Приёмы мнемотехники

Наталья Катаева-Вергес
     Многие из нас запоминают разную информацию при помощи мнемотехники. Что такое мнемоника, мнемотехника? Это искусство запоминания, набор специальных приёмов, облегчающих запоминание информации.
     Например, всем вам известна мнемоническая фраза для запоминания последовательности цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или порядок  падежей существительных в русском языке: «Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку».
    
     Помнятся, наверняка, вам и такие фразы, как «Уж замуж невтерпёж», «Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!» или «Мошенник у труженика одну Н украл» и «Кое, либо, то, нибудь, про дефис не позабудь!»
    
     А про спряжение глаголов помните стишок?
          Ко второму же спряженью
          Отнесём мы, без сомненья
          Все глаголы, что на - ить,
          Исключенья: брить, стелить.
          И ещё: смотреть, обидеть,
          Слышать, видеть, ненавидеть,
          Гнать, дышать, держать, вертеть
          И зависеть, и терпеть.

     А короткие фразы в стихах о правильных ударениях?
     «Кто красиво говорит, тот не звОнит, а звонИт».
     «Много ели тОртов, не налезли шорты».
     «А у бабки Марфы все в полоску шАрфы».
     «В огороде бабка Фёкла, у неё на грядке свёкла».

     Наверняка, в памяти, остались и правильные формы родительного падежа множественного числа слов «носки» и «чулки». Их можно запомнить по принципу контраста: чулки длинные, а название в родительном падеже у них короткое – «нет чулок», носки короткие, а форма родительного падежа у них, напротив, длинная - «нет носков».

     Для того, чтобы лучше запомнить, когда используется глагол «надевать», а когда – «одевать», нужно запомнить фразу: «Надевать одежду, одевать Надежду».

     А запоминалочки из уроков химии помните? «Сапоги мои того, пропускают Н2О», «Натрий, калий, серебро – одновалентное добро».
    
      А вот эта фраза помогает запомнить порядок планет в Солнечной системе: «Мы Встретимся Завтра Мой Юный Спутник У Новой Планеты» - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
     Существуют и другие варианты: «Медвежонок Ветчину Закусил Малиной Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный» и «Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт».
     (с 2006 года Плутон перестали считать планетой).

     У физиков есть свои запоминалочки: закон Кулона (закон взаимодействия точечных зарядов) или «о чём поёт петух», «импульс кобры», «Полтора кота». Но я с ними не знакома, никто из учителей физики нам об этом не рассказывал.
 
      Старалась и я при изучении нового материала найти кратчайший путь для запоминания в виде таблиц, схем, аналогий, ассоциаций.
     Трудновато было, например, запомнить, эры и периоды Земли в хронологическом порядке, но вот что я придумала:
     «Когда Однажды Старая Дева Катила в Пермь Три Юры Мелом писали: палеоген, неоген, четвертичный».
     Это быстро позволяло мне восстановить в памяти эры палеозоя: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь и эры мезозоя: триас, юра, мел.
     И только 2 года назад, когда готовила ученика к ЕГЭ по географии, то нашла вот такую фразу для запоминания: «Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы Ты Юра Мал Петя Неси Четвертинку».

     Когда на уроках биологии изучали кровообращение, то я обращалась к ученикам:
     - Знаете, кто такой паж?
     - А Вы что, сказку собрались нам рассказывать? – удивлялись некоторые.
     - Конечно, знаем, - говорили другие. - Паж - это маленький мальчик.
     - Ключевые слова для запоминания кругов кровообращения – паж и маленький. П – это правый, Ж – это желудочек. То есть, малый круг начинается с правого желудочка (ПаЖ). А вот большой круг начинается с левого, поэтому легче запомнить, вспомнив про льва, ведь лев – крупное, большое животное (ЛЕВ).
     И ученики потом говорили, что на экзаменах им было легко вспоминать о кругах кровообращения.

     А когда работала в начальной школе, то придумала такой стишок:
          Жили-были Ж, Ш, Ы.
          Ы решил сажать цветы,
          Ж и Ш – морковь и репу
          И поспорили при этом:
          - Ы, какой же ты дурной,
          что ты будешь есть зимой?
     И дальше уже рассказывала о том, что решили Ж и Ш дружить с буквой И, потому что она тоже овощи в огороде сажала. Но жаль им непрактичного Ы, вот и зовут они его всё время, и мы слышим: «Жы, шы», но пишем «Жи, ши».
     Уж не знаю, помогла ли им сказка эта, но все написали диктант без ошибок.

     Однажды рассказала, как запомнить насекомых с полным превращением (это те, у которых есть стадия «куколки»): Бабочки, Осы, Мухи, Жуки. По начальным буквам получается БОМЖ.
     И вот однажды во время проверочной один ученик написал: с полным превращением - это бабочки, осы, мухи, жуки, бомж.
     Рассказала ребятам, они смеялись и всё допытывались: «Кто написал?»
     Очень поздно узнала о том, как запомнить биологическую цепочку «Царство - Тип - Класс - Отряд - Семейство - Род - Вид» - «Царский Терем Кто Откроет Сразу Рыцарем Вернётся».

     А помните замечательную передачу под названием «Радионяня»?
          Мы рады вас приветствовать, товарищи ребята!
          Конечно, если дома вы, а не ушли куда-то.
          И просим вас немедленно оставить все дела:
          «Радионяня» сегодня к вам пришла.
     Радионяня выходила с 1972 года. Она помогала детям в шутливой музыкальной форме запомнить правила русского языка, объясняла законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения. Также в этой передаче была рубрика «Медаль за улыбку», в которой рассказывалось о людях, которые посвятили свою жизнь детям.
     Авторами передач были Эдуард Успенский, Аркадий Хайт, Лион Измайлов, Ефим Смолин и другие поэты и писатели-юмористы.
     Музыку писали Владимир Шаинский и Борис Савельев.
     Ведущими были Николай Литвинов, Александр Лившиц, Александр Левенбук.
     А идею радиопередачи предложила редактор Елена Лебедева.
     Программа просуществовала 20 лет. Записи передач были изданы массовыми тиражами на пластинках, аудиокассетах, компакт-дисках.
     Так что, если хотите, чтобы ваши дети учились с увлечением, то советую послушать эти передачи. А ещё советую прочитать вашим детям книгу Симона Львовича Соловейчика «Учение с увлечением».
     Желаю удачи!