Глава 122. Сталкер и Булгаков

Илья Уверский
Глава 122. Сталкер и М.А.Булгаков

Количество странных совпадений между романом «Мастер и Маргарита» можно было бы наращивать и дальше, но это было бы скучно.

1. Вместо этого я затрону самый общеизвестный пример пророческого дара братьев Стругацких, касающийся ЧЕРНОБЫЛЯ. Как я уже писал в первой части, "Пикник на обочине", это, конечно же не о визите инопланетян. Это ничто иное, как след, который оставит человечество во Вселенной, на самом краю нашей галактики. В виде пустых консервных банок, пластика и прочего мусора. Это история Апокалипсиса, звезды Полынь, которая там упоминается (Чернобыль, он же горечь), того состояния к которому мы движемся.

Вокруг зоны отчуждения Чернобыля сложилось множество мифов, сделаны игры, сериалы и прочее. Что более всего меня удивило, в «Пикнике» четко разъяснено, что в зоне нет радиации. Хотя сразу понятно, что мартышка с волосами по всему телу, не могла родиться без радиационного облучения. Тогда кто или что заставил авторов четко зафиксировать что «радиация здесь не при чем»? Догадаться не сложно, время было такое. Да, и кроме того, книга была написана до чернобыльской аварии.

Все эти параллели были бы слабыми, если бы не одно но, которое меня удивило в 10 раз больше. Речь идет о катастрофе в Карригановских лабораториях, упоминаемой в «Пикнике».

«- Эти идиоты поместили фарфоровый контейнер со «СТУДНЕМ» в специальную камеру, предельно изолированную… То есть это они думали, что камера предельно изолирована, но когда они открыли контейнер манипуляторами, «студень» пошел через металл и пластик, как вода через промокашку, вырвался наружу, и все, с чем он соприкасался, превращалось опять же в «студень». Погибло 35 человек, больше 100 изувечено, а все здание лаборатории приведено в полную негодность. Вы там бывали когда-нибудь? Великолепное сооружение! А теперь «студень» стек в подвалы и нижние этажи…».

Напомню, что во время аварии на Чернобыльской АЭС раскаленная как солнце активная зона реактора ушла под Землю прожигая все на своем пути. У 134 человек, участвовавших в ликвидации аварии, развилась лучевая болезнь, 28 из них скончались в течение месяцев после этого. 2 человека погибли в самом начале.

Про то, что в фильме Тарковского (1979 год) упоминается авария в зоне на 4-ом блоке даже вспоминать не буду.


2. Теперь напомню про всем известный стих в Апокалипсисе про звезду ПОЛЫНЬ.

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
Имя сей звезде «ПОЛЫНЬ»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Отк.,8,10-11).

Данный стих стал известен благодаря тому, что Полынь на украинском – это Чернобыльник.


3. Теперь напоминаю, что профессор, писатель и сталкер играют главные роли в фильме «Сталкер», и предлагаю посмотреть первую главу романа «Мастер и Маргарита», где профессор с поэтом встречают на Патриарших Воланда.

Если кто-то все таки сумел оторваться от советского слоя романа, в котором погрязло большинство булгаковедов, и читал предыдущие очерки, то уже знает, что роман «Мастер и Маргарита» - это современное Евангелие и Апокалипсис, рассказывающий о последних временах, тем более, что все бьется один в один.

Итак, смотрим. Прошу обратить внимание, что НАРЗАНУ (живой источник) нет. Что касается абрикоса, то у него внутри ядовитая и горькая косточка. Прошу обратить внимание, что от этой абрикосовой над писателями начали вылетать воробьи (символ нечистого духа).

«Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, — никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

— Дайте нарзану, — попросил Берлиоз.

— НАРЗАНУ НЕТУ, — ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

— Пиво есть? — сиплым голосом осведомился Бездомный.

— Пиво привезут к вечеру, — ответила женщина.

— А что есть? — спросил Берлиоз.

— Абрикосовая, только теплая, — сказала женщина.

— Ну, давайте, давайте, давайте!..

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздуха запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной».

Итак, ужасная жара, отсутствие воды, ни одного человека вокруг. Воды действительно стали горьки.

А Нарзана (т.е. «живой воды» нет). Самое время для седьмого доказательства, то есть второго пришествия.


4. Теперь пора перейти к самой звезде Полынь, которая пала на живительный источник русской литературы. В романе множество слоев, и каждый герой может быть расшифрован в десять разных направлений. Но большинство булгаковедов сразу догадались, что в литературном слое романа под маской председателя МАССОЛИТА и союза литераторов скрывается ГОРЬКИЙ. (Не композитор). Он и вправду хорошо подгорчил жизнь в стране. Появились улицы Горького, парки Горького, город Горький, автомашины ГАЗ, самолет-гигант им.Горького, крушение которого и было описано в 3-ей главе. Да и сам умер от отравления с симптомами бериллиоза (не композитора).

5. Наличие в одной главе признаков последних времен, отсутствие воды, ужасный зной и прочее, а также отсылка к Максиму Горькому, конечно же, хороший намек на звезду Полынь (Чернобыльник), но этого недостаточно.

Гораздо интереснее настойчивое упоминание автором в этой главе слова ЧЕРНЫЙ со всем, что не лень.

…очки в ЧЕРНОЙ роговой оправе
….в ЧЕРНЫХ тапочках
…очень ЧЕРНЫМИ красками
…трость с ЧЕРНЫМ набалдашником
….Правый глаз ЧЕРНЫЙ, левый почему-то зеленый. ….Брови ЧЕРНЫЕ…
…бесшумно чертили ЧЕРНЫЕ птицы
….— Я — специалист по ЧЕРНОЙ магии
…подлинные рукописи ЧЕРНОкнижника….

Про то, что история на Патриарших в сконцентрированном виде отсылает нас к истории с Авраамом и Лотом, а также к сожжению Содома и Гоморры упоминать не буду, так как это сложно. Но ТЕРМИНАТОРА могу показать. Напомню, что такое терминатор.

"Термина;тор (от лат. terminare — прекращать) — линия светораздела, отделяющая освещённую (светлую) часть тела (например, космического тела) от неосвещённой — тёмной — части".

А вот отрывок из той же первой главы.

"Он остановил свой взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и НАВСЕГДА уходящее от Михаила Александровича солнце, затем перевел его вниз, где стекла начали предвечерне темнеть, чему-то снисходительно усмехнулся, прищурился, руки положил на набалдашник, а подбородок на руки".


6. Но и это очень натянуто. Ну, подумаешь, вспомнил автор слово черный несколько раз, с кем не бывает. Где упавшая звезда полынь, павшая в воду? Где вода, ставшая горькой? И при чем здесь «Пикник на обочине»?

Напоминаю, что в романе «Мастер и Маргарита» пикник по дороге на бал у сатаны на некой волшебной полянке имела Маргарита. Этот пикничок хорошо описан.

Теперь ближе к сути дела и чуть-чуть этимологии. Дело в том, что траве Полынь в старые добрые времена соответствовала трава Артемизия (латинский). Названа так в честь богини охоты, плодородия и ЛУНЫ АРТЕМИДЫ (ДИАНА). Если кто читал предыдущие очерки, то уже знает, что Маргарите в античном слое романа соответствует богиня Луны – Артемида (Наташе – Венера).

Теперь смотрим, как Маргарита упала в источники вод (глава «Полет») и что с этими водами стало.

«Маргарита прыгнула с обрыва вниз и быстро спустилась к воде. Вода манила ее после воздушной гонки. Отбросив от себя щетку, она разбежалась и ПРЫГНУЛА В ВОДУ ВНИЗ ГОЛОВОЙ. Легкое ее тело, как стрела, вонзилось в воду, и СТОЛБ ВОДЫ ВЫБРОСИЛО ПОЧТИ ДО САМОЙ ЛУНЫ. Вода оказалась теплой, как в бане, и, вынырнув из бездны, Маргарита вдоволь наплавалась в полном одиночестве ночью в этой реке.

Рядом с Маргаритой никого не было, но немного подальше за кустами слышались всплески и фырканье, там тоже кто-то купался.

Маргарита выбежала на берег. Тело ее ПЫЛАЛО после купанья. Усталости никакой она не ощущала и радостно приплясывала на влажной траве. Вдруг она перестала танцевать и насторожилась. Фырканье стало приближаться, и из-за ракитовых кустов вылез какой-то голый толстяк в черном шелковом цилиндре, заломленном на затылок. Ступни его ног были в илистой грязи, так что казалось, будто купальщик в черных ботинках. Судя по тому, как он отдувался и икал, он был порядочно выпивши, что, впрочем, подтверждалось и тем, что РЕКА ВДРУГ СТАЛА ИЗДАВАТЬ ЗАПАХ КОНЬЯКУ».

****

7. Но если это сложно, то раз уж эпиграфы "Пикника" и "Мастера и Маргариты" сошлись, вот концовка «Пикника на обочине», где Рыжий добирается до шара, исполняющего желания.

«Жарило солнце, перед глазами плавали красные пятна, дрожал воздух на дне карьера, и в этом дрожании казалось, будто Шар приплясывает на месте, как буй на волнах. Он прошел мимо ковша, суеверно поднимая ноги повыше и следя, чтобы не наступить на черные кляксы, а потом, УВЯЗАЯ в рыхлости, потащился наискосок через весь карьер к пляшущему и подмигивающему Шару.
Он был покрыт потом, задыхался от жары, и в то же время морозный озноб пробирал его, он трясся крупной дрожью, как с похмелья, а на зубах скрипела пресная меловая пыль. И он уже больше не пытался думать. Он только твердил про себя с отчаянием, как молитву: "Я животное, ты же видишь, я животное. У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой... всемогущий, всесильный, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, - ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: "СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!».


А теперь концовка из "Белой гвардии" М.А.Булгакова:

«И, наконец, Петька Щеглов во флигеле видел сон.
Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни большевиками, ни Петлюрой, ни Демоном. И сон привиделся ему простой и радостный: как солнечный ШАР.
Будто бы шел Петька по зеленому большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно бежать, ПРИЛИПАЮТ К ЗЕМЛЕ, стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны. Петька добежал до алмазного
шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи. И ему весело стрекотал сверчок за печкой. Петька стал видеть иные, легкие и радостные сны, а сверчок все пел и пел свою песню, где-то в щели, в белом углу за ведром, оживляя сонную, бормочущую ночь в семье.
Последняя ночь расцвела. Во второй половине ее вся тяжелая синева, занавес бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. В алтаре зажигали огоньки, и они проступали на завесе целыми крестами, кустами и квадратами. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла - слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч.
Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?».


А может быть лучше золотой шар в самом конце романа «Мастер и Маргарита»?


«— Так, стало быть, этим и кончилось?

— Этим и кончилось, мой ученик, — отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит:

— Конечно, этим. Все кончилось и все кончается... И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо.

Она наклоняется к Ивану и целует его в лоб, и Иван тянется к ней и всматривается в ее глаза, но она отступает, отступает и уходит вместе со своим спутником к луне.

Тогда ЛУНА начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом».