Глава 96. 451 градус по Фаренгейту в романе МиМ

Илья Уверский
Глава 96. 451 градус по Фаренгейту в романе МиМ

В этой части я покажу еще один фокус, так что совпадет целый ряд ключевых моментов между романами «Мастер и Маргарита» и «451 градус по Фаренгейту». Оба романа известны одинаковой заставкой, а именно сгорающей книгой. Единственное, слоган «МиМ» - рукописи не горят. А 451 градус по Фаренгейту – это, по замыслу автора, температура возгорания бумаги. Но смысл романа, если кто забыл, в том, что рукописи не горят. Они остаются в памяти людей.

Оба романа рассказывают о Пилатщине, т.е. человеческом безразличии, и диктатуре. В частности, одним из прототипов мастера был бывший сосед Булгакова – поэт О.Мандельштам. Это он засветил по лицу председателю Массолита Толстому, его мучали галлюцинации, это он попадал в клинику Стравинского и прыгал из окна, это про него Сталин спрашивал Пастернака («…но ведь он же мастер, он же мастер?»), когда решалась его судьба, и т.д.
Это на его квартирку положил глаз хитрый Могарыч, начал писать докладные и т.д. Затем все резко изменилось. О.Мандельштама вместе с женой отправили на базу отдыха в Подмосковье, и они поняли, что началась новая жизнь. На самом деле это была западня, чтобы они никуда не убежали. Вскоре приехал грузовик и забрал поэта навсегда. Его жена оставшуюся жизнь скиталась по друзьям и знакомым. Проблема в том, что полностью уничтоженные и развеянные ветром режима запрещенные рукописи поэта пережили тяжелое время и сейчас находятся в открытом доступе в любом книжном магазине. Его жена, как и жены других «мастеров», заучивали их произведения наизусть.

Эта же идея положена в основу апокалиптического романа Бредбери, который заканчивается ядерной войной. Впрочем как и роман «Мастер и Маргарита».

Все это просто философия, и никому не интересно. Гораздо более важно, что в обеих романах почему-то присутствуют целый ряд существенных и редких элементов, чего в принципе не должно быть.

Начну с самого общего, далее перейду к частному.

1. В обоих романах главный герой сжигает свое жилище. Сам его поджигает и сжигает. Полностью. Этот процесс детально описан. Это, конечно же, совпадение, подумаешь, с кем не бывает.

2. Проблема в том, что главный герой на этом не успокаивается. Он также сжигает запрещенные книги. Это уже второе совпадение. Ну и ладно, в каждом доме есть книги.

3. Все было бы довольно невинно, если бы на место пожара не приехал хороший знакомый главного героя и в момент кульминации, еще раз, именно в момент кульминации, он не крикнул: «Огонь!». Потому что это происходит в обоих романах и сценках сожжения дома.

4. То, что сожжение воспринимается главными героями как очищение от прошлой жизни и страданий, совпадением считать не будем, так как это довольно очевидно.

5. То, что обе книги являются современными пересказами легенды о Великом инквизиторе, который сжигал на кострах еретиков, также совпадением считать не будем, так как и это довольно логично. В романе у Бредбери пожарники сжигают женщину-ведьму вместе с домом и книгами, при этом она цитируют слова одного мученика, сожженного на костре. В романе «Мастер и Маргарита» ведьма Маргарита играет центральную роль, как и Легенда о Великом инквизиторе, придуманная Иваном (это отсылка к Братьям Карамазовым».

6. Все это ужасно скучно. Ну, мало ли книг про апокалипсис, где герои сжигают свои дома с книгами, их преследуют, они выбегают из города, а потом «Пропал великий город, как будто и не было….». А что это там дымится..?

Вот если бы было что-то еще, если бы совпали еще две главных сценки. Тогда другое дело. Хорошо, посмотрим сценку случайной встречи на улице Монтэга с Клариссой и мастера с Маргаритой. Само собой, что мы не будем обращать внимание на разные романтические детали этих встреч, что они знали друг друга всю жизнь. К примеру, тоже самое происходит и в романе «Белые ночи» Достоевского.

Мы обратим внимание только на ЖЕЛТЫЙ ЗНАК этой встречи. Ибо это КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ.

В начале роман «МиМ» (глава «Явление героя»):

"Она несла в руках отвратительные, тревожные ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ. Черт их знает, как их зовут, но они ПЕРВЫЕ почему-то ПОЯВЛЯЮТСЯ в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому ЖЕЛТОМУ ЗНАКУ, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам».

Теперь посмотрим встречу Монтэга и Клариссы в самом начале романа «451 градус по Фаренгейту».

Здесь ключевая роль отводится Клариссе. Она завороженно смотрит на два желтых знака на одежде Монтэга – это знак САЛАМАНДРЫ и знак ФЕНИКСА (эмблемы пожарных).

Но что за ЖЕЛТЫЙ ЗНАК?

Давайте посмотрим следующую встречу (глава «Очаг и саламандра»)

«– А бывает, что и не раз, – ответила она и взглянула на то, что прятала в руке.

– Что там у вас? – спросил он.

– Одуванчик. Последний, наверно. Вот уж не думала, что найду одуванчик так поздно осенью. Теперь нужно его взять и потереть под подбородком. Слышали когда-нибудь об этом? Смотрите! – Смеясь, она провела цветком у себя под подбородком.

– Зачем?

– Если останется след, значит, я влюблена. Ну как?

Что было делать? Он взглянул на ее подбородок.

– Ну? – спросила она.

– ЖЕЛТЫЙ стал.

– Чудесно! А теперь проверим на вас.

– У меня ничего не выйдет.

– Посмотрим. – И, не дав опомниться, она сунула одуванчик ему под подбородок. Он невольно отшатнулся, а она рассмеялась: – Стойте смирно!

Оглядев его подбородок, она нахмурилась.

– Ну как? – спросил он.

– Какая жалость! – воскликнула она. – Вы ни в кого не влюблены!

– Нет, влюблен.

– Но этого не видно.

– Я влюблен, очень влюблен. – Он попытался вызвать в памяти чей-нибудь образ, но безуспешно. – Я влюблен, – упрямо повторил он.

– Не смотрите так! Пожалуйста, не надо!

– Это ваш одуванчик виноват, – сказал он. – Вся пыльца сошла вам на подбородок. А мне ничего не осталось».

7. Вы скажете, это явный розыгрыш. А где же «САЛАМАНДРА И ОЧАГ»? Ведь это ключевой знак романа «451 градус по Фаренгейту». Кстати, «саламандра» означает «огонь внутри».

Нет, конечно же, «Очаг и саламандра», да еще вместе, ну никак не могут оказаться в романе «Мастер и Маргарита». Тем более, что саламандру мало-кто будет упоминать на ровном месте. Ах нет, фокусник-саламандра зачем-то оказался прямо в камине на балу у сатаны.

«Потом где-то она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за ее здоровье. Потом она видела белых медведей, игравших на гармониках и пляшущих камаринского на эстраде. Фокусника-САЛАМАНДРУ, НЕ СГОРАВШЕГО В КАМИНЕ... И во второй раз силы ее стали иссякать».

Очень странно, саламандра, как и рукописи не горит.

8. Но и это не самое главное. Что хотела сообщить Монтэгу Кларисса? Может быть о пламени свечи? Обратите внимание, как пространство подчиняется свету, что не противоречит теории относительности.

«Как-то раз, когда он был ребенком, погасло электричество, и его мать отыскала и зажгла последнюю свечу. Этот короткий час, пока горела свеча, был часом чудесных открытий: мир изменился, пространство перестало быть огромным и уютно сомкнулось вокруг них. Мать и сын сидели вдвоем, странно преображенные, искренне желая, чтобы электричество не включалось как можно дольше».

А теперь комментарий Коровьева про электричество, пространство и т.д. (глава «ПРИ СВЕЧАХ», еще раз «ПРИ СВЕЧАХ»):

«Удивительно странный вечер, — думала Маргарита, — я всего ожидала, но только не этого! Электричество, что ли, у них потухло? Но самое поразительное — размеры этого помещения. Каким образом все это может втиснуться в московскую квартиру? Просто-напросто никак не может".

Как ни мало давала свету Коровьевская лампадка, Маргарита поняла, что она находится в совершенно необъятном зале, да еще с колоннадой, темной и по первому впечатлению бесконечной. Возле какого-то диванчика Коровьев остановился, поставил свою лампадку на какую-то тумбу, жестом предложил Маргарите сесть, а сам поместился подле в живописной позе — облокотившись на тумбу.

— Разрешите мне представиться вам, — заскрипел Коровьев, — Коровьев. Вас удивляет, что нет света? Экономия, как вы, конечно, подумали? Ни-ни-ни. Пусть первый попавшийся палач, хотя бы один из тех, которые сегодня, немного позже, будут иметь честь приложиться к вашему колену, на этой же тумбе оттяпает мне голову, если это так. Просто мессир не любит электрического света, и мы дадим его в самый последний момент. И тогда, поверьте, недостатка в нем не будет. Даже, пожалуй, хорошо было бы, если б его было поменьше».

А теперь конкретно о пламени свечи (глава 32):

«Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи».

И просто по пути, что за свеча? Обратимся же к нашей Аннушке (Л.Н.Толстой):

«И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла».

И что за книга, исполненная горя, обманов и зла?

«— Я умоляю тебя, — жалобно попросила Маргарита, — не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я ВСЮ ЖИЗНЬ вложила в эту твою работу. — Маргарита добавила еще, обратившись к Воланду: — Не слушайте его, мессир, он слишком замучен».

Ну и само собой, притчу про 10 светильников и масличко читать совсем не обязательно.
.
9. Теперь, главный вопрос, который спросила Кларисса у Монтэга, и с которого все началось. «ВЫ СЧАСТЛИВЫ?». Вот эта сцена.

«– Спокойной ночи! – сказала она и повернула к дому. Но вдруг остановилась, словно что-то вспомнив, опять подошла к нему и с удивлением и любопытством вгляделась в его лицо.

– Вы счастливы? – спросила она.

– Что?! – воскликнул Монтэг.

Но девушки перед ним уже не было – она бежала прочь по залитой лунным светом дорожке. В доме тихо затворилась дверь.

– Счастлив ли я? Что за вздор!

Монтэг перестал смеяться. Он сунул руку в специальную скважину во входной двери своего дома. В ответ на прикосновение его пальцев дверь открылась.

– Конечно я счастлив. Как же иначе? А она что думает – что я несчастлив? – спрашивал он у пустых комнат. В передней взор его упал на ВЕНТИЛЛЯЦИОННУЮ РЕШЕТКУ. И вдруг он вспомнил, ЧТО ТАМ СПРЯТАНО. Оно как будто поглядело на него оттуда. И он быстро отвел глаза».

Теперь, посмотрим ответ на этот вопрос в романе «Мастер и Маргарита».

«Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... ОНА БЫЛА СЧАСТЛИВА? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами? Не знаю.

10. Все понятно, Монтэг что-то спрятал в ВЕНТИЛЛЯЦИИ. Но, ничего страшного. Жена его сдала и вскоре в дом явились пожарники.

В романе «Мастер и Маргарита» Босой также попытался спрятать в вентиляции валюту, и его также сдала жена. Единственная проблема, никакие книги он там не прятал. Хоть был и большим поклонником Пушкина, он даже с его творчеством был незнаком. Впрочем, как и герои романа Бредбери.

Зато какую-то странную поэму про конец света прятала у себя в доме Маргарита.

11. Но может быть у героев двух романов разное отношение к стихам? Посмотрим.

«Мастер и Маргарита» («Явление героя»)

«— Эх, эх... — сказал гость, морщась.

— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.

— Ужасно не нравятся.

— А вы какие читали?

— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.

— А как же вы говорите?

— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.

— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще».

И теперь «451 градус…».

«- Стихи! Терпеть не могу стихов! – сказала миссис Бауэлс.

- А вы их когда-нибудь слышали?

- - Монтэг! – голос Фабера ввинчивался Монтэгу в ухо. – Вы все погубите. Сумасшедший! Замолчите!

Женщины вскочили».

12. Но может быть сцены бомбардировки города хотя бы нет? Нет, и там и там есть сцена бомбардировки города.

«451 градус….»

«Вдруг небо над домом заскрежетало. Раздался оглушительный треск, как будто две гигантские руки разорвали вдоль кромки десять тысяч миль черного холста. Монтэга словно раскололо надвое; словно ему рассекли грудь и разворотили зияющую рану. Над домом пронеслись ракетные бомбардировщики – первый, второй, первый, второй, первый, второй. Шесть, девять, двенадцать – один за другим, один за другим, сотрясая воздух оглушительным ревом. Монтэг открыл рот, и звук ворвался в него сквозь оскаленные зубы. Дом сотрясался. Огонек зажигалки погас. Лунные камни растаяли в темноте. Рука рванулась к телефону.
Бомбардировщики пролетели».

Далее описывается сцена паники в связи с попыткой самоубийства жены Монтэга.

«Мастер и Маргарита»

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.

Она уже навалилась своим брюхом на Лысый Череп, где палачи поспешно кололи казнимых, она навалилась на храм в Ершалаиме, сползла дымными потоками с холма его и залила Нижний Город. Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное черное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покрытием. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в темную бездну. Несколько раз он выскакивал из нее и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы.

Другие трепетные мерцания вызывали из бездны противостоящий храму на западном холме дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму».

Далее описывается сцена самоубийства жены Пилата (Сталина), правда в зашифрованном виде.

13. Неожиданная болезнь Монтэга.

«Утром у него начался озноб, потом жар.

- Ты болен? – спросила Милдред, - Не может быть!

Он прикрыл воспаленные глаза.

- Да, болен.

- Но еще вчера вечером ты был совершенно здоров!

- Нет, я и вчера уже был болен.»

«Мастер и Маргарита» («Явление героя»)

«Я лег на диван и заснул, не зажигая лампы. Проснулся я от ощущения, что спрут здесь. Шаря в темноте, я еле сумел зажечь лампу. Карманные часы показывали два часа ночи. Я ЛЕГ ЗАБОЛЕВАЮЩИМ, А ПРОСНУЛСЯ БОЛЬНЫМ. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах. Я стал человеком, который уже не владеет собой. Я вскрикнул, и у меня явилась мысль бежать к кому-то, хотя бы к моему застройщику наверх. Я боролся с собой как безумный.
….
Когда она утихла, я сказал:

— Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно.

Она поднялась и заговорила:

— Боже, как ты болен. За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу. Что же это такое?

Я видел ее вспухшие от дыму и плача глаза, чувствовал, как холодные руки гладят мне лоб.

— Я тебя вылечу, вылечу, — бормотала она, впиваясь мне в плечи, — ты восстановишь его. Зачем, зачем я не оставила у себя один экземпляр!»

14. Безликий равнодушный курильщик упоминается в сцене купания Ивана Бездомного. Как и в романе «451 градус…» (речь идет о двух врачах, спасших жену Монтэга).

15. Что еще?

Если кому-то интересно, то найдите визитную карточку романа Бредбери – ракушку, вставляемую в ухо. Что-то типа пульки, благодаря которой он поддерживает скрытую связь с Фабером.

Теперь обратите внимание на Полонез Чайковского, который преследует Ивана Бездомного всю дорогу. Или к примеру:

«Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:

— Так кто же я такой выхожу в этом случае?

— Дурак! — отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно пожожий на бас консультанта».

16. Страх исчезновения книги.

«Фабер пялился, не сводя глаз с книги, словно боялся, что она исчезнет, если он хоть на секунду оторвет от нее взгляд». За ним виднелась открытая дверь в спальню…».

«Мастер и Маргарита».

«Наплакавшись, Маргарита взялась за нетронутые тетради и нашла то место, что перечитывала перед свиданием с Азазелло под кремлевской стеной. Маргарите не хотелось спать. Она гладила рукопись ласково, как гладят любимую кошку, и поворачивала ее в руках, оглядывая со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец. На нее накатила вдруг ужасная мысль, что это все колдовство, ЧТО СЕЙЧАС ТЕТРАДИ ИСЧЕЗНУТ из глаз, что она окажется в своей спальне в особняке и что, проснувшись, ей придется идти топиться. Но это была последняя страшная мысль, отзвук долгих переживаемых ею страданий. Ничто не исчезало, всесильный Воланд был действительно всесилен, и сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, могла Маргарита шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и целовать и перечитывать слова:

— Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город... Да, тьма...».

17. Постоянное упоминание впивающихся в тело или голову иголок. Этот фокус повторяется в обоих романах.

18. А теперь разъяснение слов Воланда – «Рукописи не горят».

Это из главы «Извлечение мастера»:

«— О чем, о чем? О ком? — заговорил Воланд, перестав смеяться. — Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть, — Воланд протянул руку ладонью кверху.

— Я, к сожалению, не могу этого сделать, — ответил мастер, — потому что Я СЖЕГ ЕГО В ПЕЧКЕ.

— Простите, не поверю, — ответил Воланд, — ЭТОГО БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ. — Он повернулся к Бегемоту и сказал: — Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.

Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду. Маргарита задрожала и закричала, волнуясь вновь до слез:

— Вот она, рукопись! Вот она!».

Теперь роман Бредбери (почти конец), где разъясняется в чем здесь фокус:

«…Вы будете Екклесиаст…
- Но я все забыл!
- Нет, ничто не исчезает бесследно. У нас есть способ встряхнуть вашу память.
- Я уже пытался вспомнить.
- Не пытайтесь. Это придет само когда будет нужно».

А теперь еще раз роман «Мастер и Маргарита», как мастер запомнил свой роман наизусть перед сожжением.

«— Великий Воланд, — стала вторить ему Маргарита, — великий Воланд! Он выдумал гораздо лучше, чем я. Но только роман, роман, — кричала она мастеру, — роман возьми с собою, куда бы ты ни летел.

— Не надо, — ответил мастер, — я помню его наизусть.

— Но ты ни слова... ни слова из него не забудешь? — спрашивала Маргарита, прижимаясь к любовнику и вытирая кровь на его рассеченном виске.

— Не беспокойся! Я теперь ничего и никогда не забуду, — ответил тот».

19. Гибель города от ядерного удара.

«451 градус…» (конец сцены).

«- Города нет. – промолвил он после долгого молчания. – Ничего не видно. Так, кучка пепла. Город исчез. – Он опять помолчал, потом добавил: - Интересно, многие ли понимали, что так будет? Многих ли это застало врасплох?».

«Мастер и Маргарита».

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло с моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана».