Размышления об истории

Василий Ерёмичев
                Размышления об истории.

                (мысли вслух)

     Всем нам известно, что история одна из самых главных и нужных наук. Люди (общество) забывающее собственную историю теряют право называться народом. Всё совершенно верно, но, в то же время, история – самая ненаучная наука, ибо самые основные сведения по истории каждого периода основаны на весьма сомнительных материальных источниках, которые к тому же подвержены всегда субъективному толкованию «историков», причём, часто в угоду действующим политикам и другим «сильным мира сего».

     Посмотрим на разные периоды истории с точки зрения сомневающегося.

                Религиозные начала

     Практически все народы мира имели и имеют своих богов, молятся, им, просят помощи и заступничества, приносят жертвы и дары, как будто боги их об этом просят, почти все уверены, что их жизнью распоряжаются исключительно боги, хотя никто, никогда, нигде не видел никаких богов. С большой долей уверенности можно сказать, что это плоды больного (экзальтированного) воображения.

     Сильные мира сего в разные периоды озаботились созданием письменных и материальных сведений о действиях богов. Так появились скрижали, святые мощи, храмы, символы веры, священные тексты, методики общения с богами, понятия греха и праведности, преступления и наказания, то есть всё такое, что помогает сильным мира держать «в узде» подданных силой веры, а точнее, силой морального (интеллектуального) воздействия, пряником в дополнение к кнуту. И, надо сказать, что создатели систем религиозного воздействия были (или стали со временем) достаточно умными и талантливыми в этом искусстве психологического закабаления верующих. Религий в мире много, а суть их во всех случаях одна – власть над душами, над сознанием каждого человека.
 
     Письменные основы любой религии должны содержать аналогичные основы. На примере Библии, главной книги Христианства, можно проследить последовательность создания всеобъемлющей системы воздействия на сознание как отдельного человека, так и толпы. Первый шаг – чудо! Бог за шесть дней создал Вселенную, Землю, всё живое на Земле, и, как венец творения – человека, причём, только человека еврейской национальности. А когда и как появились китайцы, негры, австралийские аборигены, буряты, эвенки и все-все другие Библия не говорит. Более того, бог сразу назначил «богоизбранный народ», конечно же евреев.

     Всех других бог создал недочеловеками, которых евреи имеют полное право уничтожать без суда и следствия и(или) держать в рабстве. Бог даже помогает евреям одерживать «победы» над теми, кто виноват только тем, что мыслит иначе, то есть имеет своё мнение и не тем молится, хотя в Библии утверждается, что бог при создании человека даровал ему свободу воли. Помогая евреям, бог самолично уничтожает войска и мирных жителей других народов сотнями тысяч. Каково? И сильно ли отличается идеология Гитлера, когда он объявил настоящими людьми истинных арийцев, а остальных людьми низших рас, которых можно уничтожать без угрызений совести, которую он назвал «Химерой». Видимо, совсем правильно на бляхах поясных ремней солдат фюрера была надпись – С нами бог!!!

     С разной степенью вероятности можно предположить, что и в других религиозных системах имеются точно такие же элементы, может быть только в иной интерпретации. Цель-то та же! Более того, каждый верующий и тот, кого приобщают к вере обязан приходить на богослужения, где ему вбивают в голову азы верований и грозят наказанием за непослушание. Это во всех религиях, а светские власти всегда в тесном контакте с духовными. Так в старой России, да и в большинстве христианских стран, неверующий, или не посещающий храм считался подозрительным и неблагонадёжным со всеми вытекающими последствиями. С большой долей вероятности можно считать, что и в других религиях, даже в языческих, практика веры была и есть точно такая же.

     А как это соотносится с историей? Да никак, до появления книгопечатания все религиозные сведения по датировке чисто произвольны, а потом выдуманные события подводились под потребности светских властей.

     Однако, любая религия имеет и свои положительные стороны, как всё на свете имеет две стороны, лицевую и обратную, два полюса – плюс и минус. Служители церкви (храма) имели больше свободы мышления, им надлежало изыскивать способы сильного воздействия на паству, отсюда красота и прочность храмов, акустика этих помещений, красота росписей и фресок и др. В храмах рождается музыка, хоровое пение, иконопись, ставшая потом живописью, искусство логики и риторики, наконец, для потребностей сначала церкви родилось книгопечатание. Да и система воспитания, воздействия на прихожан силой убеждения родилась под сводами храмов, потом превратившись в науку – педагогику. И первые школы в большинстве стран были «церковноприходскими».  Это исторические сведения, хотя и без точной датировки, особенно, до внедрения книгопечатания.

                Древнейшая и древняя история

     Сведения для составления и формулировок древнейшей истории, как правило, берутся из археологии путём осмысливания или трактовки находок артефактов при раскопках исторических культурных слоёв. Зачастую эти находки мало информационны, что даёт простор историкам самостоятельно трактовать, а если надо, то и дополнять находки своим мнением.

     Историки разные, и мнения разные, а в итоге, чаще всего, они просто договариваются считать найденные артефакты доказательствами уже принятой теории. Это относится и к, яко бы, расшифровке наскальных надписей и изображений. А когда появляются предметы, не укладывающиеся в принятые представления, то их или игнорируют, или просто замалчивают.

     Примеров тому масса, назову парочку известных: в Забайкалье находят детали сталеплавильной печи возрастом (примерно) 240 веков; в Иране найдена лейденская банка, прототип современного аккумулятора, залили в эту банку электролит, и она стала давать ток. Возраст ей – более 2000 лет. Объяснений нет, это не укладывается в принятую схему.

     Нередки случаи, когда из сказок и легенд, придуманных творческими людьми древности и более поздних периодов, историки создают «науку» и вплетают эти фантазии в исторический процесс, редактируя сказки нужным образом.

     Так родилась история Трои. 13 веков до РХ где-то, яко бы, была романтическая война из-за чести женщины (Елены, которая сбежала с похитителем). Письменности тогда не было, и вот, в продолжении 800 с лишком лет точные сведения о ходе боевых действий со всеми подробностями (!!!) устно переходили из поколения в поколение, пока слепой литератор – Гомер не сочинил стихотворную поэму «Илиада», которую за ним, видимо, записал в единственном экземпляре кто-то из его друзей или родственников. И потом эта поэма в рукописных списках существовала более полутора тысяч лет. Скорее всего, её периодически переписывали добросовестные и не очень писари по указке «старших товарищей». Сколько в неё могло быть внесено ошибок или неточностей – один бог ведает. И вот, с появлением печатного станка появилась возможность её напечатать многими экземплярами.
 
     В дальнейшем, появилась идея – найти и раскопать Трою. И некто – Шлиман организует раскопки, масштабно и с помпой. Перелопатили горы земли без успеха, затем на некоторое время раскопки прекратили, рабочих распустили, Шлиман приехал на место раскопок с узким кругом доверенных друзей, а на следующий день возобновились работы, и сразу были найдены многочисленные артефакты, и, именно, такие, которые неопровержимо доказывают существование Трои, кровопролитной войны, и очень близкую датировку, а также величие историка Шлимана. Ну, просто чудо!!!

     И таких примеров пруд пруди, например, где был огромный город Сарай – столица Золотой орды, и был ли он на самом деле, никакие раскопки ничего не дали.
 
     Древняя история наполнена сказками о деяниях богов и героев греческой мифологии, сказками периода фараонов и жрецов Египта, участием в истории римской волчицы, взрастившей Ромула и Рема и много ещё чего интересного. У нас – это Эпоха Рюрика и рюриковичей, большая часть которой исследована по летописям и берестяным грамотам. Опять же эти источники первоначально были в единственных экземплярах, а потом переписывались неоднократно добросовестными и не очень писарями, как правило, под угрозой наказания. Возможны неточности и, даже, умышленные искажения? Кто бы сомневался?

     Наконец, во второй половине 15 века изобретён печатный станок. Всё величие изобретения в том, что стало возможным напечатать любой документ в многих экземплярах, которые расходятся по миру. И теперь уже очень трудно сделать подтасовку описанных фактов, ибо отследить содержание текста во всех экземплярах проблематично. Правда, следует помнить, что в первых распечатках уже могут содержаться искажённые сведения из искажённых первоисточников.

                О датировках истории

     Мы уже привыкли, что исторические события излагаются в принятой хронологии. Эта хронология была изначально предложена Иосифом Скалигером, и в дальнейшем практически все историки негласно следуют ей по сей день. А всё, что не укладывается в это «прокрустово ложе», объявляется или не верным, или не существовавшим. Похоже, стало очень удобным иметь признанную хронологию, даже, если какие- либо исследователи (например, Н.А. Морозов, Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко и другие) находят несоответствие приводимых дат письменным источникам и здравому смыслу.

     Многие, очень многие события в историческом пространстве или вообще не существовали, или привязаны по времени произвольно, по желанию того или иного автора исторических опусов. Начало этому положили авторы божественных откровений, но они были достаточно умны, чтобы застраховать себя от суда потомков: в Библии и других подобных текстах нет ни одной конкретной даты!!

     Древнеегипетская хронология полностью выдумана историками и предложена, как истина в последней инстанции, дескать, это было давно, и какая разница – веком раньше или позже жил и правил тот или иной фараон и правил ли он вообще – от этого ничего не зависит и зачем «копья ломать».

     Если посмотреть на последующие эпохи, то и там видим то же самое. Про Трою мы уже говорили, но и весь древнегреческий период с его богами и героями – это сплошная сказка, а достоверные сведения в виде развалин храмов и дворцов не совсем убедительны в датировке. А письменные источники вполне могли появиться и много позже официальных дат. Современников, кто лично помнит Платона и Сократа, Архимеда и Евклида уже нет на этом свете давно, а нас убеждают не только в истинности их учений, но часто приводят даже фрагменты частных разговоров и изречений великих людей того времени. Я уже не говорю о датировке.

     С подобными сомнениями можно рассматривать и Древний Рим, и Древний Восток, и становление Руси. Кроме неточных и недостоверных исторических сведений в любом отрезке истории обязательно присутствуют художественный вымысел и интересы властей, старающихся или скрыть некоторые факта, или, наоборот, дополнить историю своими подвигами, которых фактически не было. Так персонажи некоторых былин и сказов обрели исторические корни и своё место в хронологии.

     Иногда серьёзные историки ссылаются на воспоминания очевидцев или на передаваемые по наследству рассказы былых участников событий. Приведу наглядный пример: в 2010 году лично мне один добрый сотрудник взаимодействующей фирмы подарил карту города Воронежа столетней давности, я принёс её в свой офис и показал сотрудникам, которые выросли и всю жизнь живут в Воронеже. Практически никто не узнал своего города сто лет назад. И это при наличии газет журналов, книг (в том числе и учебников), радио, кино и телевидения. А как верить рассказам, якобы очевидцев, которые часто передают услышанное другими и рассказанное им самим, возможно, с искажениями.

     Теперь, опять же для примера, история татаро-монгольского ига. Чингизхан. Весьма колоритная историческая фигура. Известно, что в период его жизни у монголов не было письменности, никто из них не вёл дневников и летописей, никаких свидетельств того времени нет, но историки точно установили (или сочинили) подробную биографию Чингизхана, все его деяния вплоть до казни соперников в кипящих котлах.

     Похоже, некоторые современные историки сами своими глазами наблюдали эти казни и, потом, участвовали в набегах монголов на разные племена и на Русь. Чудесным образом стала известна подготовка войск, тактика их действий, фамилии и качества многих военачальников и многое другое.

     Как всё стройно изложено с привязкой по времени, хотя сейчас очень многие сомневаются – а было ли это самое иго, а если и было, то кто его организовал? И куда делась бесследно такая могучая империя, владевшая половиной известного тогда мира. От неё не осталось ни одного письменного документа, и, практически ни одного убедительного артефакта. Даже в Китае, который, яко бы, много тысяч лет назад изобрёл бумагу, не осталось ни одного описания соседней могучей страны, с которой они вели жестокие войны.

     А, может быть и бумаги тогда ещё не было? А приводимые историками документы той поры в форме церковных или монастырских летописей имеются в единственных экземплярах, которые к настоящему времени не раз переписывались, мягко говоря не внушают полного доверия. Недаром у Пушкина есть слова монаха Пимена, который оценивает свой труд при написании летописи и даёт наказ Григорию Отрепьеву: описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь. Значит, и «мудрствуя лукаво» можно было записывать, а потом эти записи становились основными документами, из которых рождались исторические трактаты.
 
     Всё вышесказанное относится и к достоверности сведений, и, что так же важно, к датировке событий, то есть к тому, из чего складывается вся современная наука - история. И только после изобретения печатного станка и налаживания книгопечатания можно с большой достоверностью считать, что исторические события описаны точно. Ибо, множество экземпляров напечатанных документов в достаточно большой степени гарантирует от переделок и преднамеренных искажений истории, хотя и после такого важного события нередки случаи фальсификации событий в угоду власть имущих, до и просто богатых людей своего времени, которые при необходимости запросто покупают историков и документалистов. Такова «се-ля-ви».

                О доверии к фактам и убеждении.

     Мало создать исторические трактаты и учебники, надо ещё убедить читателя (слушателя) в их достоверности. И здесь главным должна быть нейтральность позиции самого историка. Самым идеальным было и будет беспристрастность изложения фактов.

     Историк никогда не должен оценивать описанные события, это задача других людей, что они и делают, зачастую ломая копья и применяя более действенные орудия для доказательства своей правоты в оценке истории. Занятие, прямо скажем, совершенно пустое, ибо история уже состоялась. И. как бы мы не хотели, она не изменится, поэтому чем подробнее и правдивее изложены события, тем лучше и полезнее для всех потомков. Но это очень трудно сделать.

     Со временем, конечно, острота суждений притупляется. Мы уже все верим в правдивость описания «ледового побоища», битвы под Полтавой, предательства Мазепы и других событий далёкого прошлого. Но, чем ближе к современности, тем больше разных мнений. Так совсем не однозначно оценивается эпоха Петра Первого и всех последующих царей, потому что историки подробно описали достижения и подвиги, умолчав о негативных сторонах каждого царского правления. Кроме того, в памяти народной негатив и преступления против человечности сохраняются очень долго. И даже в художественных произведениях, часто нарисованы картины совсем не красочные, даже на фоне побед и парадов.

     И, чем ближе события, тем больше воспоминаний, причём, не всегда радужных. Более того, каждое событие, и его представление в исторических описаниях воспринимается разными людьми совсем по-разному, что часто приводит к конфликтам на бытовом, литературном и общественном уровне.
   
    Приведу один пример восприятия. Недавно привелось прочитать книгу профессора Беловинского «Жизнь русского человека». В первом томе он на основе различных дневников, случайных записей людей разных сословий рассказал достаточно убедительно о характерной жизни крестьян, купцов, студентов, мелких дворян, чиновников, священников и так далее в 19-м и начале 20-го века. Читалось с интересом, с большим доверием. Второй том посвящён жизни людей в Советское время, и сразу выявилась фальшь, потому что я сам жил в то время и видел другую жизнь. Кстати, по тексту, он сам и признался в том, что когда-то власть с ним обошлась незаслуженно круто и, после этого, он видел только негатив (так, кстати, видит этот период и наш президент Путин).

     Можно и дальше приводить примеры необъективности историков нового времени, но и без примеров можно сказать, что история последних двух (а то и трёх) веков имеет уровень журналистики, то есть, все, называющие себя историками, не освободились от соблазна давать оценку событиям и персонажам, чего настоящий историк делать не должен никогда (описывай, «не мудрствуя лукаво»).

     Журналистика – особые вид публичной деятельности, имеющий целью (в идеале) информирование сограждан о текущих событиях. Но практически всегда журналисты по убеждениям или за деньги используют своё место и способности для влияния на общественное мнение по любым «горячим» вопросам жизни общества. И им очень часто это удаётся подтасовкой фактов и силой своего таланта.

     Нередко талантливые журналисты пишут книги, как правило, на злободневные темы, и в таких книгах всегда просматриваются длинные уши заказчика, который будет платить деньги журналисту. Такова жизнь – любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Я совсем не призываю осуждать журналистов за продажность, просто, читая журналистские статьи и книги надо помнить, что все приводимые факты не могут соответствовать действительности «де-факто» (извините за тавтологию). Журналист всегда будет вносить в свои опусы своё (или заказчика) мнение и оценку событий, потому, что он - журналист, а настоящий историк не имеет права этого делать, потому, что он – историк.

     Возвращаясь к началу этой статьи, повторяю всем известную истину: народ, забывающий свою историю не имеет права называться народом. Но, чтобы что-то забывать, надо что-то знать. И здесь возникает запрос на правдивую историю нашего народа, нашей страны, настоящую историю, а не мнения очередного президента (царя. генсека, премьера или журналиста, выдающего своё мнение за истину в последней инстанции).
 
     Ознакомление с общей историей и изучение истории нашей страны наглядно показывает, что при написании, даже фундаментальных трактатов, правдивой истории никогда не получается. С древнейшей историей всё понятно – чем красивее сказка, тем больше к ней доверия, про себя подразумевая – «это было давно и неправда».

     Древняя история вся полна чудес, богов, героев, подвигов и преступлений, любви и ненависти – это, скорее, занимательная, часто – фантастическая, литература. А датировка, как уже говорилось, принятая по негласному договору между основными школами историков.

     Средневековье уже ближе к истине, но и здесь изрядное место занимает пласт восторгов и восхвалений сильных мира сего, что, к сожалению, снижает качество и точность изложения фактов. Отрадно, что от средневековья сохранилось довольно много письменных источников разного по точности качества, есть летописи и церковные книги, документы королей, царей и деятелей меньшего ранга. Уже есть поле деятельности дипломированных историков и научных институтов, которое они с удовольствием и разрабатывают.

     С появлением книгопечатания занятия историей стало профессией большого количества специалистов самого разного уровня чести и совести. Для одних, это занятие – дело жизни и чести, а для других - способ обогащения. Деньги же платит всегда конкретный заказчик, будь то царь, король, император или просто толстосум, который устал от денег и хочет войти в историю, часто сам не знает зачем. А за деньги, тем более за большие деньги всегда найдутся борзописцы, которые сфальсифицируют любые события и представят их в нужном виде как исторические факты.

     Известно, что первую писаную историю государства Российского написали три немца, Щлецер, Миллер и Эверс, которые, каждый в своё время, выполняли заказ царствующих особ из императорской династии. Естественно, получилась история царского дома. Потом подключились наши, русские историки, и первое место занял Н. М. Карамзин. Другим историкам было сложно отойти от уже одобренных царём текстов. Даже при разных мнениях и разных взглядах на те или иные события, они в господствующей идеологической версии истории мало что могли изменить.

     И многие десятки лет преподавание истории, в основном, базировалось на красиво изданной истории Карамзина, которую, например, Николай Полевой называл «галереей героев и злодеев, в которой не нашлось места трудовому народу».

     Чтобы отсеять зёрна от плевел и создаются научные сообщества (академические институты, специальные комиссии) для написания максимально правдивой истории, которую потом преподают учащимся на всех этапах обучения. То, что сделали с нашей историей бойкие журналисты в конце 80-х и в 90-х, кроме как преступлением назвать нельзя, а чиновники от просвещения, позволившие учителям преподавать историю в школах и ВУЗах по любому учебнику, на их (учителей) собственное усмотрение, ещё большие преступники.

     В результате, мы имеем целое поколение с напрочь испорченными представлениями о нас, о себе и о своём месте в жизни нашего общества. А жизнь продолжает идти, как и всегда, от прошлого через настоящее в будущее.
Считаю нужным напомнить мнение виднейшего публициста 19-го века Писарева Дмитрия Ивановича: «мыслящий исследователь вглядывается в памятники прошедшего для того, чтобы найти в этом прошедшем материалы для изучения человека (и общества) вообще, а не для того, чтобы погрозить кулаком покойному Сидору или погладить по голове покойного Антона»! Это прямо относится к работам как настоящих историков, так и (особенно) к пишущей журналистской тусовке.

     Хотелось бы, а, скорее всего, это и необходимо, очистить нашу историю от спекулятивных наслоений многочисленных толкователей прошлого (пока не привожу фамилий), а усилиями академического института истории разработать (или согласно принять) учебники истории всех уровней и закрепить их незыблемость. Если математике или географии можно учить по любому учебнику, лишь бы результат был адекватным, то история – это одна из основ мировоззрения, которая формирует личность каждого учащегося. И совсем не безразлично обществу, во что оно (мировоззрение) превратится после обучения по самым разным учебникам, да ещё произвольно разными учителями в силу испорченности каждого.

     Казалось бы, всем, кроме идеологов государства и чиновников министерства образования ясно, что нужна прежде всего полнота, точность и беспристрастность изложения фактов истории, чтобы каждый ученик знал не только героические или негативные стороны как вождей, так и рядовых из народа, но и героические, и негативные одновременно, а оценку этих фактов получал бы не по указке учителя, а по собственному размышлению.
 
     К великому сожалению, создание истинной истории нашего общества, нашей страны, истории, очищенной от конъюнктурной подтасовки фактов и предвзятой оценки их, и создание качественных учебников для воспитания грядущих поколений невозможно без политической воли высшего руководства страны. И так же, к сожалению, пока ещё, полотно истории предлагает нам созерцать ту же «галерею героев и злодеев», которую Николай Полевой увидел в грандиозной «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

       В.И. Ерёмичев. 2021 год, ноябрь.