Иоанн Златоуст 007 - О любви к врагам

Сергей Горцев 2
 Продолжаю публиковать краткое изложение бесед Святителя Иоанна Златоуста. На сей раз тема - архиактуальная. О необходимости любить своих врагов. 





   Христос заповедал не то, чтобы не иметь врагов – это не в нашей власти, - но не ненавидеть их; в этом мы властны, а в том – нет. Быть ненавидимым напрасно зависит не от нашей воли, но от ненавидящих. Так, злые люди обыкновенно ненавидят добрых без причины и напрасно. Так и Христа ненавидели напрасно, как Он Сам говорит: "возненавидели меня напрасно" (Ин. 15, 25).
 Когда я бываю ненавидим, а сам не ненавижу, тогда другой имеет меня врагом, а не я его. Ибо если я молюсь за него, если желаю благодетельствовать ему, то как я могу считать его врагом? Посему и Павел говорит: "если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12, 18).

   Итак, будем исполнять должное с нашей стороны и тем самым заслужим достаточную похвалу. Что же нужно с нашей стороны? Например, тебя такой-то ненавидит и обижает? Ты люби его и благодетельствуй ему. Тебя он бесчестит и поносит? Ты благословляй и хвали его. Но он и после этого не прекращает вражды своей?  В таком случае он доставляет тебе большую награду. Ибо злые люди чем упорнее продолжают вражду, несмотря на наше расположение к ним, тем славнейшие награды приготовляют НАМ и тем слабейшими делают самих себя.
   
     Кто ненавидит и не прекращает вражды, тот мучится, истощается, проводит жизнь в постоянной войне; а кто выше этих стрел, тот стоит вдали от треволнений, доставляет себе, а не врагу величайшую пользу и, стараясь примириться с ним и не враждовать, избавляет себя от ВОЙНЫ и ссоры.
 Итак, будем избегать вражды с другими и исторгнем корень ее — тщеславие и сребролюбие. Ибо всякая вражда происходит или из пристрастия к деньгам, или из тщеславия. Если же будем выше этих страстей, то будем выше и вражды.
    Оскорбил ли тебя кто-нибудь, переноси мужественно: не тебя он оскорбил, а САМОГО СЕБЯ. Ударил ли тебя кто-нибудь, не простирай на него десницы своей: он в то же время ударил СЕБЯ самого, поразив тебя рукою, а себя гневом и приобретши себе дурное мнение от всех. Если же это кажется тебе трудным, то представь, что кто-нибудь в бешенстве разодрал твою одежду, и скажи: кто потерпел зло — ты ли, подвергшийся этому, или он, сделавший это?  Очевидно — ОН.  Хотя у тебя разорвана одежда, но сделавший это потерпел большее зло, нежели подвергшийся этому, ибо у кого разорвано сердце (что производит гнев), тот не гораздо ли больший потерпел вред, нежели ты, не испытавший ничего такого? Не говори, что одежда — твоя: он еще прежде разорвал свое собственное сердце.
 
     Если бы кто-нибудь, претерпевая кораблекрушение и утопая, стал поносить тебя, стоящего на земле, то, конечно, ты не покоробился бы и не сошел бы с земли, чтобы утонуть вместе с ним. Так рассуждай и здесь: кто оскорбляет и поносит тебя, тот подвергается кораблекрушению или буре и утопает, попавши в водоворот гнева; а ты, перенося это мужественно, остаешься спокойным в пристани, на берегу. Если же ты увлечешься подражать ему, то потопишь не его, а самого СЕБЯ.


Начало серии - http://proza.ru/2012/11/10/99