодарна! Почувствовал как-то…    В определённое время он подал мне знак, чтобы я зачитала «Символ Веры». Я начала чтение. Конечно, он заметил, что я не так  зачитываю, как надо. Заглянул в книжицу, увидел зачёркнутое и возмутился:
     – Вы не имеете право! Не вы это писали!
     – Я читаю то, что понимаю, – отвечала я смиренно.
     – Нет, так не годится! Читайте всё, как было.
  Я подчинилась, про себя возмущаясь, что вынуждена это делать. Потом  велено было наклониться над чаном с водой. Мне немного намочили  голову, после надели цепочку с освящённым крестиком. Кажется, ещё отстригали кусочек моих волос и мазали священным Миром, но последовательность я не запомнила. Да, наверно, не достойная я, на взгляд  священника. Но Бог ведь рад любому, кто тянется к вере из глубины своего сердца…
   
                4. Переписка (продолжение)
«Ура, Победа. В США Верховным судом отменена всеобщая вакцинация, потому что не доказана безопасность прививок во все времена!»
    – Вера, а ты что имеешь отношение к США? Если у них раскритиковали Файзер, то прививайся нашим Спутником. У нас вакцинацию не отменяли, а наоборот… Правда, странно, но везде народ хочет быть привитым именно той вакциной, которой нет,  кажется, что она и есть самая лучшая.
    – Марина, я считаю, никакого ковида нет, это обычное сезонное ОРВИ. Призыв к вакцинации – это призыв к всеобщему чипированию.
    – Вера, кошмар! Я тебя совсем не понимаю. Для обычных ОРВИ не разворачивали госпитали в срочном порядке, не были забиты морги, в реанимации не было столько людей, больных именно ковидом. Я и муж сделали прививки. Ничего страшного. Не бойся.
    – Марина, Одни боятся ковида, другие вакцин. Чем одни лучше других.
    – Резонно, Вера. Сегодня услышала выступление Елены Малышевой, которая один из главных рупоров о здоровье для нашей страны. Она так простенько сказала, что бесполезно носить маски. Сплошные противоречия, не знаю, кого слушать. Прямо по басне Крылова, где «лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду, а воз и ныне там». У меня плохое настроение, безысходность какая – то…  Людям, которым  60 плюс нельзя никуда ходить, кроме, как за продуктами и в аптеку. Я страдаю от недостатка общения.
  – Марина, ты ещё веришь в правду на земле?  Её нет, и никогда не будет!
А, чтобы не заболеть, пей святую воду, как можно чаще. К этому же призывал священник и врач Лука (Войно – Вациевский)
   – Ой, Вера, как было бы легко  избавится от вирусной заразы, которая постигла, не только Россию, а все страны на земле, если бы и правда святая вода помогала. В нынешней ситуации даже в церкви не рекомендуют прикладываться с поцелуями к общим святым объектам.
   – Марина, я прикладываюсь, и не только я! Я люблю Бога!
   – Вера, я не понимаю, что значит, любить Бога, если «Бог есть любовь». Любить любовь – странно как – то. Мы уже обсуждали с тобой, что главное    – это человеческие отношения в соответствии с заповедями Христа.
   – Марина, ради любви к ближнему, ты можешь пойти на смерть? А Бог пошёл! А, врага можешь полюбить? А Бог любит всех! Любовь должна быть взаимной. Читай Библию, там лучше объясняют.
    – Вера, наверно, я могу пойти на смерть, но не за всякого человека. И ещё это зависит от обстоятельств! И Иисус, который стал Христом,  не хотел умирать. Если бы  в 1-м веке по тогдашнему закону его выбрала толпа, в которой, к сожалению, было мало его последователей, он бы остался жив, но, за то, не стал бы Христом. Надо умереть, чтобы люди оценили, естественно, если есть за что.
    – Марина, сколько тебе надо повторять: «Христос пришёл для того, чтобы умереть, чтобы спасти людей от их грехов». К сожалению, ты читаешь не то, что нужно тебе!
   Вот, почитай изречения игумена Никона Афонского:
« Дьявол может толкать нас на добрые дела, чтобы мы впадали в гордость. Только на два поступка он никогда тебя не толкнёт, на исповедь и на молитву. Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
     – Вера, я не одобряю оголтелый фанатизм, любой. Надо размышлять, анализировать и, всё – таки, протягивать руку помощи более беззащитному или слабому. Иногда, по немногу читаю историю Библии Джона Бартона. Он пишет: «…вера в то что, что Бог был во Христе, считаются в Новом Завете важнейшими и неотъемлемыми, но точного описания доктрин, определяющих суть этих догматов, в Библии не найти. … Христианство по своей сути – религия не библейская». И ещё,   ну, почему «помилуй МЯ», а не МЕНЯ?
      – Марина, профессор Осипов говорит, что славянский язык это язык барокко, а нынешний русский язык – барака.  Ты неправильно трактуешь слово фанатизм. Добрые дела надо делать во славу Божию.
Где твои размышления и анализ? Одни эмоции!
      – Вера, действительно нам с тобой нужен переводчик, не понимаем друг друга. Ну, какая разница для человека, пытающегося понять, в чём смысл молитвы, «барокко» или «барака». Профессор Осипов так лукаво выразился, когда ему задали подобный вопрос: «…достаточно того, что нам понятно… Перевод текста на современный язык требуется, но это громадная работа, к сожалению, она практически не ведётся». Я бы добавила, что она, скорее, умышленно не ведётся.
   – Марина, вопросы о переводе задают люди, которым религия вообще не нужна.
    – Да, Вера, я уже убедилась, что ты из тех, которые просто верят и всё.  А, я так не могу. Я сомневаюсь, читаю умные книжки, смотрю вокруг и опять сомневаюсь. И, что мне делать? Немного легче становится, когда нахожу   поддержку, например  у  Ф. Достоевского: «Человек – есть тайна. Её надо разгадать. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

 2021г.