Государство и право

Роман Заблудший
          "Человек не может жить в одиночестве, разве что в силу обстоятельств. Может поэтому Робинзон Крузо на необитаемом острове обзавелся Пятницей!" - размышлял Алексей Михайлович.
          Вспоминая историю развития человечества, в которой сообщалось, что в древности люди жили племенами, позволявшей, по мнению Алексея Михайловича, им выжить в условиях дикой природы, где основным фактором выживания, был культ силы, господствующий, как в ней, так и внутри особей, живущих стадным образом.
         Казалось бы, что культу силы трудно, что-либо противопоставить. Однако, в противовес ему стал интеллект, уравнивая шансы на выживание и продолжение рода.
         Именно интеллект, полагал Алексей Михайлович,  стал основой формирования отношений в обществе, определяя правила поведения в нём, давая равные права его членам.
           Большие объединения людей по языку, вере и деятельности, по мнению Алексея Михайловича, формировались в государства со своими институтами права и власти, определяя права и обязанности ее членов, с одной стороны ограничивая их свободу, а с другой стороны давая им возможности в самореализации.
  Несомненно, одним из    основополагающих условий государства должны быть равные права его членов, давая им равные возможности.  Однако сохранившаяся информация о древних государственных образованиях, даже в древнем Риме, имевшем элементы демократии, были в большей степени авторитарными государствами, с неравенством ее членов.
          В действительности в обществе имеет место неравенство, вследствие множества факторов, от  способностей каждого в отдельности до сложившихся условий, что создаёт напряжение в нем, выражающееся в неудовлетворенности, порождающей бунты и революции, а их носителем выступает неудовлетворенная часть общества, о чём свидетельствует история, прежде всего европейских государств.
           Теоретики диалектического материализма, проанализировав историю революций в своих трудах, изложили их причины и спрогнозировали   ход истории в будущем, что подтвердилось в последующем.
          Так в результате первой мировой войны и последующей в процессе её революции, в мире появилось первое государство, основанное на общественной собственности на средства производства, обеспечивающее максимальную занятость населения и  создание условий  для его существования, что должно было удовлетворить чаяния людей. Однако их реализация потребовала ограничения свободомыслия и свободы передвижения, личной заинтересованности и инициативы. Хотя части ограничений  можно было найти объяснение, учитывая существования в мире двух противоборствующих, но мирно уживающихся  систем с различной политической и правовой основой,  требовавшей изоляции, во избежание подрыва идеологических основ государства. В таком состоянии прав её членов система просуществовала семь десятилетий и в целом устраивала идеологизированное общество, привыкшее к нему и не видевшее ему альтернативы.
       Однако, стоило только ослабить роль правящей политической силы в стране и изменить ее риторику, как в обществе сразу появились ростки свободомыслия и оно стало   менее управляемым, а в нём стали протекать процессы, приведшие к его преобразованию и распаду.
       Тем не менее члены распавшегося государства, в своем большинстве, по мнению Алексея Михайловича, не хотели коренным образом менять его систему, а хотели лишь подкорректировать её. Алексей Михайлович видел её в форме государственного капитализма, с заинтересованностью людей в результатах труда. И, хотя попытка его реализации при реформировании общенародного государства в виде различных моделей экономического развития с рыночными отношениями потерпела неудачу, причину  которой Алексей Михайлович видел в нерешительности проведения реформ. Тогдашнее руководство страны, выросшее в недрах жёстко структурированной системы власти, боялось допустить народ к управлению, опасаясь анархии и хаоса.  Он полагал ошибочным  придания выборному органу на предприятиях лишь совещательного голоса, вместо решающего. Алексей Михайлович считал, что в случае выборности, отчётности и необходимой ротации органов власти на местах и органов управления в производственных коллективах повысило бы ответственность этих органов и эффективность их работы.
      Так опыт самоуправления, существовавший в коммуне "Дзержинского", в которой ротация руководства осуществлялась ежегодно, свидетельствовал об обратном. Начиная свою деятельность с изготовления электросверлилок, так в ту пору именовалась электродрель, коммуна поставила задачу изготовления плёночного фотоаппарата. Немецкий консультант считал это для коммуны не выполнимой задачей, заявляя: "Скорее у меня на ладони вырастут волосы, нежели коммунары смогут изготовить фотоаппарат". Об этом Алексей Михайлович узнал, посетив музей предприятия на базе  бывшей коммуны. Именно отсутствие личной заинтересованности людей, по мнению Алексея Михайловича, явилось одной из причин возникшего дефицита товаров и услуг в общенародной стране, приведшего её к распаду.
          Пришедшая к власти бывшая партийно-административная номенклатура быстро освоилась в новых условиях, проведя разгосударствление общественной собственности, став фактическими хозяевами ресурсов и предприятий, оставив народ ни с чем. Появившаяся свобода проявления частной инициативы, в отсутствие средств для её реализации, явилась формальностью и фикцией, народ снова остался бесправным, несмотря на свободу слова и выбора, а его уделом как и был, так и остался наемный труд.
         Однако общество не стоит на месте, под воздействием   активности людей, их объединением в группы, движения, партии – оно будет постоянно реформироваться на пути совершенства, обеспечивая равные права его членам.