Идея и идеология

Василий Ерёмичев
                ИДЕЯ и ИДЕОЛОГИЯ

                Свобода воли

     Каждый человек, зачастую даже бессознательно, позиционирует себя в этом мире, ищет и находит обоснование всех своих поступков. Очень многие, вообще, никогда не задумываются над мотивацией своих действий, потому что поступают «по велению души». Другие очень правильно рассуждают прежде, чем принять решение и уверены, что они действуют «по разуму» или «по разумению». Священник, помятуя Закон Божий, скажет, что это бог дал человеку свободу воли и позволил поступать в любом случае по собственному пониманию, но помня о соотношении праведности и греха, за что потом, на Страшном суде придётся всё равно отвечать.

     И это всё было бы правильным, если бы каждый человек жил в мире один, сам по себе, как литературный герой - Робинзон Крузо до того момента, когда он нашёл Пятницу. В этом случае господствует одна идея – выжить! А, как только, образуется общество любого состава (кстати, Адам и Ева – уже общество из двух человек), то сразу требуются правила поведения каждого члена общества.

     Очевидно, что уже на самых ранних образованиях человеческих объединений (семья, род, племя, народность) устанавливались и неукоснительно исполнялись правила общежития, хотя они были почти всегда устные. За отступления от этих правил следовали наказания вплоть до самого строгого – изгнания из общества. Это мы знаем из истории, да и сейчас это можно наглядно увидеть в практике жизни изолированных от внешнего мира человеческих групп, которые ещё кое-где существуют. Это уже идеология группы. Например, вождь от бога, его слово - закон, шаман, колдун – связан с высшими силами и всегда прав, обман и насилие над своими – преступление, чужого можно убить безнаказанно и так далее. И эта идеология впитывается с «молоком матери» каждым членом общества.

     С ростом человеческих сообществ, разделением труда и имущественным расслоением роль идеологии неизмеримо возрастает. Устных правил поведения уже не хватает и появляются кодексы, уставы, сословия со своими правилами и так далее. Но, чем больше разных правил, тем больше возможностей и потребностей их нарушать, даже при угрозе наказания. Давно была сделана попытка создать универсальные правила поведения в виде Закона Божьего, яко бы, написанного лично перстом божьим на каменных скрижалях. Но Моисей, спускаясь с горы, нечаянно (???) разбил скрижали, а потом изготовил дубликаты, уже не божьим перстом, а, видимо, руками и стамеской каменотёса.

 Как бы там не было, но, практически, такие правила никогда не соблюдались даже иерархами церкви. Более того, «сына божьего» сами иерархи церкви богоизбранного народа отдали не распятие руками светской власти. Да иначе и быть не могло, потому что Библия сразу предполагала рабство, разделение людей на богатых и бедных, золото, драгоценности и власть денег. Естественно, все эшелоны власти в таком обществе оказались в руках богатых. Из истории известно, что стоит кому-нибудь сильному взять в свои руки абсолютную власть на любом уровне, как сразу же найдётся не одна тысяча подхалимов, которые обоснуют и «историческую необходимость», и «гениальность» такого вождя, и все положительные качества личности вплоть до очередного культа, причём, везде и всегда.
 
                Идеология в обществе

     Достаточно крупные человеческие сообщества в условиях разделения труда и власти денег состоят из больших групп людей с принципиально разными интересами. Тот, кто получил, заработал или отнял у других своё богатство, заинтересован ни с кем не делиться. Ему важно сохранить своё «Я», а оставшиеся за бортом «сытой» жизни всегда будут стремиться изменить «статус – кво», что в одиночку сделать почти невозможно, а если вместе, то появляется понятие «МЫ». Посему и идеология общества не могла быть единой.

     За годы и века, прошедшие от времён становления больших человеческих сообществ, и формирования наций и государств создано множество научных (и антинаучных) философских школ, систем, написаны горы умных книг, вся цель которых и конце концов сводится к одному, а именно: утвердить в обществе единую идеологию, позволяющую уравновесить разносторонние устремления как отдельных сильных личностей, так и социальных групп. Но это никому и никогда не удавалось, наверное, потому, что любая идеология, создаваемая по заказу руководящего клана, всегда сведется к принципу: «будут бедные беднеть, богатеи богатеть, император процветать, а солдаты умирать». Если богатеям и императору такая идеология по душе, то бедным и солдатам не очень.

     Вся история и, особенно, история философии насыщена множеством столкновений самых разных мнений, столкновений, как бескровных, так и жестоких кровавых. Как говорил Отто Бисмарк, «история делается железом и кровью», а идеология всегда оправдывает и железо, и кровь. Но, всё же, потребность справедливости всегда была мечтой униженных и оскорблённых, и были светлые умы, развивающие эту тему. Не вдаваясь глубоко в историю античности, мы достоверно знаем творения Томаса Мора и Томмазо Компанелы, от которых началось философское направление, родившее социалистическое и коммунистическое мировоззрение.

     Можно перечитывать и критически разбирать множество умных книг, можно анализировать сотни религиозных, колониальных и других войн, исследовать потери и приобретения и так далее. Но, если посмотреть на бытовом уровне, то все противоречия сводятся к двум идеям, из которых одна склонна к индивидуализму, где «Я» – пуп земли и всё должно вертеться вокруг той или иной личности, а массы людей всего лишь поле для произрастания таких «Я». Эта идея, формально обоснованная философски и документально, обязательно несёт в себе непременную борьбу мнений, борьбу личностей за первенство и торжество своих «Я», которая всегда приводит к войнам и огромным жертвам.

     Вторая идея в основе имеет субъект – «МЫ», это идеология коллективизма, она имеет такое же право на существование. Более того, она предполагает установление такого порядка и правил поведения, которые созвучны желаниям подавляющего большинства людей. Совсем недавнее прошлое показывает, что построение общества, на принципах коллективизма возможно, хотя и очень трудно. Противодействуют этому, как всегда, маргиналы и преступники всех мастей, что не самое главное, важнее, что ещё достаточно много людей, заражённых идеей индивидуализма. Они, как правило, очень активны и жадны, действуют жёстко и беспринципно, а, поскольку они в меньшинства, то всегда стремятся любыми способами, часто сомнительными и преступными создать видимость роскошной жизни своего «Я».

     Здесь имеет место, опять-таки, идеологическое противоречие: сторонники коллективизма по определению должны действовать гуманными методами воспитания и принуждения, чего часто не хватает. Да и воспитание больших масс народа дело длительное, сначала надо ещё воспитателей воспитать (простите за тавтологию). А противники не стесняются в средствах и методах, в ход идёт всё от банального воровства и непременного подкупа творческой интеллигенции, СМИ, обливающих грязью любые проявления коллективизма, до прямого применения оружия против каждого, кто осмелится выступать против их гнусной идеи торжества личного «Я». Всё это видно не вооружённым глазом, стоит только включить любые новости в мире или в стране и посмотреть на события критически.

                История не наших глазах

     Что же произошло сто лет назад, тридцать лет назад и что происходит сейчас в нашей стране с точки зрения идеологии и исторической памяти общества?
Ещё задолго до революции усилиями царских экономистов, и, в частности, хвалёным Столыпиным, проводились мероприятия по изменению способов управления огромным производственно-хозяйственным комплексом страны. Освобождённое от крепостного права крестьянство нуждалось в удобной системе. Стихийно складывалась система общинного пользования землёй, но она при всех её недостатках неспешно вела к принятию идеи коллективизма.

     Властям, точнее, наиболее дальновидным её представителям это было понятно, и поэтому Столыпин начал силой насаждать становление мелких собственников, хорошо понимая, что из крестьянина, получившего в собственность хутор и землю, очень скоро вырастет матёрый кулак – опора власти на земле (в деревне). И пусть он по своему усмотрению мордует своих батраков, которые обязательно появятся у него совсем скоро. Так что кулак – это не «изобретение» коммунистов, а тяжёлое наследие капитализма, и раскулачивание абсолютно необходимая мера. А в том, что оно проходило с большой кровью, то это не вина, а, скорее, беда молодой Советской власти. Нужны исполнители, а где их взять, справедливых и интеллигентных? Поэтому исполнителями нужного дела сплошь и рядом становились обозлённые, голодные вчерашние солдаты несправедливой и ненавистной войны. А сопротивление кулаков, естественно, подливало масла в огонь, и получилось, как получилось. История состоялась.

     Февральская часть революции изменяла способ управления, но не затронула основ – хозяйственного уклада и не затронула идеологию: хозяин – частный собственник и наёмные работники практически без прав. И во главе угла «Я», как вершина цивилизации.

     Но время уже изменило ситуацию, появился рабочий класс, люди поняли, что успех, как в работе, так и в борьбе достигается коллективом, ради которого часто надо «наступать на горло собственной песне». Это же поняли и солдаты не полях мировой войны, большинство которых после демобилизации (или дезертирства) охотно вливались в ряды Красной армии и в хозяйственную работу на новых принципах – принципах коллективизма. И, именно, Октябрьская революция имеет право называться революцией и Великой, ибо она изменила не только персоналии во власти, но и уклад хозяйственной жизни и идеологию общества, когда главным стало понятие «МЫ».

     И эта часть истории состоялась, история яркая и новая, почти всё было неизведанное, много было и героического, и досадного. И столько же толкователей прошлого, которые все ссылаются, яко бы, на документы, но многие видят в прошлом только то, что хотят видеть. Поневоле для некоторых «умных» толкователей подходит русская поговорка: «свинья грязи везде найдёт!». Но, ради справедливости, если комментировать прошлое, то надо показывать всё, достижения и недостатки подробно, точно и без своих оценок, ибо «одному нравится поп, другому попадья, а третьему поповская дочка».

                Богатырь не распутье

     Конечно, можно сейчас досадовать и сокрушаться, жалея потерянный Союз, можно радоваться, но есть факт – произошла контрреволюция! Именно, контрреволюция, а не переворот, потому что изменился хозяйственный уклад, права собственности и насаждаемая сверху идеология индивидуализма. Если при Союзе предлагался мотив: «прежде думай о Родине, а потом о себе», то после 91-го главным и официальным стал другой мотив: «прибыль любой ценой и только для себя любимого, а Родина, коллеги, народ – это всё от лукавого». Это всё мы видим каждый день своими глазами.
 
     Можно возразить двумя доводами. Во-первых, частное предпринимательство эффективнее государственного, что не однозначно. Да, пирожки частник печёт, возможно и лучше, а крупные проекты, как правило, на порядок дороже обходятся, если они реализуются за счёт бюджета, и качество не на высоте. И присутствие иностранных инвесторов смущает с точки зрения безопасности Родины.  Во-вторых, есть примеры (кстати они и при царе были), когда частные богатые собственники проявляли чудеса благотворительности, устраивали зрелищные мероприятия за свой счёт, открывали детские дома, школы, спортивные секции и много-много другого. Но, по факту, такие пожертвования делаются от осознания преступности любых способов накопления частного капитала и попыткой некоторых индивидов совершить сделку с проснувшейся совестью. Пусть так, пусть их очень мало в большом омуте эксплуататоров, но честь им и хвала, хотя это и не столбовая дорога в будущее.

     Я не знаю, зачем я всё это написал. Наверное, потребность высказать свои мысли единственному надёжному слушателю – ноутбуку. Скорее всего, мало кто прочитает эти мысли, но радует, что всё чаще стали появляться в обсуждениях подобные мысли от разных людей и пробивается мнение, что идеология должна быть, и должна быть нашей, а не навязанной нам, яко бы, вершителями судеб мира. Естественно, что для утверждения своей идеологии нужна, очень нужна политическая воля первых лиц государства, но пока её не видно.

     Пока видно, что есть определённые успехи в укреплении военной мощи страны, успехи в осуществлении крупных проектов, в укреплении международного статуса. Растёт почитание президента в плане создания очередного культа личности, но до сих пор продолжается забвение нашей славной истории, точнее, её Советского периода, высшим руководством страны.

     Можно создать сильное в военном и экономическом отношении государство, можно, даже, стать мировым жандармом, как США, но для кого всё это?? Если для кучки избранных, то вспомните, как господь бог создал избранный народ и что из этого получилось – бесконечные войны! А нам, простым людям нужна идеология коллективизма, при которой мы все вместе можем жить в большой семье, не боясь, что завтра тебя разорят или убьют из-за угла, не боясь войны в любых её формах, потому что, только когда мы вместе – мы непобедимы.
 
     Очень хочется, что бы наши внуки и правнуки жили в атмосфере, в которой большее удовольствие доставляет желание отдавать людям добро души и добрые дела, а не накапливать сомнительные ценности в свою личную кубышку. Я отдаю себе отчёт, что нужен большой труд в деле воспитания целых поколений, но если думать об этом и ничего не делать, то и результат будет нулевой.

           В.И. Ерёмичев    2021-2022 год