Вроде бы пошла за смородиной

Лариса Иванова 1
Сегодня мы с сестрой ездили за смородиной. Если бы я поставила цель, собрать ведро ягод, то меня бы ждало сплошное разочарование. Ягод нет. По крайней мере, в тех местах, где мы собираем из года в год. И дело не только в отсутствии ягод. Смородина растет в труднодоступных местах. А тут сильные ветра завалили эти труднопроходимые заросли еще и упавшими деревьями. И теперь смородиновые плантации выглядят как непроходимые джунгли. Но если поменять цель своего визита в лес, то это совсем другая история.                Я пробиралась через заросли и вспоминала, что в былые времена эти ягодные места посещали многие. И  какими бы ни были заросли, в период сбора смородины натаптывалась «народная тропа». К кустам трудно было добраться первым ягодникам. Но зато они снимали «сливки», выбирали только крупные, оставляя за собой еще обилие ягод. На одном месте могла проходить партия за партией, собирая остатки. По нынешним завалам понимаешь, что смородину собирать стало меньше людей. Оно и понятно, из всех ягод ее собирать сложнее именно из- за буреломов. Сегодня я с трудом пробиралась среди зарослей к мелькнувшим где- то, как искорки, ягодам. Потому как собирать было нечего, мне оставалось только любоваться ими. День был солнечный. И когда луч солнца попадал на ягодку, она становилась настолько прозрачной, что были видны микрокосточки. На веточке в прозрачной оболочке висит красная капля с двумя- тремя маленькими точечками внутри. На кустах их может оказаться всего несколько штук. Но меня вдохновлял момент, когда я вдруг видела, как солнечный луч пронизывает ягоду, и она становится невыразимо прекрасной. Я снова и снова пробиралась к единичным ягодам, чтобы убедиться, что в солнечных лучах каждая из них переливается и блестит, как драгоценный камень. Я собрала до смешного мало, но из зарослей выходила, как из ювелирного магазина женщина, радостной.                По дороге к машине мы с сестрой решили завернуть на луга, где наша семья косила сено все время, пока у нас была корова. Затем эти угодья перешли брату, который остался в деревне. Теперь здесь никто не косит. Луг зарос молодыми деревьями настолько, что полезная площадь выглядит как заплатки: там кусок, тут немного, чуть дальше еще пятачок… По весне луга непременно очищали от упавших деревьев и молодой поросли. Когда- то территория была такой большой, что косили траву не один день. Вид зеленой поляны сразу вернул меня в детство. Было тяжело, но все равно то время вспоминается как что- то солнечное и легкое. Сегодня я проходила по лугу, как по музею. В этом большом озере мы купались, ставили сети, мыли посуду после еды. Воду для чая брали чуть дальше, в ручье. В тени старой раскидистой ели мы обедали, расположившись прямо на земле. Там же всем хватало места для отдыха. Позже младший брат обустроил эту зону: соорудил стол со скамейками под навесом. Каким- то образом притащил шкафчик, где хранилась посуда. Даже зеркало повесил на дерево для нас, пяти сестер. Его уже нет с нами, а созданное им благоустроенное пространство сохранилось до сих пор. Теперь здесь отдыхают рыбаки, ягодники. И кострище на прежнем месте, как пятьдесят лет назад. Я вроде бы пошла за смородиной, а побывала в детстве. 
31.07.21 Л. Иванова (Абраменко). Фото автора.