О Добре и зле

Василий Ерёмичев
                О ДОБРЕ И ЗЛЕ

                (мысли вслух)

     Тема вечна, как мир и, тем не менее, актуальна всегда. На эту тему написано несметное множество книг и статей как глубокого философского размышления, так и дилетантских суждений на разных уровнях профессионального владения пером.
 
     И всё же до сих пор нет и, наверное, никогда не будет чёткого определения добра и зла. Содержание этих понятий многогранно, и оно зависит и от времени, и от уровня развития общественной мысли, и от общественной психологии человеческих сообществ, и от психики каждого конкретного человека. Например, «Ворошиловский стрелок» в исполнении Михаила Ульянова в одноимённом фильме считает добром месть за поруганную часть родной внучки путём отстрела подонков, а его антипод-прокурор считает это злом, причём злом общественным, и он тоже прав.

     Одним из первых письменных сведений о раздумьях над проблемами добра и зла можно считать Библию. В ней фактически императивным путём даны основные понятия и определены соответствующие статьи уголовного и гражданского кодекса с конкретными наказаниями за несоблюдение правил общежития, определённых самим Богом. И пусть это только для одного народа, но сейчас все христиане принимают эти положения, потому что считают себя верующими, хотя почти все они живут совсем по другим законам. А атеистам по мнению верующих «закон не писан». Однако, и среди атеистов, как и среди язычников, количество людей, исповедующих нормы общечеловеческого добра, едва ли не больше, чем среди христиан, мусульман, буддистов и других верующих.

     В политическом устройстве большинства стран и их взаимоотношений особенно ярко видно пренебрежение всеми понятиями добра и зла, даже в оценке событий прошлого море разных мнений. По моему мнению это от того, что практически все политики, независимо от вероисповедания, служат «Золотому тельцу», который и есть воплощение вселенского зла. А любые попытки поднять на щит идеи добро всегда и везде подвергаются самой жестокой обструкции и уничтожаются «на корню».
Сам Бог создал всё и всех, а потом массами уничтожал народы в местах расселения евреев, а также сотни тысяч египтян, преследующих евреев при выходе из Египта. Вопрос, зачем он создавал все другие народы?

     Века люди многих народов восхищались, да и сейчас восхищаются подвигами Александра Македонского, а он, по меркам сегодняшних представлений демократов, ни что иное, как клиент Нюрнбергского трибунала и американского сержанта Джона Вуда. Никого не смущает вопрос, а зачем он шёл с войском на Индию?
Тамерлан почти такой же завоеватель, только чуть меньше рангом, но он головорез, потому что шёл на нас, а не на Индию. Чингисхан вне понятий добра и зла, хотя мы ему обязаны игом (если оно, конечно, было). Я уже не говорю о завоевателях и конструкторах современной Америки.

     Наполеон тоже клиент Нюрнберга и Джона Вуда, но во Франции он национальный герой. И так и вошёл в историю. Даже Гитлер послал войска на не богоугодное дело с напутствием «С нами бог». А теперь к современности.

     С развитием средств массовой информации и средств коммуникации естественно расширился круг заинтересованных людей и обострились споры по злободневным вопросам. И очень часто в качестве доводов приводятся псевдоисторические факты прошлого с оценкой их с позиций современного понимания нравственности и понятий добра и зла. В этих спорах почти всегда исчезают вечные понятия добра и зла, хотя бы те, которые даны нам в Библии.

     Предварю дальнейшие рассуждения одним примером. В середине 60-х годов мне довелось служить в ГСВГ и жить в ГДР. Там я неоднократно встречался и разговаривал с простыми немцами, пережившими войну и плен. Практически все они были достаточно откровенны и добродушны. Они с интересом расспрашивали о жизни в тех краях, где после войны содержались в плену. Именно с интересом, а не со злобой. Они даже понимали, что их в плену кормили зачастую лучше, чем питались сами победители. Подсознание этих людей, виновников и жертв вселенского зла подсказывало им, что всегда только добром можно победить зло.
 
     Это истина и ею должны бы руководствоваться современные и будущие политики и политиканы. Например, почему бы в ответ на очередное испытание ядерного оружия Северной Кореей (зло) не снять с неё все санкции и поставить гуманитарную помощь (добро). Я уверен, что результат будет значительно эффективнее постоянных угроз. Хорошо, когда люди понимают это, что бывает крайне редко, обычно наоборот: на угрозу следует ответная угроза и напряженность растёт как снежный ком, увеличивая и увеличивая вселенское зло.

     Посмотрим, что творится в мире на уровне государств и правительств. Финны чтут Ленина за то, что с его содействия они обрели собственную государственность. Эстонцы тоже только при содействии Ленина впервые в истории появились на политической карте, и они проклинают Ленина (?). Более того, они приглашают на свою территорию наших потенциальных противников из-за океана, как будто эскадрилья самолётов и рота танков обеспечат безопасность Эстонии с началом боевых действий (!).

     Литовцы получили свою столицу и весь Виленский край только по настоянию Сталина, и они постоянно льют грязь на память давно умершего. Поляки, брошенные на произвол судьбы своими «верными» союзниками – Англией, растерзанные фашистской армией и спасённые советскими солдатами с упоением разрушают памятники своим освободителям и сравнивают их с фашистами. Интересно, знают ли они значение слова «подлость»?

     Венгры воевали против нас в войне, но сейчас и у нас, и в Венгрии сохраняются памятники павшим, а на Украине, перенесшей все тяжести и трагедии великого вселенского зла, пляшут на могилах павших советских воинов, в составе которых законное и полноценное место занимают и украинские патриоты. Там идёт целая компания по уничтожению памятников, словно борьба с ушедшими изменит жизнь. Вот и вопрос, что есть добро и что есть зло и как этот вопрос решают здесь и сейчас разные люди. Точнее люди не решают, а выполняют заказ творцов вселенского зла.

     Это только часть примеров нашей действительности. Перечень можно продолжать бесконечно. Что изменилось за 20 веков? Меняются условия жизни, средства связи и средства передвижения, меняются скорости и технологии, но практически не меняется человек. Тогда для лучшего мироустройства были изобретены религии с кодексом поведения для каждого человека, а сейчас все кричат о свободе, подразумевая при этом вседозволенность и только для себя, а не для соседа.

     Где же искать пути приближения к добру? Хочется верить, что самый надёжный путь – искусство. Искусство по самой своей природе призвано улучшать мир, сеять просвещение и добро, поднимать уровень толпы до уровня самих деятелей искусства и быть в постоянном поиске новых источников добра.

     Но самое страшное -  почти все деятели искусства, так называемая творческая интеллигенция по обе стороны баррикад постоянно вместо идей добра и мира постоянно сеет зло и противоречия всеми доступными мерами. Уродства почитают нормой, достойной подражания, пропагандируют неестественные инстинкты под видом свободы, отстой и гниль преподносят в качестве шедевров, а настоящих художников поливают грязными помоями. И опять, яко бы под лозунгом свободы.

     Где вы, инженеры человеческих душ и мудрые советники всесильных политиков и руководителей партий и государств???

        Ноябрь 2018 года. В.И. Ерёмичев.