Секреты одной картины Александра Варнека

Владимир Варнек
1. Александр Варнек. Картина, изображающая княгиню Щербатову Екатерину Андреевну (1789 – 1810). Х.м., размеры – (?). 1815. ГИМ.
2. Поколенный фрагмент названной выше картины, без интерьеров.
3. А. Молинари.  Акварельный портрет жены князя Щербатова Алексея Григорьевича, Щербатовой  Екатерины Андреевны. 1809.  Государственный Эрмитаж.

12 июля 2019 года в Москве открылась выставка «Аристократический портрет в России XVIII – начала XIX века», организованная  Государственным историческим музеем  (ГИМ). В рекламе выставки сообщалось:

«Аристократический портрет составляет важную часть собрания портрета Исторического музея. Коллекция сформирована, главным образом, из национализированных после 1917 года портретных галерей древних родов Куракиных, Голицыных, Барятинских, Долгоруковых, Шаховских, Нарышкиных, Глебовых;Стрешневых и других представителей высшего сословия Российской империи. Самое раннее произведение — портрет князя Алексея Никитича Волконского немецкого художника середины XVIII века Давида Людерса, работавшего в России, и произведения выдающихся отечественных живописцев конца XVIII–XIX веков В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, И. К. Макарова и других.

Выставка раскрывает меморативную, иконографическую и художественную составляющие отечественного искусства портрета родовой знати, какими они отложились в культурной памяти благодаря собирательской, прежде всего, музейной деятельности».

Авторы выставки:  Перевезенцева Н. А. - старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов;  Руднева Л. Ю. - старший научный сотрудник отдела изобразительных материалов.

Видеоролики выставки и сейчас можно посмотреть в интернете.

Одним из произведений, представленных на выставке, был портрет молодой женщины, сидящей в красном кресле у стола, на котором лежат книги и разные женские принадлежности. Глаза молодой женщины закрыты, и возникает впечатление, что она, завершив чтение, просто заснула.  Табличка рядом с портретом сообщает, что он выполнен неизвестным художником в 1820-е гг., а  запечатлена  на нем княгиня Щербатова Екатерина Андреевна.

Увидев года два тому назад данный портрет в интернете,  я сразу же понял, что автором его является художник-портретист  Варнек Александр Григорьевич, о творчестве которого я к тому времени опубликовал достаточно много статей в журналах  «Мир музея», «Антикварное обозрение»,  в газете «Наука в Сибири», а также на сайте «Воскресный день» и на сайте Новосибирского художественного музея.

Здесь же замечу, что данная работа художника, которую называть портретом не совсем правильно,  не включена ни в один из трех списков работ художника [1 -3], хотя сведения о ней присутствуют в изданном несколько лет назад Сборнике академических отчетов Императорской академии художеств [4].

Так в отчете за 1815 год сообщается, что «советник  Академии Варник (так тогда писалась его фамилия) написал картину, представляющую княгиню Щербатову, двух сгруппированных женщин (дочерей скульптора Мартоса) и 16 портретов с натуры, кроме рисованных карандашом [3]». Очевидно, что именно эта картина, выполненная в 1815-ом  году, а не в 1820-е гг., и была представлена на выставке в 2019 году.

Не приходится сомневаться, что черты лица «модели» художник списал с единственного акварельного портрета молодой княгини работы итальянского художника А. Молинари,  выполненного им в 1809-ом  году, который родственники предоставили художнику для выполнения живописной картины.  Имеется также «перекличка»  в положении туловища и левой руки на портрете и картине.

Еще можно отметить то, что художник выполнял картину в своей мастерской, признаком чего является рельеф ее стен, присутствующий на портретах молодых женщин из собраний Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. На этих же портретах модели также сидят у стола с книгами. Не забыл художник  при написании обсуждаемой картины найти применение  и любимого им красного цвета, «расположив» в красном кресле свою «модель».

Изложив «портретную» часть миниатюры, оживлю ее элементами биографий  членов семьи князя Вяземского Андрея Ивановича (16.10.1754 – 20.04.1807), – отца запечатленной на картине молодой женщины. Был он русским чиновником и литератором из рода Вяземских, строителем городской усадьбы на Волхонке и подмосковной усадьбы Остафьево.

От связи с графиней Елизаветой Карловной Сиверс (1746 -1818)  имел внебрачную дочь Екатерину Андреевну (1780 – 1851), получившую фамилию Колыванова от старого названия Ревеля, где она родилась.  В 1804 году девушка стала второй женой писателя и историка Николая Михайловича Карамзина. 

В 1786 году А.И. Вяземский женился на ирландке Дженни О, Рейли, «ставшей» Евгенией Ивановной.  От этого брака он и имел дочь Екатерину Андреевну (1789 – 1810), героиню настоящей миниатюры, а затем – и сына Петра Андреевича Вяземского (1792 – 1878), известного русского  поэта и писателя, друга А.С. Пушкина. 
Нельзя не заметить, что обе дочери князя А.И. Вяземского имели одинаковое имя «Екатерина Андреевна» и их, вероятно, часто путали из-за этого .

Элементы биографии князя Щербатова Алексея Григорьевича (23.02.1776 – 15.12.1848),  женившегося в 1809 году на Екатерине Андреевне (второй дочери князя), начну излагать с перечисления его воинских званий на сайте «Генералитет российской армии и флота»:

Генерал-майор – с 27.10.1800;  генерал-лейтенант – с 26.05. 1813; генерал- адъютант – с 30.08.1823; генерал от инфантерии – с 12.12.1823.  Далее замечу, что княжеский род Щербатовых, представителем которого был Алексей Григорьевич, включен в число дворянских родов, прославивших Отечество  [5]. 

Он с отличием участвовал в войне с Францией в 1806 – 07, в русско-турецкой войне 1806 – 12 ,  в Отечественной войне 1812 (удостоен ордена Св. Георгия 3-й степени), и в заграничных походах русской армии 1813 - 14 (удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени),  затем командовал пехотными корпусами, был председателем  Генерал-аудиториата и комитета о раненых, членом Государственного совета, а с 1844 – московским военным генерал-губернатором [5]. 

В заключение мне хочется сказать читателю, что отыскивая  информацию о князе Щербатове и его молодой жене,  я встретил  в интернете на сайте проза.ру  прекрасную публикацию Геннадия Подбородникова  под названием «Памяти князей Щербатовых», выставленную на сайт 05.05.2016 г. [6]. Настоятельно рекомендую читателям познакомиться с этой публикацией. 

В ней очень привлекательно описан сравнительно небольшой период  жизни молодой четы Щербатовых, совершивших совместно свою поездку в регионы военных действий русской армии.  Но счастье было недолгим.  Вернувшись с мужем  в Москву в свой дом, Екатерина Андреевна заболела нервной горячкой и через несколько дней скончалась 3-го января 1810 года. Похоронили  княгиню вместе с не родившимся  ребенком в Новодевичьем монастыре, рядом с ее отцом.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. также статью в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
2.  Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С. 320 –325.
3. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с. 
4. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
5.  Федоренко В. Дворянские роды, прославившие Отечество. Энциклопедия дворянских родов. Красноярск «Бонус», Москва «Олма-Пресс». 2004. Тучковы.  С. 437.   
6. Геннадий Подбородников.  «Памяти князей Щербатовых». Проза.ру. 05.05.2016 г. 
22.03.2022.