Записки главврача

Алексей Велес Алексей Зайков
                10 марта

 Никогда в жизни не писал дневник. Считал, что мне он здоровому человеку ни к чему да и зачем делиться своими мыслями, которые приходят и уходят. Кому это нужно потомкам, детям? Да и искушенный читатель посмеется над этой белибердой. Но мне нужно высказаться. Во мне какое-то необъяснимое предчувствие. что я должен сойти с ума. Это моя самая интимная и глубокая тайна.

 Помню. читая рассказ "Красный смех" Леонида Андреева меня поразил доктор, который, видя ужасы войны, медленно сходил с ума. Его бредовые слова звучали в моем мозгу как некое мистическое пророчество:

" Отечеством нашим я объявлю сумасшедший дом; врагами нашими и сумасшедшими - всех тех, кто не сошел с ума; и когда великий, непобедимый, радостный, я воцарюсь над миром, единым его владыкой и господином, - какой веселый смех огласит вселенную"

 Говорят, что, когда Андреев писал этот душераздирающий рассказ, наполненный пророчествами и скрытым смыслом, он находился на грани безумия, как бы подтверждая теорию Ломброзо, который видел связь гениальности и помешательства. И вот теперь я чувствую приходит мой черед.

 Нужно быть наивным простаком, чтобы 30 лет работая доктором в этой больнице и встречаясь каждый день с сумасшедшими, верить в то. что тебя избежит эта зараза.

 Да и безумие умеет долго ждать, чтобы потом всей пятерней вцепиться в твою душу.

 Когда-то я гнался за славой и наивно верил в то, что медицина всесильна. Путь в психиатрию, где открывался душевный мир сумасшедшего, полный иллюзий и настоящего бреда, казался мне терновым венцом искателя.

 Чего же я искал тогда? Работа принесла все: и деньги, и заслуженную славу. Было в ней нечто и большое. Я получил огромный материал для исследования. Это были души больных пациентов. одержимых безумием. Да. среди них встречались отталкивающие, мало интеллигентные типы. Их безумие было как бы продолжением их беспутной жизни. А кто и просто сходил с ума от белой горячки. Слушая их на первый взгляд мало интересные и бессвязные рассказы, я ловил себя на мысли, что в их бреде есть нечто общее, какая-то мистическая закономерность. Они все говорили о некой темной силе, которая подчинила их мозг своей воле. На первых стадиях сумасшествия она еще могла отпускать во сне свои жертвы. Но, когда употребление наркотиков и алкоголя, переходило в каждодневную привычку, то с каждым днем возрастало влияние этой темной силы.

 В христианстве такое состояние называлось одержимостью бесами. Для меня материалиста такое объяснение всегда казалось странным. Но с годами практики я все более и более убеждался в том, что вещество будь то наркотик или алкоголь может открывать глубинные миры. Правда, можно спорить о теориях, описывающих их и том, чем они являются в действительности. Будь ли это глубинная, темная часть нашего подсознания, которая в современном человеке скрыта культурой и воспитанием, либо темными мирами Вселенной. Но они имеют страшную силу и, попавшая в их темный омут душа, без нужной поддержки может долго барахтаться на поверхности, как бы метаясь между небом и адом.

 Сегодня опять я слышал таинственные голоса. Они то смеялись надо мной, то звали к себе. Кто-то окликал меня по имени. Это было так странно. Я уже давно привык к строгому обращению Владимир Георгиевич.

 Чувствую, пока еще рассудок мне не отказывает, но голоса - тревожный сигнал для психики. Правда, я заметил и даже нашел чудесное лекарство. Рюмка прекрасного грузинского коньяка. Но это уже перестает помогать. Теперь я слышу даже злобные голоса, которые, не стесняясь посылают меня по матери. Правда, иногда они бывают и вещими, что-то предсказывают. И странным образом их предсказания сбываются. Может моя душа, как заблудшая странница, тоже мечется между небом и адом?