Глава 120. Космическая одиссея 2001 в романе МиМ

Илья Уверский
Глава 120. Космическая одиссея 2001 в романе МиМ

Открою небольшой секрет, который можете просто забыть. Дело в том, что катастрофа на Патриарших в романе "МиМ" иллюстрирует гибель человека от техники, которая выходит из под контроля. Если очень внимательно вчитаетесь, и отключите свой скепсис, то поймете, что автор описывает то, что происходит во время авиакатастрофы.
Обычно в таких ситуациях пилот не в состоянии справиться, так как постоянно пытается дергать ручку на себя. Это очень известный случай, когда пилот в режиме ручного управления начинает сбоить и вместо того, чтобы передать контроль автопилоту, начинает дергать один и тот же рычаг. Естественно самолет задирает нос, теряет скорость, высоту и т.д. Все это позволил раскрыть анализ ЧЕРНОГО ЯЩИКА, после крушений. Тоже самое случилось с Титаником.

Теперь ДОКАЗАТЕЛЬСТВА из "Космической одиссеи 2001". Если я прав, то в случае со сбоем на борту "Дискавери" должно оказаться описание ситуации с катастрофой на Патриарших. И ни за что не верьте мне, если где-то там же в романе про космическую одиссею не окажутся БЕРЛИОЗ и ЧАЙКОВСКИЙ (которые преследуют Ивана Бездомного).

Итак, основные элементы Катастрофы на Патриарших:

1) Воланд с одним пронизывающим глазом.

2) Упоминание терминатора (т.е. световой линии, отделяющей тень от света, образуется на закате).

3) Два друга-коллеги, которые не верят в возможность сбоев.

4) Воланд сообщает о неизбежной аварии, в которую оба коллеги не верят. САМОЕ ГЛАВНОЕ. Авария происходит не потому, что она должна была произойти. А потому, что Воланд сообщает о ней Берлиозу, что и запускает цепочку событий. Аналогичный парадокс происходит в романе "Идиот" Достоевского, где Мышкин разбивает вазу, как и напророчила Аглая, хотя если бы она не пророчила, он бы ее и не разбил. И в фильме "Матрица" где Нео разбивает вазу, после того, как Пифия попросила ее случайно не разбить.

5) Берлиоз с Иваном перешептываются, но Воланд их слышит. Один из них считает необходимым позвонить, чтобы навести справки.

6) Берлиоз подходит к турникету и довольно основательно страхуется. Все довольно безопасно.

7) Внезапно его освещает свет фар трамвая, который своей многотонной массой давит Берлиоза.

8)Трамвай ТОРМОЗИТ. Но применительно к Берлиозу применяется слово "УЖЕ ПОЗДНО". Также обратите внимание на вопли и изумление Берлиоза.

10) Было около 10 часов.

11) Далее описано, как Иван Бездомный попадает в шоковое состояние. Долго из него выходит. Далее бежит под музыку Чайковского и т.д.

***
Теперь посмотрите отрывок из "Космической одиссеи 2001", начиная с главы 24 "Прерванная цепь".

Общий принцип тот же. Робот ЭАЛ предсказывает аварию, хотя все системы работают нормально. Один из астронавтов выходит в открытый космос, но нужный элемент оказывается неповрежденным. Герои начинают спорить, что ЭАЛ ошибся. Вскоре они начинают подозревать, что у робота шизофрения, что он ошибся. Они перешептываются, но робот их отлично понимает. Они решают ПОЗВОНИТЬ на Землю.

В 22 ноль-ноль (ДА, ДА, В 22 НОЛЬ-НОЛЬ) они должны принять необходимые меры, но связь обрывается.

ЭАЛ снова говорит об аварии:

"-Что случилось? - крикнул Боумен, хотя уже знал, какой будет ответ.
- Авария блока АЕ-35, КАК Я И ПРЕДСКАЗЫВАЛ."

Второй астронавт Пул повторно выходит в открытый космос. Одновременно в душе Боумена (главный герой), как и у Берлиоза, звенит настораживающий звоночек.

"Где-то в самой глубине сознания Боумена едва слышно звякнул настораживающий звоночек. Что-то показалось ему странным - нет, не тревожным еще, но каким-то необычным".

А вот и авария.

"- Вот он, негодник! - объявил Пул всей Вселенной и Боумену в
частности. - С виду все в полном порядке!
И вдруг умолк. Краем глаза он уловил какое-то движение там, где все
должно было пребывать в неподвижности.
Охваченный тревогой, он вскинул глаза. Световые пятна от зажженных
фар капсулы, которые освещали ему уголок, закрытый от Солнца зеркалом,
начали смещаться.
Может быть, "Бетти" отцепилась и всплыла? Наверно, он небрежно
заякорил ее. Он оглянулся. ИЗУМЛЕНИЕ его было так велико, что для страха
места не осталось, - капсула на полной тяге шла прямо на него.
Это было так невероятно, что сковало его нормальные рефлексы, он
даже не попытался увернуться от надвигающейся на него махины. В
последнее мгновение к нему вернулся голос, и он крикнул:
- ЭАЛ! Полный ТОРМОЗ...
БЫЛО УЖЕ ПОЗДНО.
В момент удара "Бетти" двигалась еще очень медленно - большие
ускорения не были ей свойственны. Но даже на скорости пятнадцать
километров в час масса величиной в полтонны может быть смертоносна и на
Земле, и в космосе.
В рубке управления этот оборвавшийся ВОПЛЬ заставил Боумена
вздрогнуть так, что только привязные ремни удержали его в кресле".

Далее, обратите внимание на ступор Ивана Бездомного и Боумена. Реакция у обоих одинаковая.

Теперь обратите внимание, как Иван выстраивает ЦЕПОЧКИ из слов Воланда.Обратите внимание на слово ЦЕПОЧКИ применительно к аварии, в обоих романах. Главные герои начинают понимать...

"Из всего выкрикнутого женщиной в расстроенный мозг Ивана Николаевича вцепилось одно слово: "Аннушка"...

— Аннушка... Аннушка?.. — забормотал поэт, тревожно озираясь, — позвольте, позвольте...

К слову "Аннушка" привязались слова "подсолнечное масло", а затем почему-то "Понтий Пилат". Пилата поэт отринул и СТАЛ ВЯЗАТЬ ЦЕПОЧКУ, начиная со слова "Аннушка". И ЦЕПОЧКА эта связалась очень быстро и тотчас привела к сумасшедшему профессору.

Виноват! Да ведь он же сказал, что заседание не состоится, потому что Аннушка разлила масло. И, будьте любезны, оно не состоится! Этого мало: он прямо сказал, что Берлиозу отрежет голову женщина?! Да, да, да! Ведь вожатая была женщина?! Что же это такое? А?

Не оставалось даже зерна сомнения в том, что таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза. Тут две мысли пронизали мозг поэта. Первая: "Он отнюдь не сумасшедший! Все это глупости!", и вторая: "Уж не подстроил ли он это сам?!"

Но, позвольте спросить, каким образом?!".

****
Теперь "Космическая одиссея 2001".

"Это предложение не могло быть просто ошибкой. ЭАЛ отлично знал, что
Уайтхела непременно надо будить, раз Пул погиб. А он предлагает коренным
образом изменить предписанный план - он вышел за рамки своей программы!
Все, что произошло раньше, в конце концов могло быть ЦЕПОЧКОЙ
случайностей, но это... Это уже первый признак мятежа".

В качестве курьеза далее в обоих произведениях можете найти упоминание галлюцинаций главного героя, который подозревает, что сходит с ума, коридор с голубоватым свечением, дверь, опечатанную несколькими печатями.

Композиторы Берлиоз и Чайковский упоминаются в главе 33 "Посланник" "Космической одиссеи 2001".

Встреча Боумена со смотрящим глазом или оком Япета (странное образование на планете Япет, с черным зрачком внутри, который оказывается черным ящиком - монолитом и заодно черными вратами).

И вот, что находит Боумен внутри ЧЕРНОГО ЯЩИКА - зрачка глаза на планете Япет (Звездные врата - червоточину).

"- Он полый... Он без дна... без конца... и ... о Боже, он полон звезд!...".

Боуман проваливается в ЧЕРНУЮ ДЫРУ. Далее все как полагается.

Далее у Боумена происходят странные фокусы с часами, как у Степы Лиходеева. Вскоре он оказывается на узловой станции галактики, все как в "Контакте" Сагана (по сути та же самая "Космическая одиссея"). И далее на красной раскаленной звезде, которую Боумен окрестил АДом.

И наконец, странная воссозданная Кем-то комната, где Боумен перерождается.
***

Теперь сравните главы 44 "Гостеприимство" и "Нехорошая квартирка" и найдите десять отличий.

Обратите внимание на следующие совпадения в обоих главах:

1) Реклама лекарства от головной боли.
2) Герои понимают, что сошли с ума.
3) Гостеприимство инопланетных сил.
4) Герои были готовы к любым чудесам, но только не к будничной заурядности.
5) Ступая на пол, оба героя почему-то думают, что могут провалиться в преисподнюю.
6) Попытка сделать звонок.
7) Попытка закусить.
8) Ощущение, что герои окружены кинодекорациями, как в гостях у сказки (обратите внимание на шляющегося как у Пушкина кота, гнусавого Азазелло из зазеркалья (как в видеосалонах 90-ых).
9) Упоминание ЧЕРНЫХ ДЫР (кротовые норы).

Про упоминание черных дыр в главе "Нехорошая квартирка" и целый ряд намеков на Стивена Хокинга я уже писал в предыдущих очерках. Вот упоминание черной дыры у Булгакова.

"Да, вчерашний день лепился из кусочков, но все-таки тревога не покидала директора Варьете. Дело в том, что в этом вчерашнем дне зияла преогромная ЧЕРНАЯ ДЫРА. Вот этого самого незнакомца в берете, воля ваша, Степа в своем кабинете вчера никак не видал".

Само собой, что упоминание черной дыры Булгаковым очень странно, ибо понимание того, что черные дыры являются местом уничтожения информации родилось где-то в 60-ых годах. Еще более странно, что Степа реально проваливается в черную дыру - червоточину и попадает в Ялту. При этом со временем действительно происходят странные вещи, над которыми бьются Варенуха и Римский, но не могут понять.

Нет, конечно же, можно предположить, что Степа попал в Ялту гипнозом, как детально показано в фильме "Иллюзия обмана 2", но это будет еще более странно.

Нет, можно конечно предположить, что в Ялте была часовая разница. Но ведь Крым присоединили только недавно?
****

И сравним концовки романов (обретение БЕССМЕРТИЯ).

"И даже заново проживая миг за мигом, он знал: все и правда хорошо.
Он проносился коридорами времени, стремительно возвращался к детству,
освобождаемый от прежних знаний и жизненного опыта. Но ни единая крупица
не пропадала; все, чем был он прежде, в любой миг своей жизни,
передавалось куда-то, где оно будет сохраннее.
Один Дэвид Боумен переставал существовать, а меж тем другой Боумен
обретал бессмертие.
Быстрей, быстрей возвращается он в забытые годы, в мир более
простой, бесхитростный. Ему ласково улыбаются лица, когда-то дорогие,
но, думалось, навсегда позабытые. И он отвечает улыбкой, с нежностью,
без боли.
И наконец стремительное обратное движение замедляется; родники
памяти почти иссякли. Время течет все медленней, близится миг
неподвижности - так в высшей точке размаха на одно нескончаемое
мгновение застывает маятник, прежде чем качнуться сызнова".

Теперь роман "Мастер и Маргарита":

"Мастер и Маргарита увидели обещанный РАССВЕТ. Он начинался тут же, непосредственно после полуночной луны. Мастер шел со своею подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый МОСТИК. Он пересек его. Ручей остался позади верных любовников, и они шли по песчаной дороге.

— Слушай БЕЗЗВУЧИЕ, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — ТИШИНОЙ. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.

ТАК ГОВОРИЛА МАРГАРИТА, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя".

И концовка "ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА":

"Это мое утро, брезжит мой день: вставай же,
вставай, великий полдень!" --
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА и покинул пещеру свою, сияющий и
сильный, как утреннее солнце, подымающееся из-за темных гор".

Напомню, что понятие тишины и тихого часа, великого полдня, рассвета и заката являются ключевыми в книжке западного философа-антихриста Ницше "ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА".