Добранушка и лесовичок, бородачок в КО-4

Виктор Далёкий
                Старичок – лесовичок

Маланя шла  по дороге, шла и к перекрестку  подошла. Куда дальше идти не знает. Остановилась и задумалась.
Тут  из-под куста ли,   из-под придорожного деревца ли появился перед нею старичок, точно гриб боровичок. Невысокий, толстенький, крепенький. Засопел, закряхтел и как будто запел:
- Это я, старичок - лесовичок, по имени Крючок. Мимо никого не пропущу. Начну с расспросов, кончу просьбицей. Кому дорогу укажу, а кого и накажу. Как звать тебя, девица? Куда путь держишь, красавица?
- Добранушка я, - отвечает Маланя. – Иду на  Великие Просторы.
- Дорогу укажу,  красавица. Не угостишь хлебцем для разница?
- Ишь, чего захотел, - нахмурилась Маланя и корзинку с пирогами  за спину спрятала. 
- Тогда дай от своей доброты три кармана пустоты да горсточку ничего.  Я тебе с три короба навру - ничего не возьму.  Заблудишься - себя потеряешь, в три  дня не найдешь.  Не даешь пирогов – пожалеешь ноги. Поищи-ка сама себе дороги.
«Я тебя угощу. Рыло-то навек остужу»,  - подумала Маланя.   Сунула  руку за пазуху, достала пузырек с мертвой водицей, полила на пирожок тухлой водицы и  говорит:
- Возьми пирожок, скушай, сморщенный Крючок! Я тебе его пряностями сдобрила из своего пузырька.
Взял старичок - лесовичок пирожок и говорит:
- Вот это другое дело. Шагай-ка ты налево. Будет перед тобой канава, пройдешь ее наискосок, за ней будет бугорок, за ним лесок.  Там и недалече.
Пошла Маланя налево. А старичок – лесовичок съел ее пирожок. Да понял, что зря и будет ему теперь беда. В глазах у него  поднялся туман. Понял он, что это обман, зашатался и забормотал:
- Отравила толстая да круглая.  Искала обманом  подмоги – теперь станет камнем при дороге. 
Маланя по дороге шла. И вдруг упала, как будто чего нашла. И в тот же миг стала большим круглым  камнем при дороге.

Добранушка тем временем с лесным оркестром по лесу шла. Простофилька и Галочка ягоды собирали - мимо корзинки не бросали.  Скоро  с лесными маршами, вышли они к перекрестку.
Тут из-под куста ли, из-под придорожного деревца ли появился перед нею старичок - лесовичок. Невысокий, толстенький, крепенький. Зачихал, закашлялся, закряхтел и как будто запел:
- Это я, старичок - лесовичок, по имени Крючок. Кхе… Апчхи… Мимо никого не пропущу. Начну с расспросов, кончу просьбицей. Кхе, кхе… Кому дорогу укажу, а кого и накажу. Апчхи…
Задрожал старичок и свалился с ног.
- Что с тобой, дедушка? – кинулась к нему Добранушка и позвала. - Птички-невелички,  - летите скорей сюда! Накройте дедушку Живым Птичьим Одеялом до утра.
Птахи отзывчивые тут же слетелись и накрыли старичка Живым Птичьим Одеялом. Начала Добранушка болезного живой водицей из ближнего  родничка отпаивать,  лесными ягодами и кореньями пользовать. К утру следующего дня ожил старичок, приподнялся на локоток и говорит:
- Знаю, кто ты, Добранушка. Ведаю, куда путь держишь. Укажу я тебе самую короткую дорогу.  Пойдешь прямо. Будет перед тобой канава. Повернешь налево, увидишь овраг. Скажешь ему так: «Овражек – луговой кармашек. С глаз моих скройся, мосточком накройся». Появится перед тобой мосток. Пройдешь по нему – увидишь лесок. А там и недалече. Как заблудишься, скажешь: «Тропинки, дорожки, простите, что топчут вас мои ножки. Укажите мне ту, что ведет на  Великие Просторы».
- Спасибо, дедушка, - поклонилась ему Добранушка и поставила  перед ним  корзинку с яблоками, ягодами и орехами. - Возьмите! Мы себе еще наберем.
-  Как ты ко мне – так и я к тебе!  – Старичок сказал, свистнул, забормотал да бодро на ноги встал.
Тут же  кустики раздвинулись и из них  выкатился колесик. На солнышке стоит, деревянными спицами посверкивает, кожаным сиденьицем поскрипывает.
– Знаю, что много времени ты со мной потеряла. Вот тебе  колесик, - говорит старичок. -  Сядешь на него, скажешь: «Катись, колесик, по дорожке, береги мои ножки». Он тебя повезет, куда нужно. А когда прибудешь на место,  скажи: «Катись, колесик, обратно». Он ко мне  и вернется.
- Спасибо, дедушка, - поклонилась ему Добранушка, села на колесик и сказала. - Катись, колесик, по дорожке, береги мои ножки.   
И покатился колесик по дорожке. И катился он так бойко, что оркестр лесных музыкантов стал отставать. Но да делать нечего. Вперед надо двигаться, спешить.  Прикатился колесик к овражку.
- Стой, колесик, овражек впереди, - сказала ему Добранушка.
И вспомнила она, что ей мужичок – лесовичок поведал и говорит:
- Овражек – луговой кармашек. С глаз моих скройся, мосточком накройся.
Появился перед ней мосток.
- Покатили колесик дальше, - говорит ему Добранушка.
Проехали мосток. Появится перед ними лесок. Поехали по нему. Простофилька следом бежит. Галочка следом летит. Оба едва поспевают. И вдруг тропинки перед ними стали петлять, сходиться и расходиться. Простофилька то в одну сторону повернет, то в другую. Галочка над Добранушка кружит, куда лететь не знает.
- Стой, колесик, стой, заблудились мы.
И тут вспомнила она слова мужичка - лесовичка и говорит:
- Тропинки, дорожки, простите, что топчут вас мои ножки. Укажите мне ту, что ведет на  Великие Просторы.
И тут же все тропинки и дорожки в одну дорожку выстроились. И Добранушка на колесике покатила по ней. 


Мужичок – бородачок

Лежал камень при дороге. И лежать бы ему веки вечные. Круглый, гладкий. Да  прилетел черный ворон посланец черных дней с огромными крыльями, с клювом до самой земли. Сел на камень, стукнул по нему крепким клювом раз, другой и улетел прочь. Камень тут же зашевелился. Поднялась Маланя на ноги, отряхнулась и снова готова дальше идти. Видит кто-то по дороге едет. Взяла она корзину с пирогами, на дорогу выставила, сама у дороги легла и замерла. Лежит неподвижно, словно камень придорожный. Ждет, чего дальше будет.

Бежала по дороге лошаденка, тащила за собой повозку. Под дугой у лошаденки колокольчик звенел - надрывался, трепыхался, из сил выбивался. На повозке сидел   мужичок – бородачок, гоготал, песни орал да плеткой лошаденку погонял. Был он коробейником, ловчилой и бездельником. Дня не мог прожить, чтобы кого-нибудь не огорошить да не облапошить. И звали этого бородатого да конопатого  Жучило - Гуляй - Разгуляй. Увидел он при дороге корзинку с пирогами и яблоками, остановил лошадку, взял мошну с деньгами и слез с повозки.
- Кто же это мне подарок сделал? Кто на дороге стол накрыл?  Сяду отдохнуть – говорит мужик Жичуло – Гуляй - Разгуляй.
Сам погогатывает, мошной потряхивает. Сел на Маланю, которая камнем прикинулась, огляделся  вокруг - никого. Обрадовался, развязал мошну и давай пироги есть, деньги считать да приговаривать:
- Этого я обманул!.. Того надул!..  Слепого  на мякине провел. Глупого  вокруг пальца обвел!   Глухого под монастырь подвел!.. 
Сидит. Крупными деньгами шелестит, мелкими позвякивает. И вдруг слышит:
- А мне денег! 
Он чуть пирогом до смерти не подавился, с камня придорожного чудом  не скатился.  Снова огляделся –   никого.
- Слазь! Чего уселся? – Маланя ему говорит и хочет из-под мужика вылезти.
- Эх, я! – гогочет мужик. - Садился на камень с размаху, а сел на деваху. Ты здесь как оказалась? – мужик спрашивает.
Сам  не встает, сверху наседает,  крепче к земле Маланю прижимает.
- Тебя ждала, чтоб ты деньгами со мной поделился, - Маланя отвечает.
Рассмеялся мужичок пуще прежнего. Маланя спихнула с себя мужичка и как крикнет:
- Давай денег! Кому сказано!
- Ты вот что, - похохатывает в ответ бородатый да конопатый. – Ты рассмеши меня до упаду. Я тебе денег и дам.
- Как это? – Маланя спрашивает.
- Ты пощекочи меня, - говорит ей бородатый да конопатый. – Я щекотку страсть как уважаю.
- Это я могу, - говорит Маланя.
- Ты уж постарайся, - смеется  бородатый да конопатый. Глазами сам темными посверкивает. Задние мысли у него на уме и  хитрая улыбка в рыжей бороде.
Стала Маланя его щекотать да по земле катать. А тот только погогатывает, покряхтывает да повизгивает. Катала его Маланя, щекотала, пока не устала.
- Все, мужик хватит, - говорит. – Надоел ты мне. Давай деньги.
- Еще бы немножко пощекотала,– гогочет  тот. – Чего так мало?
- Некогда мне. Добрые дела иду делать, - Маланя ему в ответ. Наклонилась, взяла мошну с деньгами да корзинку с пирогами и  пошла по дороге. 
- Постой, красавица! – позвал ее мужичок. – Хочешь  еще денег? Тогда ты рот-то шире  открывай. Глядишь, и залетит бублик да каравай.
Маланя остановилась, рот открыла.
- Теперь, слышь, глаза  закрой да поморгай! – говорит мужичок.
Закрыла Маланя  глаза. Мужичок стукнул ее по лбу, вырвал у нее из рук  мошну с деньгами да корзинкой с пирогами и был таков.
- Садись, красавица! Я тебя на лошадке прокачу! – кричит.
Открыла Маланя глаза и от обмана будто зрение потеряла.  Видит да не поймет. Только слышит звон колокольчика да хохот мужичка. И повозка по дороге катит от нее. Разозлилась Маланя, камень с земли схватила и вслед обидчику им запустила. Да угодила тому прямо в темечко. Тот свой хохот будто и съел. Без памяти аж сто верст пролетел. 
Полдня Маланя потеряла, пока камнем у дороги лежала и мужичка щекотала.
Пошла по дороге  дальше.