Дегенеративный тестовый эффект

Олег Басин
            Дело тут далеко не только в дегенеративности ЕГЭ, о чём спорить сегодня практически никто не будет, кроме министерства образования, но это требует и ещё более широкого взгляда на образовательные процедуры, укоренившиеся в последнее время, если вообще их можно после этого называть образовательными даже с натяжкой. Сам тестовый принцип проник просто везде, где было когда-то образование. Критиковать — это стало теперь просто модно, создавая общий галдёж на тему, но важнее — это раскрытие механизмов, с целью уточнения, куда надо бить для свержения ненавистной системы.
            Тест. Какая бомба в нём заложена под фундамент нашего образования? Каков план диверсии? Каков её механизм?
            Тестовый принцип вопросов и ответов не подразумевает раскрытия темы. Невозможно определить, владеет ли темой этот человек вообще. Владение темой при ответе всегда достоверно раскрывало способен ли данный человек ориентироваться в той области, в которой он экзаменуется. Развёрнутый ответ всегда показывал, что человек не просто выучил несколько инструкций по предмету, а может легко переориентироваться на ходу, имея в голове общую картину всей области знания. И поэтому в былые времена именно развёрнутый ответ и требовался, и запрещался краткий инструктивный. До нас так и доносился смысл обязательных развёрнутых ответов, что это гарантия от профанации и имитации знаний. Чтобы несколькими выученными схемами невозможно было бы подменить истинное владение.
            Что ж, теперь, видимо, настала пора скрывать подмену и имитацию истинного образования в массовых масштабах. Для этого тестовый принцип не только в экзаменах, да и вообще в любых, даже самых рядовых опросах стал массовым, практически подменившим нормальный принцип вопросов и развёрнутых ответов на них. Надо отметить, что вопросы в тестах стали носить более узкий характер, чем в прежних образовательных системах, когда вопросы ставились по обширной теме, а не по предельно узкому частному профилю и частному случаю.
            Только ли в общем экзаменационном беспорядке, воцарившимся в последнее время здесь предмет для беспокойства? Не только. Даже при том, что эта причина уже слишком весома, есть и ещё куда более весомая. И эта причина в самой перенастройке образовательного принципа, глобально приспосабливаемого под тест. Теперь учащийся не вовлечён в глубокое универсальное познание темы или даже области от её фундаментальных основ. Он ориентирован на присвоение нескольких инструкций на короткое время, отведённое на изучение очередного частного вопроса, из которых и состоит так называемое сегодняшнее образование. Оно здесь вообще не присутствует в полном смысле этого слова, так как познание и изучение требуют произвольного внутреннего моделирования, а не жёстких алгоритмических инструкций. Более того, теперь учащийся всей так называемой образовательной системой провоцируется и принуждается именно к выучиванию инструкций взамен прежний знаний. Т.е. он не только имитирует знания на экзаменах и опросах, но и подменяет процесс обучения заучиванием этих инструкций по определённому плану. Думаю,  излишне доказывать, что тестовое принуждение к чисто поверхностному заучиванию инструкций без какого-либо вникания в суть темы, в корне противоречит принципу образования. Т.е. теперь мы говорим, что тесты подменили не только опросы и экзамены, но и опрокинули образование в целом.
            Но и ещё более удручающий эффект мы видим за этим далее. Дело тут не только в неполученных знаниях и сокрытии этого факта на экзаменах и опросах, а ещё и в формировании тотальной умственной отсталости. Суть этого феномена в том, что смысл, как важный моделирующий механизм нашего сознания не формируется при таком, с позволения сказать, обучении. Ведь смысл в норме формирует у нас множество динамических сопряжённых между собой моделей в нашем разуме.   Поколения моделирующих людей остались в прошлом. Нынешнее поколение при нынешней тестовой системе образования вообще не владеет умственным моделированием. Человек, воспитанный и обученный по такому принципу не может видеть даже ближних  перспектив, что уже становится заметным в поведении современных людей. И это я ещё не говорю о стратегическом предвидении. Наверное, теперь становится понятным, почему название данной статьи сформулировано как дегенеративный тестовый эффект.
            Да, мы получили его в полный рост. Педагогика с демократией победили. Победили человеческий род. Педагогика, как давнишняя лженаука, которая никогда не имела ни чётких принципов, формулировки которых мы могли бы лицезреть; ни научных оснований, о которых вопрос даже не ставился никогда; ни даже педагогических методик, о которых существуют только рассказы, но не представления о них. Вот именно за это Макаренко и называл педагогику шарлатанством. Но если педагогика только по своей умственной отсталости взяла на себя эту роль, то демократия её взяла из-за расчётливых устремлений незримого, незаметного порабощения людских масс под прикрытием благих целей.