15 минут, милочка

Тапкин -Лейкин
У дверей комнаты перед залом королевской аудиенции было много народу: Вдоль богато украшенных стен переговаривались послы различных держав, министры и чрезвычайные посланники, поверенные в делах и богатые иностранцы.Особняком стояли спорящие о чем то курфюстр, эрцгерцог, надутые и важные бароны, сюзерены и так далее. В глазах рябило от камзолов разных цветов, иззолоченых коротких шпаг, отполированный пол добавлял пестроты так, что все это было похоже на калейдоскоп.Королева степенно шла добиваться аудиенции у короля.Так положено. Таков регламент. Ничего не попишешь.На бытовые темы-, пожалуйста. За обедом ли или во время вечерней игры в крикет.На официальные или тем паче темы политического толка-только через аудиенцию.-Королева я или нет? - Вопросом на вопрос об цели визита к королю, ответила вспыльчивая царствующая особа, - мне что, каждой новой пассии надо отчитываться?!

- Разумеется, нет, - ответила девушка сидящая за полукруглым столом на  ресепшене, - но я вас всё равно должна у себя отметить... Итак, цель вашего визита?Прошение ли, жалоба, что то иное?

Холеная. Сучка, - отметила про себя королева, духи шарм, ногти безупречны, одета со вкусом, но не броско. И где таких находит?

- Жалоба.

- Здесь все с жалобами, - девушка обвела взглядом раззолоченую толпу герцогов и баронов.- Хорошо, я поставлю вас в очередь, но вряд ли он вас сможет принять в ближайшие два часа. А может и вообще не успеет сегодня. Король такой трудоголик. Но вы же знаете, он засиживается допозна. Может быть, вечером, после крикета с вами? Нет? Но сейчас ровно в 11 у него совещание с министрами, потом планерка с первым министром, потом обед, затем...- Хватит! - Перебила ее королева.- -Но...- Не затыкайте мне рот, милочка, -топнула ногой королева. От 15 минут, думаю король не удавится.Она отодвинула в сторону какого то замешкавшего пажа и открыла белоснежную дверь.

- Ах, это вы, милочка? - Король поднял голову от кипы многочисленных бумаг на большом столе. - Проходите, моя дорогая, садитесь. Чем могу помочь? Только умоляю, изложите просьбу как можно короче. Через 15 минут совещание. Назревает война, знаете ли. Дело архиважное. Да ещё эти вот. - Он с отвращением взглянул на стопку исписанных листов. -Я ведь последняя инстанция. Дело за малым. Поставить подпись или не поставить. Тут вопрос риторический. Если ставить не глядя, можно подписать и собственное отречение. Так бывает, знаете ли. Но что у вас? - Король взглянул на большие мраморные часы в углу залы.

Королева взяла руку короля за запястье. Выждала несколько секунд. - Так, пульс опять повысился. А заодно и давление.Беречь вам себя надо. Трудоголик.Опять лекарство от давления принять забыл. Ну вот, я и принесла.

Она села в кресло напротив.Взяла стопку листов, рассеяно стала читать. - Вот что мой дорогой, ваша прабабка помимо всего прочего сто пятьдесят лет назад неизвестно от кого родила вдобавок ещё одного мальчика. Он, в свою очередь стал курфюрстом, один из его отпрысков герцогом, а нынешний эрц, это уже третье поколение, кстати... - Довольно, милочка, - сказал король, я все это знаю, незачем говорить лишнее. Что? - Король внезапно наклонился к столу. - Что, последний эрцгерцог, нынешний?

-Да, как видишь. И эти все жалобы на него кстати. Вздорный тип. Осмелился объявить войну моей матери, королевство которой смежное с нашим как ты знаешь.

- Вызвать его сюда. - да, милочка,- сказал король в переговорный рожок,- запустите сюда этого самого эээ, эрцгерцога. Спустя минуту дверь распахнулась.

- Ну что за моветон, воскликнул король вставая из-за стола, - что за вид, братец? Почему на вас разные носки?Эрцгерцог лишь махнул рукой. От быстрого шага он запыхался.

- Щас. Отдышусь ваше высочество, ваше величество. Гимнастикой было заняться хотел, но времени все не хватает. Что, и у вас тоже?- Как видишь, - развел руками король. - в рутине погряз. Здесь целый департамент нужен. Но бюрократию разводить не хочу, сам понимаешь. Ну что, брат – как дела?

- Прекрасно! Но, королева, сестра, что случилось?

- Я вам не сестра!- -Почему?- Потому!

- Вот пойми этих женщин, - сказал эрцгерцог, - что я хотел то? А вот, намедни объявил всем войну.Сюзеренов, баронов уже оповестил, войска готовят, провиант собирают. Сейчас дело за малым. Ваша подпись и ваше согласие.

- Как, так вот сразу, - король задумчиво потирал лоб, - а что скажут соседи? В конце концов дружественные отношение, торговые связи, родственные линии...

- Вот именно! - Встряла королева, королевство моей мамы...- Погоди, милочка, - король собрал стопки бумаг и прижал всё золотым пресс-папье, надо обсудить. Э, послушайте, обратился он переговорному рожку, - пригласите сюда военного министра и всех кто к этому соотносится. Ну, сами разберётесь. Да, минута в минуту, сообщил он присутствующим. На часах ровно 11. Пора начинать. Да, заметили ли вы насколько увеличилась пропускная способность королевской аудиенции? Все дело в том, что один толковый секретарь способен заменить сразу несколько человек.Заодно убрал обер-гофмаршала, гофмейстера, церемониймейстера и обер-камергера. И всем надо было жалованье платить. А у неё голова! Что не попросишь всё знает, всё помнит.

- Я заметила, - поджала губы королева.

- И у меня, - сказал эрцгерцог. Ваше нововведение прекрасно. Но от себя добавлю: я ввел у себя рокировку!

Король заинтересованно посмотрел на герцога, - как это?

- Перестановки. Кадровые перестановки. Каждую неделю низший чин заменяет самый верхний, а тот соответственно наоборот. Что позволяет дворцовым служащим более полно раскрыться, так сказать. И знаете, весьма и весьма удивлен.Я был очень недоволен ранее казначеем. Так его теперь заменил на недельку виночерпий. За те двадцать лет, что он мне служит, он не пролил и не выпил ни капли. Какой кристальный человек. Аудит одним словом. Или взять нашего золотника, он у меня теперь первым министром. И что бы вы думали?

- Что есть золотник, мой король?- Спросила королева.- Золотарь быть может, ответил король шепотом. Это тот, кто чистит наши туалеты.

- Фи,- королева скривилась.

- У золотника оказалась золотая голова. Что ни спросишь, - всё знает. Совсем как бывший первый министр. Даже лучше. А так кем он был? Да никем. А сейчас ему шанс выпал. Да и мне, признаться самому интересно что из этого выйдет. Он замолчал и принял вид подобающий эрцгерцогу.

Входили министры и их помощники. - Мой дорогой, прошептала королева, - не забудьте про королевство моей матери.

- Я помню, ответил король, всё помню. Его вычеркиваем. А теперь, моя дорогая, не пройти бы вам прогуляться с вашими фрейлинами. Здесь сейчас будут скучные отчёты о количестве войск и пушек. Наличие провианта и прочая и прочая. Вам это не интересно. Королева улыбнулась, встала и раскрыв белый перьевой веер пошла на ресепшен. Очень ей хотелось взглянуть поподробнее на особу о которой так распинался король.

- Война, это война, господа, - сказал король, - к ней готовиться нужно. Итак, начинаем, кто у нас первый? Или вот вы, дорогой братец, что нам скажете? Вы всю эту кашу затеяли, а королю и министрам расхлёбывать.

- Мы с золотником тут посоветовались, - вчера, - сказал эрцгерцог и пришли к неутешительному выводу: у королевства огромный внешний долг, всякие обязательства взятые ещё прежними королями. Экономика просела. Возможен голод.

Король согласно покивал. Но морально этические принципы, а принц, которому уже начали подыскивать невесту? Однако голод возможен, посевы поклевали птицы, вдобавок всё остальное побило градом. Народ массово бежит за границы. Делать что-то надо. - Хорошо, давайте тогда начинать. Но предельно деликатно. Аккуратно я бы даже сказал. Нежно. У нас везде в соседних королевствах родственные отношения. Тот ваш дальний дядя, этот вот его, - король показал на курфюстра.

- Это ничего, ваше величество, - ответил курфюстр, - на своего дядю и его семейку я давно обижен. И все из-за того дела о наследстве, я вам кажется рассказывал. Так что ничего страшного.

- Ну раз так, значит решено: - король смахнул со стола в ящик опостылевшие бумаги и запер на ключ, - подробную карту, прошу вас, министр, - расставим войска, пушки, что у нас есть и обедать. Признаться, на голодный желудок как то не воюется.



Днём ранее.

- Все вон! - Кричал с самого утра эрцгерцог. -Воон!

Орал он так великолепно что слыхать было даже в конюшне с краю замка.

-Во горлопанит как, а?- обратился одноглазый конюх к хромой кобыле Аннике, - болт ему в дышло. Сейчас проорется, а потом казнить начнет.

И точно: спустя минуту эрцгерцог пришел в себя и дёрнул шелковый шнурок соединявший его с первым министром.

- Ну, ни пуха, - пробормотал министр.

- Ты поделикатней там, - сказал придворный шут и по совместительству капельмейстер, - сильно не заостряй, а то до курфюрста дойдет, а тот пожалуется королю.

- Постараюсь, - пообещал министр. Он промчался по двум анфиладам и деликатно постучал в золоченую дверь. - Можно, ваше высочество?

- Давайте там без ваших фамильярностей прорычал эрцгерцог, - дело государственной важности. Где мой правый носок?

Первый министр не был бы первым, если бы не соображал на лету.

- Собака утащила, - ляпнул он и должно быть угадал.

- Ах, собака, задумчиво сказал эрцгерцог, да да, кажется припоминаю. Что-то рыскала тут. Вот что, нервы у меня ни к черту, так что собаку немедленно изловить и повесить как государственного изменника!

- Но, ваше величество. Это же ваша любимая собака.

- Хорошо, тогда повесить того кто смотрит за этими самыми собаками. Конюха или псаря, я не помню! В общем, виновный должен быть наказан. Всё.

- Это конечно нетрудно сделать, сказал первый министр, но где мы найдём нового большой вопрос...

- Почему большой? Или идти на службу к особе королевского рода нужно через всяческие проверки на лояльность и всё такое прочее, что займет недели две или даже больше?

- Не совсем так ваше высочество,- уклончиво ответил министр, -просто обычно они долго не задерживаются. И народ попросту боится идти к вам на службу.

- Боится идти? Это хорошо власть предержащих должны всегда бояться, иначе что будет? А я вам отвечу. Иначе назреет бунт, бессмысленный и беспощадный. Дай волю, протяни им конфетку и какая нибудь шваль подумает, ай какой у нас герцог добренький. Можно его обманывать, ничего за это не будет. Казнокрады! Ворье! -У эрцгерцога задергалось нижнее веко, - верный признак, что скоро он начнёт чудить. Зависело от степени гнева.

- Предлагаю еженедельную рокировку, - сказал министр, - придворные переставляются по статусу вверх и вниз. Так и проверим кое-кого.

- А что, мне нравится,- сказал эрцгерцог, - кто там за вами следующий?

- За мной? Самый низкий чин. Золотарь. - Как же золотарь, если с золотом работает? Ну да ладно. А вы куда теперь?

- А я так и быть побуду вторым министром. Так, на всякий случай, чтобы дров не наломали.

-  Эт хорошо, - пробормотал эрцгерцог. Дров наломать можно, да. Что я бы без тебя делал ума не приложу... Но все таки, где мои носки? Эй вы там, все. Челядь! Найдите мне мои носки.

В распахнувшуюся дверь впорхнул одеватель носков и панталон. В руках у него были полосатые носки разного цвета. У эрцгерцога задергалось второе веко. Он икнул и завопил: опять?! В солдаты, немедля. Выпороть, на конюшню и выпороть!!

- Видишь, министр как тяжело с ними. Быть может он и ловок, шельма, но цвета не различает, бывает такое? Бывает. А что, первый министр, войны никакой не намечается? Нет? Так надо объявить. Пишите: этого вот забрить в солдаты. Пусть искупает. Войну объявить сразу нескольким королевствам. Потянем? - Не потянем, ваше герцогство. Если только.

- Что только? Не тяните. - Если поднапрячь виконтов и маркизов, графов и так далее по вашему ленному праву. Тогда может и соберём. - Ну так и начинайте. - Начинаем, ваше герцогство. - Да, про рокировку не забудьте. Пусть позовут этого... вашего золотника. Будете оба мне мысли нашёптывать. Ум, говорят хорошо, два более менее, а три ещё лучше. -Герцог пришел в доброе расположение духа. Война это не шухры-мухры. К ней готовиться нужно.

Министр про себя подумал, что войны конечно же начинаются из-за того, что какому-нибудь эрцгерцогу или барону подали с утра  по ошибке разноцветные носки. Но вслух ничего этого не сказал. Он был умный министр - - -