Ч 3. Глава 1. Метапсихология любви. п. 2

Владимир Селиванов 2
 

                2. Структура любви

      Психология любви основывается на знании о структуре психики. Для каждого из тел иерархии существуют свои формы, в которых любовь себя проявляет.
 
     Физическое, как наиболее плотное из тел, более всего подвержено “пограничным” трансформациям любви и власти. Во многих отношениях на физическом уровне любовь органически срастается с властью, образуя некий компромиссный сплав. Любовь в чистом виде на земле — явление столь же редкое, как и Божественное озарение. В большинстве же случаев братьям-землянам приходится довольствоваться неким суррогатом единения, в основе которого сплав любви с властью.

      Когда перемешиваются любовь к животным, скажем, домашней скотине с любовью к котлетам из неё, у людей иногда возникают более или менее продолжительные психические расстройства. Это относится в первую очередь к жителям деревень, откармливающих скот на мясо. Убийство “бурёнок”, “ночек” и “борек” особенно тяжело переносят дети, которые успели к ним привязаться и подружиться. Эта их связь могла быть вполне основана на любви взаимной и чистой. Тем не менее, речь не о ней, а о любви - суррогате к пище. Может ли пища любить своего потребителя? Маги и представители отдельных религиозных конфессий ответят утвердительно, в свою очередь, не искушенный в трансцендентном опыте обыватель — отрицательно. Каждый свободен иметь своё мнение. В первом случае мы признаем, что развитие организма основывается на сплаве власти и любви, во втором — стоит оставить любовь в покое и говорить о чистой власти во взаимоотношениях с пищей.

     Данный физиологический аспект проблемы можно было бы расширить, задавшись вопросами, любит ли нас солнце, море или речка, любят ли нас воздух, которым дышим, горы, лес, дом, одежда. Ответ сведётся всё к той же вышеприведенной формуле: где жизнь, там и любовь. Следует лишь знать, что жизнь не ограничена рамками физического плана бытия.

       Более наглядна и бесспорна в своей очевидности физическая любовь между организмами мужчин и женщин. Секс единит их тела, создавая при этом гармонию физических ощущений, пиком которых является оргазм, но и в его отсутствии приятно ощущение близости находящегося рядом любимого организма. В качестве новой физиологической общности, как правило, выступают дети и семья. Отношения любви в семье могут, как нисходить с высших планов до низших — влюбляешься сперва в порядочного человека, а лишь затем в организм, из которого он состоит, так и восходить с низших до высших — телом влюбляешься в сексуального партнера, а лишь затем остальной частью души — в тонкие качества его психики.

 Любовь родителей к детям, бабушек и дедушек к внукам и, в большинстве своём, супругов друг к другу основывается главным образом на физическом секторе, самом низшем, но осязаемом более всех остальных из общей структуры любви. Насколько силен этот сектор, можно судить по тем же родственным отношениям между людьми, кровной мести и пр.

     Сам по себе этот фактор “наибольшей осязаемости” ещё не дает право считать физическую любовь наивысшей составляющей Любви в целом, как это представлял себе Артур Шопенгауэр:

 “Таким образом, честь, которая до сих пор преобладала над всеми интересами, сейчас же уступает поле битвы, как только в дело вмешивается половая любовь, т. е. интересы рода...”
(Шопенгауэр А. Избранные произведения, М., 1992, с. 396).

    В данном случае философ “прижимает” любовь к полу, насильно низводя её высшие ценности в физический слой. Разумеется, ценности любви даже физиологического уровня могут быть выше молвы, под  которой, видимо, Шопенгауэр и понимает слово “честь”. Мало ли кто о чём сплетничает, зависть — любви не соперница. Однако о чести в более широком смысле, как и о Любви высшего порядка, которая способна пострадать от порывов необузданной страсти, речь здесь вести, право, не стоит. Когда затронуты ценности Любви тонких тел, на страже которой, кстати, и призвана стоять честь, физической половой любовью просто необходимо жертвовать, всякий раз и регулярно, дабы сохранить духовную сущность, гармонию и целостность души собственной и ближнего.

     Общеизвестно, что для возникновения любви физиологического уровня достаточно наличие двух разнополых физических тел и их стремление к единению. Этот сектор любви берёт начало с момента оценивания телесных качеств потенциального полового партнера. Стремление к физическому единению может возникнуть даже вследствие рассматривания фотографии (желательно всего тела и предпочтительно — обнаженного). Редакторы эротических журналов типа “Плейбоя” эксплуатируют именно этот аспект любви. Основное условие возможности физической любви — соответствие организмов. Невозможна физическая любовь человека с крокодилом или бегемотом, разно, как и между двумя этими животными. В известных пределах, соответствие должно быть и в уровне развития тел — красоте, возрасте, здоровье.
   
      Нужно всегда иметь в виду, что при отсутствии любви физического уровня хотя бы со стороны одного из носителей полярных начал, даже если тонкие тела вполне благополучно гармонируют, физический организм неудовлетворенной стороны будет требовать своего. Супружеская верность при этом будет искушаться соблазном измены при виде более подходящего для физиологического единения тела, что часто и происходит в так называемых “неравных” браках.

      Бесспорно, существует неразделенная любовь, когда одна личность стремится к единению, другая же к нему равнодушна либо относится к такому единению отрицательно. Коль миру ведомы строки: “Я Вас любил...”, согласимся с тем, что такая любовь имеет место быть. Единая общность, возникающая при этом, будет развиваться в душе любящей. Любовь есть единение даже тогда, когда оно, на первый взгляд, отсутствует. Отсутствовать единение может даже в течение всей жизни физического тела, общий же центр его может состояться и позже, и выше, в более тонких планах. Любовь — катализатор развития личности. Сознание любящего человека, не находящего выхода своей любви в отношениях с любимым организмом, будет неуклонно стремиться вверх, в тонкие планы собственной души, чтобы с их высот найти общую, объединяющую души “точку сборки”.

      В идеале любящая душа, не изменяющая своей любви, не сдающаяся на волю обстоятельств, достигает Любви Бога — самой наивысшей точки отсчёта всех форм и уровней Любви. Нет большего счастья, чем испытывать Любовь Творца, купаться самому в Её лучах и щедро одаривать Ею ближних. Но чтобы достичь этого состояния, необходимо саморазвитие, попутно - преодоление многих и длительных страданий, сопровождающих это восхождение. Далеко не всем это по плечу. Герой “Гранатового браслета” А. Куприна  в этом не одинок. Срывы с “колеи” в пьянство, наркотики, разврат и самоубийство на почве неразделенной любви — явление нередкое. Еще раз стоит напомнить: любовь — катализатор развития. Но не всякому дано силы и чистоты   и с х о д н ы х  качеств индивидуума, чтобы достичь заветного уровня единения душ.

      Если для возникновения физического сектора любви иногда достаточно фотоснимка, то для любви эфирного уровня лицезрение неподвижных обнаженных тел никакого значения не имеет. Эфирное тело в лучшем случае может вообразить, представить эфирные качества незнакомца (незнакомки), мило улыбающегося с журнальной обложки. Другое дело, кино и телевидение. Чтобы влюбиться в эфирное тело, постигнуть любовь этого уровня, необходимо видеть движения человека, способности его владеть своим телом. Разумеется, эти способности предпочтительнее видеть вблизи, ещё лучше — в постели, на танцах в дискотеке, на пляжах и спортплощадках.

      Эфирная составляющая любви более стойкая, нежели физическая, тем не менее, она мало чем отличается от соответствующего уровня любви в царстве животных. Стойкие связи на основе только двух первых, физической и эфирной составляющих любви — вещь столь же редкая, как и у животных, хотя встречаются и здесь исключения: отношения зачатков семейности у волков, лебедей, львиных прайдов и пр. У людей же, несмотря на важность физического и эфирного единения, центр его стремится вверх, к основной точке сборки сознания человека - эмоциональному и ментальному уровням, а потому и длительность самой любви будет во многом зависеть от гармонии всех вышеперечисленных отношений в целом.

      Обращаясь к отдельным особенностям строения тел живых существ, можно видеть результат единения первых двух низших уровней их сознания. Птица своим физическим телом приспособлена к полету, обезьяна — к лазанью по деревьям, лошадь — к бегу. Человек для большей гармонии своего организма с эфирными возможностями изобрел средства передвижения: наземные, водные, воздушные. Если дом большей частью служит продолжением тела физического (хранит уют, тепло), то средства передвижения призваны обогатить его эфирное тело. Кто не любит быстрой езды, высоких свободных полетов, ныряния с аквалангами под водой? Уверен, даже тем, кому по известным причинам этого не дано, трудно будет ответить на данный вопрос отрицательно.

      Свобода движения, в какой бы среде она ни происходила, суть общность, возникающая из гармонии единения физического и эфирного тел со средствами, позволяющими реализовать эфирные замыслы и идеи человека. По вышеназванным причинам можно дискутировать, чего здесь больше — сплава власти с любовью или же имеет место чистая власть над стихией. Но коль в быту прижились выражения "люблю плавать”, "люблю ездить”, "люблю летать”, то, видимо, к ним стоит отнестись серьёзно. Не исключено, что они несут в себе вполне буквальный смысл. Лишить птицу возможности летать, а обезьяну — прыгать по деревьям в родном лесу означает усадить их эфирные тела в тюрьму, обречь их на деградацию.

      Аналогичный эффект происходит и в тюрьмах для людей, где рушится общность с природой и любимыми, оставшимися на свободе. Человеку в данной ситуации просто необходимо искать более общую, более высокую точку единения сознания с людьми, чтобы оставаться с ними и с собой в гармонии. Не отсюда ли глобальное увлечение заключенных религией, мистикой, философией? Та же необходимость поиска более совершенного уровня единения сознания возникает и в мирах возмездия, где оказываются лица, преступающие Божественные законы. В этом смысле адские миры наиболее радикальны. Выход из них в большинстве случаев возможен лишь через достижения Божественного уровня сознания, для чего необходимо совершенное очищение грешившей при жизни души, отказ от искушений в грехе всех уровней иерархии тел.
 
      Всякое преступление против любви, на каком бы уровне оно ни совершалось, влечет ограничение свободы, как во временных рамках жизни, так и за их пределами. Об этом должен знать и тот, кто убивает собственное тело, и тот, кто убивает тело ближнего, и тот, кто рушит любовь ближнего, препятствуя тем самым  гармонии,  красоте, развитию.

      Астральная любовь ещё более тонка. Любовь астрала есть единение на уровне эмоциональной общности, где женское эмоциональное начало развивает мужскую эмоциональную идею. Можно ли утверждать, что ценности любви эмоционального уровня выше любви физического и эфирного планов? Ответ на данный вопрос будет зависеть от того, каков в данный момент уровень точки сборки сознания индивидов, будь то оцениваемые или судьи. С позиции высшего сознания, ценности эмоций важнее эфирных и физиологических, поскольку тело астрала - причинное по отношению к низшим. У животных же такой центр обычного местонахождения сознания находится ближе к физическому плану, поэтому для них ценность куска мяса зачастую оказывается выше ценности отношений с «родственниками», не говоря уже о более тонких материях. Среди людей отклонения амплитуды движения точки сборки сознания обусловлены многими факторами, в первую очередь - особенностями развития каждого из тел иерархии, их чистоты и силы, а также фактом доминирования потребностей того или иного уровня на данный момент времени.

      На эмоциональном уровне носители полярностей уже не имеют чётких половых очертаний. Остается лишь суть любви как единения мужского и женского начал, астральной (эмоциональной) идеи и среды для её развития.

     Чем выше планы, тем все меньше в них достойных носителей мужского начала. Многие могут пробовать сочинять музыку или стихи, но далеко не всем доступно видение гармонии на уровне Моцарта и Пушкина. Большинство людей, любя музыку, живопись, поэзию, несут в этой любви начало женское. Любовь может возникнуть единственно в эмоциональном секторе любви и при этом оказаться достаточно сильной. Астральная любовь не знает пространственных границ, временные границы хотя и существуют, но отодвинуты и довольно размыты.
 
      Перед ментальной любовью отступает даже время. Смерть на ментальном уровне теряет своё первостепенное значение, которое она имела в планах низшего порядка. Поэтому любовь, как единение  полярных начал на этом уровне, способна достигнуть вечности. Пока низшие тела пробираются друг к другу сквозь тернии  условностей — материальных, временных, пространственных, языковых и прочих, мысль объединяет любящие души мгновенно. А если такое единение ранее происходило в телах ментального плана, основой чему была любовь, то можно быть уверенным, что место и время для новой их встречи  уже предопределено.  Любовь преодолевает все преграды. Спутники ей — лишь Бог, Свобода и вечность.

      Духовный уровень любви слишком высок, чтобы ограничивать его рамками философских понятий. Логика здесь не столь всемогуща, как на прежних уровнях, тем не менее, она подсказывает, что и здесь суть любви остается прежней: в единении мужского и женского начал, духовной идеи с материей доступной монаде. В самом слове “м а т е р и я” заложено материнское, женское начало. Поэтому, какую бы форму она ни имела и на каком бы плане ни существовала, везде она образует почву для развития идеи носителя мужского начала.

     В нашем земном бытии духовная любовь чаще всего проявляется в виде дара и самопожертвования. Жертвенность духовной любви есть идея мужского начала и несёт в себе вполне логичный рациональный смысл даже в тех случаях, когда при этом гибнет незаурядный материальный носитель сознания. Жертва телом низшего порядка порой бывает необходима для сохранения силы, чистоты и гармонии причинных тел иерархии, как собственной, так и ближнего. Христос говорит:

    “Возьми крест свой и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретает её; какая польза человеку, если он приобретает весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?”
 (Евангелие от Матфея, 16).

    В свою очередь, Кришна говорит Арджуне:

     “О лучший из Куру, не принося жертв, невозможно обрести счастье на этой планете и в этой жизни; что же тогда говорить о последующей?”
    (Бхагавад-гита, с. 253).

     Когда Бог нисходит до нас на Землю, Он всякий раз являет собой мужское начало Любви к Своим созданиям. Божественная Любовь призвана оплодотворить дух человеческий. Все мы, независимо от половой принадлежности наших тел, являемся перед Ним в духе носителями женского начала, той самой п о ч в о й, от которой "плодов или вовсе нет, или в сто, или в шестьдесят, или в тридцать крат". Закон Свободы позволяет нам принять или не принять на себя это начало в отношениях с Богом. Тем не менее, сущность их остается незыблемой: Бог — всему Отец, выше Его Любви нет ничего. Рано или поздно, но все приходят к Нему, будь то в качестве возлюбленных или блудных детей. Исключения из этого правила не составят даже восставшие против идей Отца ангелы — противобоги. Их мужественность духовного начала, даже при условии обладания ими великой властью, делает им мало чести. Но Любовь Бога столь сильна, что охватывает собой и Его противников. Законы Свободы и Любви есть общие законы для всего сущего.

     Отвергая Бога, человек добровольно отказывается от Его Любви, выпадая из Божественного энергетического русла и света, идущего по нему, что освещает смысл всякой жизни. Личность, оторванная от Бога, неизбежно сталкивается с проблемами предела развития и бессмысленности собственной жизни, независимо от материального благосостояния, наличия семьи, друзей, образования и имеющейся власти.

     Эгоизм глуп в самой своей основе, поскольку не опирается на Любовь Бога. Жадные, алчные, надменные личности никогда не бывают по-настоящему богаты и счастливы. Напротив, их земная власть и материальное благополучие, как правило, прямо пропорциональны глубине пропасти их духовной нищеты. Структура любви такова, что если она не опирается на Любовь Бога, то любовь других секторов теряет смысл. Даже любовь к себе должна опираться на Любовь к Богу, чего не допускают эгоизм и атеизм.

     Утверждение о том, что человек, не способный любить себя, не способен на любовь к ближнему, имеет глубокий смысл. Разделение “я”, “он”, “она”, “ты” — это очевидный удел лишь низших планов, и то - с большими оговорками. В тонких планах такого категоричного деления не существует. В них “я” одновременно вполне может быть “им”, “ею”, “тобой”. И, наоборот, прежде целое “Я” в духе или ментале может разделиться, став “мной” и “тобой” в эфире и физике в будущем, или быв в прошлом.  Отсюда следствие: рациональная любовь к себе неизбежно трансформируется в любовь ко всему, обращаясь в высшей своей точке в Любовь к Богу. В свою очередь, эгоизм приводит к одиночеству и смертельной скуке.

     Мудрый совет: когда Вы одиноки, начинайте с любви к себе. Вспоминайте иногда Робинзона Крузо, развивайте, гармонируйте себя и окружающую Вас среду.  Обретайте на этом пути силу и чистоту, отдавайте при этом приоритет высшим телам собственной души. Станьте проводником Любви Бога, и к Вам непременно потянутся люди. Тогда дарите Любовь «пятницам» в меру своих сил, и Ваш источник не иссякнет. Вы познаете смысл жизни и счастья на собственном опыте.