Дева Мария и просто Мария - жена художника

Владимир Варнек
1.  Александр Варнек. Дева Мария. Дерево, масло.40,3х30,3 (овал). 1815. Государственный Русский музей [1,2]. Поступил в музей в 1968 году от А.С. Бухалова (Ленинград).
2. «Дева Мария» после «реставрации произведения -  удаления трещины» - автором миниатюры.
3. Александр Варнек. Портрет Марии Ивановны Варнек (1796 – 1858) – жены художника. Дерево, масло. 52,5х44. Государственный Русский музей [1,2].  Поступил в музей в 1935 году от правнука художника Александра Николаевича Варнека (Ленинград).

После того как Софья Ивановна Мартос (старшая дочь знаменитого скульптора) отказала Александру Варнеку в браке и предпочла выйти замуж за ученого человека Лузанова [3,4],  избранницей художника стала Мария Ивановна, урожденная Чеговец, - дочь титулярного советника, служащего портовой таможни. Брак состоялся в начале 1815 года, и в этом же году в молодой семье появился первенец – Александр, ставший впоследствии также художником. 

Нужно сказать, что  1815 год стал в творчестве Александра Григорьевича Варнека самым продуктивным. Это нашло отражение в академическом отчете за указанный год, где сообщается о том, что академик Варник (так тогда писалась фамилия) выполнил более 20 живописных произведений [5].

Такую высокую продуктивность можно связать, очевидно, с тем, что Варнек после возвращения из Италии проработал на бесплатной основе в Академии художеств целых пять лет, а на вступление в брак понадобились заметные средства. 

Еще замечу, что художник во многом уже был готов к вступлению в брак, т.к. ему еще до этого выделили, очевидно, за его успехи, казенное жилье – один из трех розовых домов, находящихся на третьей линии позади главного корпуса Академии художеств [1,3].

Александр Варнек , вступивший в 1815-ом году в брак, сразу же решил запечатлеть свою молодую жену кистью, но не на портрете, а на иконе с позолоченными углами [1].

Незадолго перед этим художник в 1810-1811 гг. выполнил целый ряд работ религиозного содержания для строящегося в это время в Петербурге Казанского собора, в том числе большую икону «Святая Мария Магдалина» с размерами  171х86 [1]. И он, скорее всего, решил провести эксперимент и выяснить, подойдет ли его жена в качестве модели для написания образов ? 

По-видимому, подошла, поскольку в последующие годы облик ее еще раз оказался запечатленным на одной из шести икон с названием «Богоматерь», выполненных для Царских ворот иконостаса Св. Екатерины при Академии художеств [1,2].   

Мария Ивановна, в свою очередь, вошла «в роль матери» и за 26 лет родила восьмерых детей (6 мальчиков и две девочки).  Два сына (Александр и Николай), стали художниками, один (Иван) – архитектором и еще один (Константин) -  художественным критиком.

Сама Мария Ивановна была, похоже, не просто матерью и хозяйкой, но и жила культурной жизнью (на одном из рисунков А.Г. Варнека из собрания ГРМ она изображена сидящей за фортепьяно).

Переходя к приложенному к миниатюре портрету М.И. Варнек, замечу, что данный портрет был воспроизведен лишь в таких «бумажных» изданиях, как монография В.С. Турчина и каталог ГРМ.  Однако в интернетовских документах (сайты «Воскресный день», «Наполеон и революция» и др.) данный портрет встречается довольно часто.

Хотелось бы, в связи с этим, отметить фундаментальную книгу «Русские живописцы» [6], одна из статей в которой посвящена творчеству художника А. Г Варнека. Статья богато иллюстрирована, и хотя репродукции портрета М.И. Варнек в ней нет, в тексте статьи он упоминается.

Вот что написала о нем известный искусствовед и составитель словаря Е.Ф. Петинова: «В 1816 г. был написан портрет М.И. Варнек, жены художника. Романтическая стилистика женского образа определяется тем, что изображенной придано сходство с почитаемой романтиками «Сикстинской Мадонной» Рафаэля. Автором статьи отмечено при этом, что портрет М.И. Варнек выполнен в сдержанной, почти монохромной гамме.

ПРИМЕЧАНИЯ
1.   Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985. С. 122. 
2. Государственный Русский музей представляет: Живопись первой половины XIX века (А-И). Альманах. Вып. XIX. СПб: Palace Editions, 2002, С. 114.
3. М. Каменская.  Воспоминания. М. Художественная литература. 1991. Серия «Забытая книга». С. 140. 
4.  Владимир Варнек. Проза.ру.  Герасим Иванович и Анастасия Ивановна Лузановы. 15.02.2020.    
5. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.   
6. Русские живописцы 18-19 вв. Биографический словарь. СПб. : Азбука-классика, 2008. С.122. 
20.03.2022.