В шесть часов вечера после специальной операции

Борис Кондаков 2
                В шесть часов вечера после специальной операции.

В 1917 году вышел роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Образ бравого Швейка навсегда вошёл в мировую культуру. Там есть эпизод, который и дал название этому очерку.
  «В канцелярии с делом покончили в два счета. Фельдфебель с еще жирными после обеда губами, подавая Швейку и Водичке бумаги, сделался необычайно серьезным и не преминул произнести перед ними речь, в которой апеллировал к их воинскому духу.
    Каждого отправляли в свою часть, и Швейк, прощаясь с Водичкой, сказал:
    -- Как кончится война, зайди проведать. С шести вечера я всегда "У чаши" на Боиште.
    -- Известно, приду,-- ответил Водичка.-- Там скандал какой-нибудь будет?
    -- Там каждый день что-нибудь бывает,-- пообещал Швейк,-- а уж если выдастся очень тихий день, мы сами что-нибудь устроим.
    Друзья разошлись, и, когда уже были на порядочном расстоянии друг от друга, старый сапер Водичка крикнул Швейку:
    -- Так ты позаботься о каком-нибудь развлечении, когда я приду!
    В ответ Швейк закричал:
    -- Непременно приходи после войны!
    Они отошли еще дальше, и вдруг из-за угла второго ряда домов донесся голос Водички:
    -- Швейк! Швейк! Какое "У чаши" пиво?
    Как эхо, отозвался ответ Швейка:
    -- Великопоповицкое!
    -- А я думал, смиховское! -- кричал издали сапер Водичка.
    -- Там и девочки есть! -- вопил Швейк.
    -- Так, значит, после войны в шесть часов вечера! -- орал Водичка.
    -- Приходи лучше в половине седьмого, на случай если запоздаю! -- ответил Швейк.
    И еще раз донесся издалека голос Водички:
    -- А в шесть часов прийти не сможешь?!
    -- Ладно, приду в шесть! -- услышал Водичка голос удаляющегося товарища.
    Так разлучились бравый солдат Швейк и старый сапер Водичка.»
Фраза из этого романа стала названием замечательного советского фильма «В шесть часов вечера после войны», снятого в 1944 году выдающимся советским кинорежиссёром Иваном Пырьевым. В чём-то наивная история двух влюблённых, прошедших войну и встретившихся в шесть часов вечера после войны в условленном ранее месте. Даже сегодня при просмотре этого фильма понимаешь, насколько воюющие люди нуждаются в светлой надежде, даже понимая, что между киносказкой и реальной жизнью пролегает пропасть, которую далеко не все смогут преодолеть, оставшись лежать на полях сражений. Кому-то повезёт быть захороненным в братской могиле, останки других до сих пор находят поисковые отряды и просто случайные грибники.
Любое событие имеет начало и конец. Начавшаяся 24 февраля 2022 года специальная операция раньше или позже закончится. С каким результатом – сказать трудно, но он вряд ли удовлетворит её инициатора.
А обществу уже сейчас нужно думать о том, как строить жизнь после ёё окончания. Надежды на интеллектуальный потенциал нашей власти мало. Похоже, что рефлексивное управление «по возмущениям» полностью вытеснило навык не то что стратегического, а просто житейского планирования. Где наши «интеллектуальные гиганты» вроде писателя-постреалиста Натана Дубовицкого, он же Владислав Сурков, в немалой степени заварившего эту кашу, и методолога и любителя айкидо, он же «киндер-сюрприз» Сергея Кириенко? С такими титанами мысли страна обречена не просто на поражение, а на поражение разгромное. Где «мудрый дипломат» Сергей Лавров, лучшей дипломатической формулой которого стало высказывание о дебилах с прибавлением связки в виде народного наименования женщин с пониженной социальной ответственностью?
Да, в России сейчас нет политики как таковой, в отличие от той же Украины. Имитация в виде так называемых парламентских партий, заседающих в Государственной Думе, точно не является политикой. Потенциальный «Нельсон Мандела», которому «шьют» очередной срок, конечно, замечательный мужик, но назвать его опытным политиком можно только в российских условиях, когда всё живое в политике вытоптано до основания. Следовательно, всем нам предстоит думать о Будущем нашей России, если мы хотим сохранить её единство, а не увидеть на её месте десяток новых республик.
Ну а что же наше главное интеллектуальное преимущество? Оно выступает в Лужниках, обещая новые победы. Конечно, могут сказать, что он успеет ещё станцевать на наших похоронах, ведь теоретически он может непрерывно править до 2036 года, а там очередная Валентина Терешкова предложит ещё какую-то инициативу по продлению его правления, превращая в реальность провидческий роман Владимира Войновича «Москва 2042». Не знаю, не знаю. Всё может быть.
И всё же я верю, что в шесть часов вечера после окончания специальной операции начнётся новый этап в истории нашей страны.