Глава 117. Борис Пастернак в романе Мастер и Марга

Илья Уверский
Глава 117. Борис Пастернак в романе Мастер и Маргарита

Борис Пастернак в романе «Мастер и Маргарита» - СМЕРТИ НЕТ

В начале отрывок из 21 главы книги Апокалипсиса:
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и СМЕРТИ НЕ БУДЕТ УЖЕ; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все НОВОЕ. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны".

****
А теперь отрывок из "Доктора Живаго" Б. Пастернака (гл. Елка у Свентицких).
"Наконец, последнее. Не о чем беспокоиться. СМЕРТИ НЕТ.
Смерть не по нашей части. А вот вы сказали талант, это другое дело, это наше, это открыто нам. А талант — в высшем широчайшем понятии есть дар жизни.
СМЕРТИ не будет, говорит Иоанн Богослов, и вы послушайте простоту его аргументации. Смерти не будет, потому что прежнее прошло. Это почти как: смерти не будет, потому что это уже видали, это старо и надоело, а теперь требуется НОВОЕ, а НОВОЕ есть жизнь вечная".

***
А теперь тоже самое из романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
"Он умолкал, поникал головой, потом, напившись из деревянной фляги теплой воды, оживал вновь и хватался то за нож, спрятанный под таллифом на груди, то за кусок пергамента, лежащий перед ним на камне рядом с палочкой и пузырьком с тушью.
На этом пергаменте уже были набросаны записи:
"Бегут минуты, и я, Левий Матвей, нахожусь на Лысой Горе, а СМЕРТИ все НЕТ!"
Далее:
"Солнце склоняется, а СМЕРТИ НЕТ".
"Левий порылся за пазухой и вынул свиток пергамента. Пилат взял его, развернул, расстелил между огнями и, щурясь, стал изучать малоразборчивые чернильные знаки. Трудно было понять эти корявые строчки, и Пилат морщился и склонялся к самому пергаменту, водил пальцем по строчкам. Ему удалось все-таки разобрать, что записанное представляет собой несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических отрывков. Кое-что Пилат прочел: "СМЕРТИ НЕТ... Вчера мы ели сладкие весенние баккуроты..."
 Гримасничая от напряжения, Пилат щурился, читал: "Мы увидим чистую реку воды жизни... Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл..."
 Тут Пилат вздрогнул. В последних строчках пергамента он разобрал слова: "...большего порока... ТРУСОСТЬ".

****
И теперь предсмертное стихотворение лучшего ученика подвешенного Сергея Есенина поэта Вольфа Эрлиха.
"До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей".

****

Про историю Мандельштама, и звонок Сталина к Пастернаку мы вспоминать не будем.
Вместо этого я хотел бы обратить внимание на стихотворение Пастернака «Зимняя ночь», растворившееся в романе «Мастер и Маргарита».

1. Начну с того, что вспомню стихотворение Пушкина «Зимний вечер», которое вспомнилось Рюхину в главе 6 «Шизофрения, как и было сказано». В тот момент Рюхин проезжал мимо памятника Пушкину.
Стихотворение Пастернака про горящую то и дело свечу также называется «Зимний вечер». Это совершенно очевидное совпадение.

2. Идея стихотворения в «Докторе Живаго» родилась, когда Юрий вместе с Тоней Громеко ехали на елку к Свентицким, и Юрий заметил огонек свечи, пробившийся через лед на окне.

Теперь вспомним, как Воланд вглядывался в вечерние окна на Патриарших в 1-ой главе романа.

«Важное сведение, по-видимому, действительно произвело на путешественника сильное впечатление, потому что он испуганно обвел глазами дома, как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту».

3. Теперь вспомним, как то и дело в романе горела свеча.

«Мело весь месяц в феврале.
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела».

Иуда, зажегший светильник в темной комнате.
Свечка в руках Ивана Бездомного.
Мастер, который рассказывал Ивану Бездомному, как он покинул свой подвальчик в отчаянии. Играла метель. Окна подвальчика Мастера, тускло освещенные светом свечи, которые он видел последний раз.
Лампадка Коровьева, стоявшая на тумбочке, когда Маргарита присела перед тем, как зайти к Воланду.
Свечи в канделябре у Воланда.
Светильники в праздничную ночь в домах Ершалаима.
Три светильника на столе у Пилата, когда он встретился с Левием Матвеем.
Свечи на выходе из коридора Воланда.
Свечи в домике - вечном приюте Мастера и Маргариты.

Об этом совпадении и говорить смешно. Понятно, что в Ершалаиме кроме свечи никто ничего зажечь и не мог. А Воланд не любил электричество. Поэтому следуем дальше.

4. Тема со скрещениями:

«На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья».

Ночные тени в кресле у Пилата.
Мужики, сидящие по-турецки, во сне Никанора Ивановича.
Перекрещенные тени светильников на полу в комнате Воланда.
Коровьев скрестивший руки и ноги в живописной позе перед Маргаритой, которая присела на диванчик перед тем как зайти к Воланду.
Две перекрещенные тени сзади стула вампира-Варенухи, который был выкрестом, но в отличие от Никодима боялся света, потому что дела его были злы.
Скрестивший руки джазбандист, который хлопал себя по коленкам крест накрест, отбивая в такт песне «We will rock you».
Левий Матвей, присевший по-турецки на пол перед Пилатом. (Очевидно, что на самом деле он стоял на коленях).
Разные пакеты и кошели, перевязанные бечевкой крест-накрест.
Куриная косточка в кармане Азазелло.
Шпага Воланда продвигающаяся к его ногам (речь идет о кресте Храма Христа Спасителя, Золотой купол Храма слепил его глаз, когда Воланд сидел перед Храмом на крыше дома Пашкова).
Две розы крест-накрест в луже крови перед Пилатом.
Парад планет в виде креста, когда были разоблачены все обманы.
Скрещения сотни судеб в романе, включая Мастера и Маргариты (со множеством ипостасей).
Перекрещивающиеся маршруты главных героев.

Но это, естественно, тоже совпадение.