Глава 121. Сталкер в романе Мастер и Маргарита

Илья Уверский
Глава 121. Сталкер в романе Мастер и Маргарита

В этой части я попытаюсь показать, как фильм «Сталкер» Тарковского вместе с «Пикником» на обочине растворился в романе «Мастер и Маргарита». Может быть, кому то это будет интересно.

Оба произведения являются метафорами, религиозными метафорами, протестующими против человеческого неверия, пилатщины. В обоих произведениях главные герои ищут нехорошую квартиру, где можно исполнить ОДНО самое сокровенное желание. Только для этого человек должен быть полностью лишен всего, обделен, подобно мастеру или сталкеру.

«— Так я, стало быть, могу попросить об одной вещи?

— Потребовать, потребовать, моя донна, — отвечал Воланд, понимающе улыбаясь, — потребовать одной вещи!

Ах, как ловко и отчетливо Воланд подчеркнул, повторяя слова самой Маргариты — "ОДНОЙ ВЕЩИ"!». (глава «Извлечение мастера»).
В обоих произведениях, главные герои, добравшись до нехорошей квартиры, не знают, что загадать, но получают гораздо больше. Впрочем, как и в фильме «Матрица», который рассказывает о том же самом.

Впрочем, по порядку. Должны совпадать самые разные детали, иначе будет неинтересно.

1) Оба произведения должны начинаться с фаустовского эпиграфа о добре, трансформирующем зло.

«...Так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы,
что вечно хочет
зла и вечно совершает благо».
Гете. "Фауст"

Теперь, «Пикник на обочине».

«Ты должен сделать добро
из зла, потому что его
больше не из чего сделать».
Р.П.Уоррен

2. Раз уж речь зашла о Фаусте, то без мистической собаки, преследующей главного героя, никуда. Смотрим роман «Мастер и Маргарита». Пилат и Банга. Также собака преследует мастера и в 13 главе. Смотрим «Сталкер» Тарковского. А вот и наша собака, появилась, преследует Сталкера и даже из Зоны за ним выходит.

3. Само собой, что Тарковский и Булгаков просто были поклонниками Гете. Чуда здесь нет. Теперь разберемся, в чем была идея Сталкера в «Пикнике на обочине». Его идея была добраться до золотого шара (в книжке вместо нехорошей квартирки – ЗОЛОТОЙ ШАР, тот самый, который описывается в конце «Белой гвардии» и романа «Мастер и Маргарита», чуть позже, покажу). Его дочь полностью покрылась шерстью и начала превращаться в какое-то непонятное создание. Звали ее Мария, но Сталкер назвал ее Мартышкой. Сталкер хотел попросить у ШАРА излечения дочери (то, что, по легенде, Мария Магдалена жила в пустыне без одежды и вся обросла волосами принимать во внимание не будем).

Смотрим роман «Мастер и Маргарита». Нет ли там странного разговаривающего человекоподобного существа, полностью покрытого шерстью. Да, есть. Это кот-Бегемот (правда, такое же есть в «Собачьем сердце», но не будем обращать на это внимание). Но он должен излечиться. Да, в конце романа «Мастер и Маргарита», когда все счета оплачены, кот-Бегемот теряет всю свою шерсть и превращается в мальчика-пажа. Здесь нестыковка.

4. В книге «Пикник на обочине» и в фильме «Сталкер» рассказывается о происхождении «Зоны посещения». Ее посетили какие-то пришельцы, которые двигались далеко в космос и решили устроить небольшой пикник на обочине, чтобы отдохнуть. После них остались какие-то странные предметы, которые обладают чудесными свойствами и являются предметом охоты сталкеров. Сталкеры незаконно выносят и продают эти предметы за деньги. По версии фильма, в ЗОНУ упал загадочный метеорит.
Без проблем. Смотрим, нет ли в романе «Мастер и Маргарит» некой Зоны, где произошло ужасное падение летевшего над Землей пришельца, который упал, поучаствовал в пикнике, а потом полетел дальше. Оказывается есть.

«Маргарита чувствовала близость воды и догадывалась, что цель близка. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву. За этим обрывом внизу, в тени, лежала река. Туман висел и цеплялся за кусты внизу вертикального обрыва, а противоположный берег был плоский, низменный. На нем, под одинокой группой каких-то раскидистых деревьев, метался огонечек от костра и виднелись какие-то движущиеся фигурки. Маргарите показалось, что оттуда доносится какая-то зудящая веселенькая музыка. Далее, сколько хватало глаз, на посеребренной равнине не виднелось никаких признаков ни жилья, ни людей.

Маргарита прыгнула с обрыва вниз и быстро спустилась к воде. Вода манила ее после воздушной гонки. Отбросив от себя щетку, она разбежалась и прыгнула в воду вниз головой. Легкое ее тело, как стрела, вонзилось в воду, и столб воды выбросило почти до самой луны. Вода оказалась теплой, как в бане, и, вынырнув из бездны, Маргарита вдоволь наплавалась в полном одиночестве ночью в этой реке».

Дальше Маргарита прилегла и выпила шампанского.

5. Что касается вынесения с ЗОНЫ неких загадочных предметов, то в главе «Извлечение мастера» Маргарита получает от Воланда загадочную золотую подковку, усыпанную алмазами. Затем заворачивает ее в платок, а потом теряет по дороге. Рыжий Азазелло возвращается и забирает ее у Аннушки, выплачивая ее деньги – 200 рублей. Это же сильно похоже на сталкерство. Что было бы не так интересно, как то, что кличка сталкера из «Пикника на обочине» именно РЫЖИЙ. И это не все. Как известно, именно Азазелло подсунул Маргарите какой-то загадочный крем. Кроме того, выясняется, что оба Рыжих – несколько злобного нрава и большие мастера спустить кого-то с лестницы.
Как Азазелло спускал с лестницы Поплавского в главе «Неудачливые визитеры» напоминать не буду, это всем известно.

А вот описание такой же истории из ПИКНИКА (эпизод когда санитары явились, чтобы забрать папаню-зомби Рыжего.

«Рэдрик послушал его минуту или две, а потом вдруг безо всякого предупреждения взорвался, как водородная бомба. Рассказывавший все это лаборант и сам не помнит, как он очутился на улице. РЫЖЫМЙ ДЬЯВОЛ спустил с лестницы всех пятерых, причем ни одному из них не дал уйти самостоятельно, на своих ногах. Все они по словам лаборанта, ВЫЛЕТЕЛИ из парадного, как ядра из пушки».

Прошу обратить внимание, что в романе «Мастер и Маргарита» неудачливые визитеры также загадочно вылетали из подъезда, через окно.

В общем, «Я говорил тебе, что завязал?…. Ну тогда не обижайся». Так что искать золотой шлем не так уж безопасно.

6. Теперь напомню, что в романе «Мастер и Маргарита» в самом начале происходит встреча писателя и профессора. Смотрим фильм «Сталкер». Все на месте. И писатель и профессор. И спорят тоже о чем-то вечном. А в этом время Сталкер думает о чем-то своем и цитируется Евангелие, где два путника не узнали Христа…

«В тот же день двое… из них…шли в селение отстоящее стадий на шестьдесят…(неразборчиво) называемое… (неразборчиво) и разговаривали между собой о всех сих событиях, и когда они разговаривали и рассуждали между собой…(неразборчиво) и Сам, приблизившись, пошёл с ними, но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал, о чем это вы (вздыхает) все рассуждаете между собой и отчего вы печальны. Один из них, именем..».

Евангелие от Луки (гл. 24).
Посмотрим не появляется ли кто на Патриарших прудах в это время? Точно появляется.

7. Теперь ключевые монологи произведений. Это о стремлении пожрать.

Это отрывок из главы «Черная магия и ее разоблачение». Тем, кто не знаком с Евангелием (что нормально для нашего времени) напомню, что эта сцена является современным перевертышем на Нагорную проповедь, где несколькими хлебами были накормлены путем преломления тысячи человек. Иисус с сожалением отметил, что люди тогда последовали за ним потому что насытились, а не из-за слов истины. Современный черный перевертыш на это всем известен. Долларовое Шоу-Варьете, когда за счет печатного станка и кредита, накормлено множество народа. В общем, народу лишь бы пожрать.

«— Кресло мне, — негромко приказал Воланд, и в ту же секунду, неизвестно как и откуда, на сцене появилось кресло, в которое и сел маг. — Скажи мне, любезный Фагот, — осведомился Воланд у клетчатого гаера, носившего, по-видимому, и другое наименование, кроме "Коровьев", — как по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

— Точно так, мессир, — негромко ответил Фагот-Коровьев.

— Ты прав. Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем. О костюмах нечего уж и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили...

— Автобусы, — почтительно подсказал Фагот.

Публика внимательно слушала этот разговор, полагая, что он является прелюдией к магическим фокусам. Кулисы были забиты артистами и рабочими сцены, и между их лицами виднелось напряженное, бледное лицо Римского.

Физиономия Бенгальского, приютившегося сбоку сцены, начала выражать недоумение. Он чуть-чуть приподнял бровь и, воспользовавшись паузой, заговорил:

— Иностранный артист выражает свое восхищение Москвой, выросшей в техническом отношении, а также и москвичами, — тут Бенгальский дважды улыбнулся, сперва партеру, а потом галерее.

Воланд, Фагот и кот повернули головы в сторону конферансье.

— Разве я выразил восхищение? — спросил маг у Фагота.

— Никак нет, мессир, вы никакого восхищения не выражали, — ответил тот.

— Так что же говорит этот человек?

— А он попросту соврал! — звучно, на весь театр сообщил клетчатый помошник и, обратясь к Бенгальскому, прибавил: — Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

С галерки плеснуло смешком, а Бенгальский вздрогнул и выпучил глаза.

— Но меня, конечно, НЕ СТОЛЬКО ИНТЕРЕСУЮТ АВТОБУСЫ, ТЕЛЕФОНЫ И ПРОЧАЯ...

— Аппаратура! — подсказал клетчатый.

— Совершенно верно, благодарю, — медленно говорил маг тяжелым басом, — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?

— Да, это важнейший вопрос, сударь».

Обратите внимание на слова «… и прочая … аппаратура».

Теперь отрывок из «Сталкера»:

«А вообще-то я должен сказать, э, существуем мы для того, чтобы…Во всяком случае, ВСЯ ЭТА ВАША ТЕХНОЛОГИЯ… ВСЕ ЭТИ ДОМНЫ, КОЛЕСА… И ПРОЧАЯ МАЕТА-СУЕТА — ЧТОБЫ МЕНЬШЕ РАБОТАТЬ И БОЛЬШЕ ЖРАТЬ — все это костыли, протезы. А человечество существует для того, чтобы создавать… произведения искусства… Это, во всяком случае, бескорыстно, в отличие от всех других человеческих действий. Великие иллюзии… Образы абсолютной истины… Вы меня слушаете, Профессор?

Профессор: О каком бескорыстии вы говорите? Люди ещё с голоду мрут. Вы что, с Луны свалились?
Сталкер: Ну и везёт же вам! Боже мой… да теперь… Теперь вы сто лет жить будете!».

8. Теперь ключевой эсхатологический момент в фильме «Сталкер». Это середина фильма, где жена Сталкера читает отрывок из Апокалипсиса о КОНЦЕ СВЕТА (при этом становится очевидно, что «Пикник на обочине», это мы сами, странная «Зона» - это то, что останется после человечества, в фильме, как и в романе прошлое и будущее слились в одно целое).

«12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и СОЛНЦЕ СТАЛО МРАЧНО как власяница, и ЛУНА СДЕЛАЛСЬ КАК КРОВЬ.
13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
14 И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.
15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,
16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?».

Теперь посмотрим, нет ли такого же эпизода в романе «Мастер и Маргарита». Целых ТРИ РАЗА ПОВТОРЯЕТСЯ. Даже с читающей Маргаритой. Кстати и собака с заснувшим Пилатом тоже есть, если что.

«Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на горизонте. Черная туча поднялась на западе и до половины отрезала солнце. Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно.

Эта тьма, пришедшая с запада, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим во мгле» (глава «Судьба мастера и Маргариты решена»).

9. В фильме «Сталкер» писатель пытается сжечь нехорошую квартиру при помощи бомбы. Для этого он туда и шел. Даже бомбу с собой взял. Но потом передумал, сломал бомбу и выкинул ее.

Посмотрим, нет ли в романе «Мастер и Маргарита» кого-то кто починает эту самодельную бомбу, чтобы сжечь нехорошую квартиру. Оказывает есть. Глава «Конец квартиры №50» (вообще-то речь также идет о гибели США – Великой блудницы).

«На этот раз, если и не полная, то все же какая-то удача была налицо. По всем комнатам мгновенно рассыпались люди и нигде никого не нашли, но зато в столовой обнаружили остатки только что, по-видимому, покинутого завтрака, а в гостиной на каминной полке, рядом с хрустальным кувшином, сидел громадный черный кот. Он держал в своих лапах примус.

В полном молчании вошедшие в гостиную созерцали этого кота в течение довольно долгого времени.

— М-да... действительно здорово, — шепнул один из пришедших.

— Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — недружелюбно насупившись, проговорил кот, — и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

— Исключительно чистая работа, — шепнул один из вошедших, а другой сказал громко и отчетливо:

— Ну-с, неприкосновенный чревовещательский кот, пожалуйте сюда».

Фильм «Сталкер»

«Писатель: Вуаля! Перед нами новое изобретение профессора Профессора! Прибор для исследования человеческих душ! Душемер!
Профессор: Это всего-навсего бомба.
Сталкер: Что-что?
Писатель: Шутка…
Профессор: Нет, просто бомба. Двадцать килотонн.
Писатель: Зачем?»

10. Теперь посмотрим, нет ли в обоих произведениях писателя, который во всем разочаровался.

Это Монолог Писателя из «Сталкера»

«Чья совесть от них заболит? Моя? У меня нет совести. У меня есть только нервы. Обругает какая-нибудь сволочь — рана. Другая сволочь похвалит — ещё рана. Душу вложишь, сердце своё вложишь — сожрут и душу, и сердце. Мерзость вынешь из души — жрут мерзость. Они же все поголовно грамотные, у них у всех сенсорное голодание. И все они клубятся вокруг — журналисты, редакторы, критики, бабы какие-то непрерывные. И все требуют: «Давай! Давай!..» Какой из меня, к черту, писатель, если я ненавижу писать. Если для меня это мука, болезненное, постыдное занятие, что-то вроде выдавливания геморроя. Ведь я раньше думал, что от моих книг кто-то становится лучше. Да не нужен я никому! Я сдохну, а через два дня меня забудут и начнут жрать кого-нибудь другого. Ведь я думал переделать их, а переделали-то меня! По своему образу и подобию. Раньше будущее было только продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то там, за горизонтами. А теперь будущее слилось с настоящим. Разве они готовы к этому? Они ничего не желают знать! Они только жр-р-ут!».

А это слова мастера (глава «Извлечение мастера»):

«Приказание Воланда было исполнено мгновенно. После некоторого молчания Воланд обратился к мастеру:

— Так, стало быть, в Арбатский подвал? А кто же будет писать? А мечтания, вдохновение?

— У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — ответил мастер, — ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, — он опять положил руку на голову Маргариты, — меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал.

— А ваш роман, Пилат?

— Он мне ненавистен, этот роман, — ответил мастер, — я слишком много испытал из-за него.

— Я умоляю тебя, — жалобно попросила Маргарита, — не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу. — Маргарита добавила еще, обратившись к Воланду: — Не слушайте его, мессир, он слишком замучен.

— Но ведь надо же что-нибудь описывать? — говорил Воланд, — если вы исчерпали этого прокуратора, ну, начните изображать хотя бы этого Алоизия.

Мастер улыбнулся.

— Этого Лапшённикова не напечатает, да, кроме того, это и неинтересно.

— А чем вы будете жить? Ведь придется нищенствовать.

— Охотно, охотно, — ответил мастер, притянул к себе Маргариту, обнял ее за плечи и прибавил: — Она образумится, уйдет от меня...

— Не думаю, — сквозь зубы сказал Воланд и продолжал: — Итак, человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать?

Маргарита отделилась от мастера и заговорила очень горячо:

— Я сделала все, что могла, и я нашептала ему самое соблазнительное. А он отказался от этого.

— То, что вы ему нашептали, я знаю, — возразил Воланд, — но это не самое соблазнительное. А вам скажу, — улыбнувшись, обратился он к мастеру, — что ваш роман еще принесет вам сюрпризы».



— Это очень грустно, — ответил мастер.

— Нет, нет, это не грустно, — сказал Воланд, — ничего страшного уже не будет. Ну-с, Маргарита Николаевна, все сделано. Имеете ли вы ко мне какую-нибудь претензию?

11. В романе «МиМ» мастер именуется узником 118 камеры. В фильме Сталкер говорит «.. мне везде тюрьма…».

12. Кто может попасть в нехорошую квартиру.

Фильм «Сталкер»

«Мне кажется, она пропускает тех, у кого нет никакой надежды. Не плохих, а несчастных!».

«Сталкер: …Да, Вы правы, я гнида, я ничего не сделал, но в этом мире я ничего не могу сделать. Я и жене не смог ничего дать, и друзей у меня нет и быть не может, но моего вы у меня не отнимайте, у меня и так уж все отняли там… За колючей проволокой. Все моё здесь, понимаете? Здесь, в Зоне. Счастье мое, свобода моя, достоинство — все здесь. Я ведь привожу сюда таких же, как я — несчастных, замученных. Им не на что больше надеяться, а я могу — понимаете? — я могу им помочь! Никто не может, а я — гнида! — я могу! И от счастья плакать готов, что могу им помочь. Ничего не хочу больше».

МиМ (глава «Пора!Пора!).

«— Клянусь тебе своею жизнью, клянусь угаданным тобою сыном звездочета, все будет хорошо.

— Ну, и ладно, ладно, — отозвался мастер и, засмеявшись, добавил: — Конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну, что ж, согласен искать там.

— Ну вот, ну вот, теперь ты прежний, ты смеешься, — отвечала Маргарита, — и ну тебя к черту с твоими учеными словами. Потустороннее или не потустороннее — не все ли это равно? Я хочу есть».