Свои, не свои и сам по себе

Марат Авазович Аваз-Нурзеф
Сам по себе – это, я считаю, персоны редкие и даже, быть может, единичные в условиях любого современного государства Планеты, пусть и небольшого, но более-менее известного на мировой арене даже людям рядовым и далёким от всего, что не касается их лично.

Узбекистан – безусловно, в числе таких государств. А себя с ПМЖ в Ташкенте, если оглянуться на прожитые десятилетия, отнесу к тем, кто сам по себе. И в таком состоянии ума, сердца и души пребываю не только 15 лет последних, получая пенсионное пособие по возрасту, но захватил и предыдущий тридцатник. Пенсия относительно официальной среднестатистической зарплаты в текущее время – малая, а в сравнении с официальным прожиточным минимумом – ну, очень смешная. Однако, учитывая все мои обстоятельства: ЗОЖ, каждодневный спорт и настойчивость в его поддержании, отсутствие трат на докторов и медикаменты, одиночество во всех смыслах, в том числе жилищных и бытовых, велосипед как транспорт и надёжный друг, – моя пенсия своей реальной значимостью как бы в три раза больше номинальной. И тем самым, наверно, поднимается до уровня персональной. Недаром же я – персона сам по себе! Шутка, конечно. В которой лишь доля самоиронии, а всё остальное – правда.

А что это я сразу же, в самом начале публикации, завёл речь о себе?

Ну, во-первых, других персон сам по себе, кроме собственной, я не знаю. Во-вторых, Роман Шамолин, кандидат философских наук и ректор Новосибирского открытого университета, никоим образом не может быть личностью сам по себе. В-третьих, именно к его публикации «Русский мир: куда нас привел "особый путь"» я хочу написать небольшой комментарий. И разместить его здесь, так как в «Новой газете», в сегодняшнем №29 которой вышла работа Шамолина, комментарии читателей, кажется, невозможны.

В качестве иллюстрации (выше, сразу под заголовком) возьму картинку в «Новой газете», специально созданной её сотрудником Петром Сарухановым для материала Шамолина. Не знаю, как другим, но мне глаза колобка, взирающего снизу вверх на Земной шар, напоминают весьма и весьма известного человека.

Преподнесённое выше принимаю за вступление к комментарию, который будет написан и добавлен сюда редактированием. А пока, если кто-то наткнётся на данную мою публикацию в его начальном виде, прошу ознакомиться с работой Романа Шамолина по предлагаемой мной ссылке.

Ещё одно: «Как недоступная для мирового разума загадка русской души обернулась "спецоперацией"», – это подзаголовок от Шамолина.

И ещё: остров Аруба в Карибском море, несмотря на численность населения около 120 тысяч человек, – вполне самостоятельное государственное образование, хотя и оставшееся в составе Королевства Нидерландов. Кроме парламента и других официальных учреждений, имеет свою армию, университет и даже является членом ФИФА. А вот персон сам по себе, наверно, ни одного на всей Арубе. Не за чем! А может, я ошибаюсь. Ведь не был я там, куда ежегодно наведывается хотя бы парочка миллионов туристов. И вряд ли когда-нибудь попаду в их число…

* * *

Названный выше материал Шамолина – довольно пухлый. 13 тысяч знаков с пробелами. В обсуждениях его положений, возражениях его утверждениям и цитатам можно составить, как минимум, магистерскую диссертацию. Для меня она не имеет смысла хотя бы потому, что защищать её будет негде: я же сам по себе, никуда не пришвартован, а соискателем – не хватит и оставшейся в моём жизненном сроке четверти века, чтобы пробиться. А посему буду краток.

Образцовыми государствами Шамолин считает Древнюю Грецию и Древний Рим. Европа переняла, мол, их принципы и правила. По такому же пути могла бы пойти и Киевская Русь. Вскоре, однако, пришла ей замена. И Шамолин заявляет: «Это история уже совсем другой, Московской эпохи, князья и цари которой эффективно переняли у своих патронов, у Великой Орды, все методики репрессивного менеджмента». И цитирует историка и философа Георгия Федотова (цитата в газете выделена более крупным кеглем): «Ханская ставка была перенесена в Кремль».

Во-первых, Древняя Греция всех не греков считала варварами, то есть, в общем-то говоря, презирала, что не есть истинный гуманизм. Во-вторых, её города-государства вели войны не только с иными странами, но и между собой («Илиада», «Одиссея»), что опять-таки далековато от человечности. В-третьих, Древний Рим бряцал оружием в течение всего существования: достаточно назвать Пунические войны и разрушение Карфагена. В-четвёртых, фраза от Федотова, наверное, вырвана из контекста. А если это не так, то она есть перевирание Истории, то бишь не верна. В-пятых, инквизиция и аутодафе, крестовые походы, 30-летняя и 100-летняя войны, Варфоломеевская ночь, завоевание стран в Америке, Африке, Австралии, Азии и Океании, превращение их в свои колонии, две Мировые Войны ХХ века – это и немало подобий шло от Европы, которую идеализирует Шамолин. В-шестых, американский мир, перед которым Шамолин склоняется в реверансе, – это убиение индейцев, коренных жителей континента, вытеснение оставшихся в резервации, вылавливание африканцев за морями-океанами и превращение их у себя в рабов («Таманго»), Хиросима и Нагасаки, война во Вьетнаме и Корее, выжигание мирного населения напалмом, разложение СССР и социалистического лагеря, вторжение в Ирак и Ливию, крушение Югославии и бомбардировки Белграда, экспансия на ресурсы и экономики многих стран Планеты.

Россию и её народ Шамолин считает осевшими в древлянских лесах и топях первобытным племенем, которые поэтому веками живут по принципу свои и не свои, озабочены недоверием к остальному миру и страхами за свою безопасность. А цивилизованный мир, несмотря на многочисленные попытки во всех сферах жизнедеятельности человека и сообществ, так, мол, и не смог за многие столетия вывести их к государству и жизни, по-настоящему ст;ящим и ценным.

Есть у Шамолина утверждения о безосновательности того, что русский народ считает себя исключительным. Но ведь это – свойство чуть ли не каждого из двуногих в концентре его обитания и деятельности. Думаю, такого не лишено и население острова Аруба, упомянутого выше. В Узбекистане любой тележечник на базаре о себе высокого мнения. Да и сам Роман Шамолин, судя по его работе, обсуждаемой здесь, занят самолюбованием.

По Шамолину, слепая вера и упование в вождя – это пагубное свойство русского человека во всей истории России и по настоящее время. Превращение вождя в непререкаемого диктатора – туда же. А загадочность русской души, веками непонимаемой цивилизованным миром, – это, если расставить все точки над i в намёках и недоговорках Шамолина, нечто вроде нежданной и негативной мутации в селекционном процессе Истории, с которой, скажем, в голубеводстве особи выбраковываются.
Нет, в тексте Шамолина не говорится ни о мутациях, ни о выбраковке, но они, особенно последнее, явно подразумеваются.

Интересно, а как себе представляет Шамолин выбраковку России из планетарного сосуществования? Расчленение на составные части? Распределение их между странами, для Шамолина априорно цивилизованными? А русский народ в основном утилизировать в крематориях?

Словом, из материала Шамолина, родившегося и живущего в России, получившего от неё образование, кандидатскую степень, ректорство, следует, что он считает Родину не своей, а себя относит к своим для западной Европы и США. То есть не заметил, что той же грязью, в которой обвинил Россию и русский народ, и себя вымазал с ног до головы.

* * *

Если кто-то, по незнанию, впопыхах, сгоряча, отнесёт меня к поддерживающим спецоперацию путинского режима в Украине, то дело обстоит совершенно не так. Ибо я – сам по себе. А посягательство на жизнь хотя бы одного человека со стороны другого индивидуума, режима, правителя, государства – это преступление.
Позволю себе перечислить свои последние публикации.

Россия, Украина и остальной мир – публицистика.

Зашаталась Земля у космической бездны... – философская лирика.

Не посторонняя страна – публицистика (выше, стр. 138).

А блицкрига всё-таки никак не могло получиться... – история и политика (выше, стр. 141)

21 марта 2022 года.

Узбекистан с утра и досель (за окном уже ночь) празднует Навруз: поздравления, музыка, песни, танцы, пляски, постановки, радость и аплодисменты (в том числе от Президента), народные гуляния, спектакли, фильмы.

-------------------------------


Материал «Свои, не свои и сам по себе» я в тот же день отправил в редакцию «Новой газеты». Древнее изречение: «Ни бе, ни ме, ни кукареку», – ещё раз громыхнуло полным молчанием. Нет, конечно, не потому через пару-тройку дней неизвестные парни облили краской главного редактора, лауреата Нобелевской премии мира. От известия об этом акте я не испытал ни радости, ни злорадства. Даже жалко мне стало беднягу. Но факт есть факт: наказали!..