Эрих Фромм. Лидерство у животных и человека

Виртджини Вульф
   ...Человек часто описывал иерархическую организацию животных как пародию на свою собственную систему: "властвующий босс" ведёт себя как вождь, освещая своим блеском всех нижестоящих. Это правда, что у обезьян авторитет лидера часто держится на страхе, который он внушает другим членам стаи. Но у человекообразных (какими являются шимпанзе) авторитет вожака часто опирается вовсе не на страх перед наказанием со стороны сильнейшего, а на его компетентность и умение повести за собой всю стаю. Мы уже приводили пример из книги Кортланда (151, 1962), когда старый седовласый шимпанзе, благодаря опыту и мудрости, играл роль лидера, несмотря на физическую слабость.
   Какое бы место не занимало лидерство в жизни животных, ясно одно: право на эту роль лидер должен заслужить и постоянно подтверждать - это значит, что он снова и снова должен доказывать сородичам свое превосходство в силе, уме, ловкости или других качествах, которые сделали его лидером.
  Хитроумный эксперимент Дельгадо (69,1967,с.183) с маленькими обезьянами показал, что лидер утрачивает свое доминирующее положение, если хоть на мгновение потеряет те качества, которыми отличался от других.
   Зато в человеческой истории все наоборот: как только в обществе был легитимирован институт лидерства, которое не опирается на личную компетентность, стало необязательным, чтобы властвующий (вождь) постоянно проявлял свои выдающиеся способности; более того, пропала необходимость, чтобы он вообще был наделён какими-либо выдающимися качествами. Социальная система воспитывает людей таким образом, что они оценивают компетентность лидера по званию, униформе или ещё бог знает по каким признакам; и пока общество опирается на подобную символику, средний гражданин не осмелится даже усомниться в том, что король голый.

   (Эрих Фромм "Анатомия человеческой деструктивности", ч.2,гл.VI)