Глава 91. Сталин, Киров, Есенин - Евангелие от Пил

Илья Уверский
Глава 91. Сталин, Киров, Есенин - Евангелие от Пилата

Загадка гибели Сергея Есенина связано с определенной интригой. При том, что интерес представляло не столько то, покончил он жизнь самоубийством или его убили, сколько совсем другое. Это множество весьма жестких свидетельств и экспертиз, однозначно подтверждающих, что было самоубийство. С использованием слов: «точка поставлена», «домыслы дилетантов», и лозунгов: «смиритесь, наконец, и хватит убивать Есенина» и «хватит заниматься антисемитизмом с теориями заговоров». Я говорю о свежих статьях, заключениях и книгах о Сергее Есенине. Критике подвергся также и сериал про Есенина.
Все это очень странно. Я пробовал читать экспертизы, и у этих экспертов явные проблемы с логикой. Дело в том, что они действительно не исключают возможности самоубийства на основании тех данных, которые приложены к этим заключениям. Но они далеко его не доказывают. Более того, эти заключения делают из нас дураков. Любой бы поверил в самоубийство, если бы поэт был жестко раскритикован, забыт всеми, остался бы без поддержки, жил бы в Москве на дне, никому не нужен и спился. Здесь все логично.
Но мы имеем человека, который бросает прекрасный и гостеприимный город Баку и едет с серьезными планами в Москву. Чтобы начать новую жизнь. Далее, прямо во время исторического съезда ВКП в декабре 1925 года, по итогам которого его патрона Сергея Кирова должны направить «мэром» в Санкт-Петербург в дикой спешке бросается в этот город. Просит снять квартиру, чтобы в ней жить. Собирается забрать крупную сумму денег. Проводит вечера со своими друзьями, включая Эрлиха и Клюева. И вдруг, с какого-то перепугу вешается в какой-то гостинице, оставив наивное стихотворение НИ О ЧЕМ Эрлиху? Перед самоубийством человек обычно пытается оставить разъяснения, обвинить кого-то, дать намек. Решить вопросы наследования. А здесь? Оставлена масса не отвеченных вопросов.
Версия с самоубийством имела силу в те времена, когда иные версии были запрещены. Но сейчас?? Откуда эти силы, которые до сих пор с пеной во рту и уверенностью бульдозера продолжают отстаивать эту версию даже сейчас. Выстраивают какие-то теории, что он подавал знаки, ожидая сочувствие, даже садился кому-то на коленки и обнимал как мальчик… Вот вопрос. В этом вся мистика, неужели все так плохо и эти силы продолжают действовать и сейчас?

Прежде, чем продолжать, еще раз посмотрим на диалог Пилата с Афранием (те же главы в которых обсуждается убийство Кирова). В данном случае под маской Пилата прячется Сталин, а под маской Афрания – Агранов, человек Сталина в ОГПУ. Под маской бунтовщика Вар-равана, вроде как подразумевается Есенин. Хотя может быть и нет. Афраний почему-то путается и не может понять, о ком идет речь.

Дословно короткий отрывок из главы 25 романа «Как прокуратор пытался спасти Иуду».

«Пилат: Да, но вернемся к делам. Прежде всего, этот проклятый Вар-равван вас не тревожит?

Тут гость (Афраний) и послал свой особенный взгляд в щеку прокуратора. Но тот скучающими глазами глядел вдаль, брезгливо сморщившись и созерцая часть города, лежащую у его ног и угасающую в предвечерье. Угас и взгляд гостя, и веки его опустились.

- Надо думать, что Вар-равван стал теперь безопасен, как ягненок, - заговорил гость, и морщинки появились на круглом лице. - Ему НЕУДОБНО бунтовать теперь.

- Слишком ЗНАМЕНИТ? - спросил Пилат, усмехнувшись.

- Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос!

- Но, во всяком случае, - озабоченно заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх, - надо будет…

- О, прокуратор может быть уверен в том, что, пока я в Иудее, Вар не сделает ни шагу без того, чтобы за ним не шли по пятам.

- Теперь я спокоен, как, впрочем, и всегда спокоен, когда вы здесь.

- Прокуратор слишком добр!».

Этот диалог настолько двусмысленен, что вначале я в нем запутался. Звучит так, как будто Афраний что-то перепутал и подвесил Вар-равана вместо Иешуа.
Пока же примем этот диалог к сведению и посмотрим, насколько сильно Сергей Есенин вписан в канву романа. Сразу скажу заранее. Мне не совсем понятно почему, но его присутствие в романе «Мастер и Маргарита» весьма велико.

К примеру, возьмем Ивана Бездомного (у Есенина не было своего дома, впрочем, и у многих других).

Он принимает нефтяное крещение в ледяном нефтяном растворе в Баку, нырнув в нефтяной резервуар. Прочитайте эту сцену в главе «Погоня» и обратите внимание на нефтяные пятна в реке. Но он не умер...

Кроме того, появляется какой-то бородач с самокруткой. Как известно, Есенин был женат на внучке Льва Толстого и ему везде мерещились бороды. А самокрутка – это рассказ Льва Толстого.

Потом он натыкается на некую девицу, которая вспоминает про какого-то Федора Ивановича. По памяти скажу, что Сергей Есенин пытался приударить за дочкой Федор Ивановича Шаляпина, хотя в Баку он также наткнулся на одного известного артиста, который играл в постановке «Царь Федор Иванович».

Затем Иван Бездомный, как и Есенин, теряет свои документы. К примеру, паспорт. И это было.

Также очевидно, что история с погромами в ресторанах, антисемитскими выкриками и дракой с каким-то странным джентльменом и последующим направлением в психиатрическую лечебницу, - все это также частичные отсылки к Сергию Есенину (он подрался с людьми Каменева в поезде по дороге в Москву).

В статье «Злые заметки» в газете «Правда» 1927 года, уже после смерти Сергея Есенина, критик Николай Бухарин придумал термин «есенинщина». Он предложил громить «есенинщину» и в завершении статьи посоветовал «дать хорошенький залп» по «есенщине».

Ну, а вспоминать, что Иешуа Га-Ноцри (или Вар-раван, если мы предполагаем, что на столбе вместо Га-Ноцри подвесили другого человека, так как его описание не бьется с описанием Га-Ноцри), был подвешен на столбе из-за предательства своего лучшего друга и ученика Левия Матвея – будет просто повторением. Ведь сам Иешуа сказал, что срезать веревки может только тот, кто подвесил. Даже если Левий Матвей и не принимал участия в самой казни.

Дополнительно следует принять во внимание раскинутые руки Иешуа, когда он упал на землю, как и его совершенно НЕУЗНАВАЕМОЕ ЛИЦО, которое вспоминали свидетели похорон Есенина.

Тот факт, что под Иешуа Га-Ноцри умер от легкого укола в сердце (в романе – легкий укол копьем в сердце), после долгих мучений, не является совпадением. Боюсь, что Есенин умер именно от такого укола. А его повешение было инсценировано.

****

Теперь о мотивах (причинах казни).

Обратимся к Евангелию от Пилата. Здесь все еще проще. Иешуа (Есенин) Га-Ноцри (Сергей) рассказывает Пилату, что незадолго до ареста он был в гостях у весьма любопытного человека – Иуды из Кириафа. Тот зажег СВЕТИЛЬНИКИ в доме.

«— Дело было так, — охотно начал рассказывать арестант, — позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил...
— Добрый человек? — спросил Пилат, и дьявольский огонь сверкнул в его глазах.
— Очень добрый и любознательный человек, — подтвердил арестант, — он высказал величайший интерес к моим мыслям, принял меня весьма радушно...
— СВЕТИЛЬНИКИ ЗАЖЕГ... — сквозь зубы в тон арестанту проговорил Пилат, и глаза его при этом мерцали.
— Да, — немного удивившись осведомленности прокуратора, продолжал Иешуа, — попросил меня высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал.
— И что же ты сказал? — спросил Пилат, — или ты ответишь, что ты забыл, что говорил? — но в тоне Пилата была уже безнадежность.
— В числе прочего я говорил, — рассказывал арестант, — что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Если кто знаком с моим творчеством, уже знает, что под Иудой прячется Сергей Киров (в Евангелии – ИскАриот, «А» на «И» изменено умышленно, чтобы Вы поняли, кто это). Для тех, кто не знаком, я прилагаю историю с Кировым к этому очерку.

Вкратце скажу, что Киров был очень популярен. Он претендует на высокую должность и очень богат. Знакомится с некой девушкой с танцующей походкой, которая вначале его не узнает (Мильда Драуле). У нее очень ревнивый муж. Она проходит инструктаж у Афрания. Затем неожиданно налетает на Иуду и предлагает ему свидание рядом с МАСЛИЧным жомом (СМОЛЬНЫЙ). Там оказывается западня и Киров погибает. Прямо на своей любовнице. Потом лунное ПЯТНЫШКО освещает каждую деталь на его САНДАЛИКЕ. Что за сандалик и что за пятна на штанах Вы можете узнать из передачи «Кремль-9».

В любом случае, всем известно, что в Баку Киров (настоящая фамилия Костриков – костер) сильно заинтересовался творчеством Есенина. Принимал его в гостях. Даже СВЕТИЛЬНИКИ ЗАЖЕГ. То есть, в переносном смысле просил организовать ему Персию, Восточную романтику. Расшифрую.

Светильники в соответствии с Евангельским кодом зажигают на смотринах невест. Каких невест показывали на вилле нефтяного барона недалеко от Баку Есенину мы не знаем. Но стихов он написал не мало.

Правда, Клюев их не заценил. В прямом же смысле Есенину организовали осмотр нефтяных вышек с ФАКЕЛАМИ, которые произвели на него серьезное впечатление и дали толчок индустриальным мыслям про индустриальную «клизму» для страны («Страна негодяев»).

Вскоре Есенин все бросает и едет в Москву. Синхронно со Сталиным и Кировым разделяет около антисемитские идеи. Что, возможно, казалось ему логичным, так как Сталин с Кировым шли на лобовое столкновение с Троцким, Каменевым и Зиновьевым. И это, несмотря на то, что ранее Есенин пользовался определенными связями с людьми Троцкого.

Прочитав его поэму «Страна негодяев» становится очевидным, что он испытывал глубочайшее разочарование в прежних романтических революционных идеях. И предполагал, что Сталин с Кировым за то, чтобы разогнать Троцкистскую банду и возродить первоначальные ленинские идеи. Вероятнее всего, что Киров охотно ему подыгрывал.

В ретроспективе же вообще непонятно, что могло случиться, чтобы настолько ужасная критика, как эта поэма, могла быть безнаказанно написана в то ужасное время. Более того, критика, сильно попахивающая провокацией бунта со стороны крестьянства…. Насколько нужно было находиться в ощущении своей полной безнаказанности благодаря ложным обещаниям высокого покровительства и кто тому виной, вот вопрос…

В любом случае, неоспоримо то, что Сергей Киров действительно имел кое-какие дела с Сергеем Есениным. Это благодаря идеям Кирова (который планировал стать мэром Ленинграда и сместить Каменевскую группировку) Есенин отправился в Ленинград, начинать новую жизнь. И даже есть версии, что Киров инкогнито пересекался с ним в Санкт-Петербурге, а может быть даже ехал с ним в одном поезде. К примеру, в романе «Мастер и Маргарита» Иуда из Кириафа любуется на праздничные окна. Тогда были Рождественские каникулы.

Но Есенин не учел одной вещи. Тогда никто еще не говорил о расстрелах 37 года. Сталин еще не был всемогущим Пилатом. Пока Кирову предстояло только договариваться с Ленинградской группировкой. Да и в денежные потоки нужно было встраиваться. Никакой романтикой там и не пахло. Это не поэзия… И вот что случилось.

***

Начну с эпизода с ЛАСТОЧКОЙ из воспоминаний Вольфа Эрлиха «Право на песнь»:

«Вечер.
Мы стоим на Москве-реке возле храма Христа-спасителя.
ЛАСТОЧКА с писком метнулась мимо нас и задела его крылом за щеку.
Он вытер ладонью щеку и улыбнулся.
— Смотри, кацо: СМЕРТЬ — поверье такое есть, — а какая НЕЖНАЯ!».

А теперь ласточка в главе «Понтий Пилат».

«В это время в колоннаду стремительно влетела ЛАСТОЧКА, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.
В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. В частности, не нашел ни малейшей связи между действиями Иешуа и беспорядками, происшедшими в Ершалаиме недавно. БРОДЯЧИЙ философ ОКАЗАЛСЯ ДУШЕВНОБОЛЬНЫМ. Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор НЕ УТВЕРЖДАЕТ. Но ввиду того, что безумные, утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и ПОДВЕРГАЕТ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЮ В КЕСАРИИ Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.
Оставалось это продиктовать секретарю».

Я искренне надеюсь, что Вы догадались, что вопрос о смертном приговоре Есенину уже давно был внесен на рассмотрение Сталину Синедрионом во главе с Каиафой, то есть Каменевым. Но вначале был отвергнут.
Вместо этого, тогда было принято решение отправить Есенина на Кавказ под кураторство Иуды из Кириафа, то есть Кирова. А потом пролечить его в психушке….

НО.

Вскоре ЛАСТОЧКА улетает. Вы, конечно же, понимаете, что под ЛАСТОЧКОЙ в данном случае подразумевается телеграмма, срочное сообщение (в Риме ласточки использовались для передачи сообщений).

«Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль.
— Всё о нем? — спросил Пилат у секретаря.
— Нет, к сожалению, — неожиданно ответил секретарь и подал Пилату другой кусок пергамента.
— Что еще там? — спросил Пилат и нахмурился.
Прочитав поданное, он еще более изменился в лице».

Как выяснилось из телеграммы Кирова, С.Есенин критиковал советскую власть, что было бы просто недопустимо. О его связях с Кировым, а, следовательно, и Сталиным всем было хорошо известно. И в борьбе за власть, какая-нибудь новая пьяная выходка поэта, который еще не понял духа времени, могла бы погубить всех. Пилат, конечно же, передавал косвенные знаки, что с правдивыми изречениями пора заканчивать и отречься от них. Но, как и Мандельштам, Есенин эти знаки и подмигивания Пилата не учел.

Поражение «Новой ленинградской оппозиции» на съезде тогда еще не было разгромом. Они продолжали настаивать на казни антисемитски настроенного Сергея Есенина.

Суть диалога Пилата с первосвященником Каиафой (Каменев) и решения Синедриона ориентировочно описана в главе 2 «Понтий Пилат». Тем более, что все пророчества Пилата исполнились в реальной жизни. И про репрессии и про блокаду Ленинграда.

Синедрион проходил в декабре 1925 года (14 съезд ВКП). Каменев предлагал снять Пилата с должности. Это, как известно, не удалось. Зато удалось прикрыть разбойника Григория Зиновьева (Вар-раван), под которого копал Пилат.

На съезде оппозиционеры также требовали крови Бухарина. Но эта часть нам не интересна.
Значительно более интересна закрытая часть диалога, где решалась судьба невинного философа Иешуа. И решилась она не в его пользу. Пилат не стал защищать поэта и умыл руки. Этим он лишил Есенина защиты и передал его на растерзание Троцкому.

Так что версия, изложенная в сериале про Есенина скорее корректна, чем ошибочна.

Кто же убил Есенина? И кто его подвесил? Ну, это довольно очевидно. Тот же, кто и срезал веревки. Левий Матвей.
В романе несколько Левиев Матвеев. Но нам нужен Вольф Эрлих – ближайший друг Есенина.

Но ведь Вольф Эрлих написал неплохие и весьма добрые воспоминания о Есенине. Вот начало его рассказика про котенка, который частично растворился в главе «Погоня» (кондукторша выгоняет кота-Бегемота из трамвая с криками «с котами нельзя).

«КОТЕНОК
В той же пивной.
Уборщица дарит нам крохотного котенка.
Есенин с нежностью берет его на руки.
— Куда же мы его понесем? Знаешь что? Подарим его Анне Абрамовне! А?
— Подарим.
— Едем в Госиздат!
Прежде всего нас высаживают из трамвая. Садимся на второй. Высаживают из второго.
— Нельзя, граждане, с животными!
— Да какое же это животное? Капля!
— Раз мяучит, значит, не капля! Нельзя».

Хотя вот концовка стихотворения «Между прочим», которое имеет неприятные параллели с Тайной вечерей (я еще вернусь к этой теме):

«Но входит день. Он прост, как теорема,
Живой, как кровь, и точный, как затвор.
Я пил твоё вино, я ел твой хлеб, богема.
Осиновым колом плачу тебе за то».

А вот стихотворение «О свинье»

«И наконец, когда войдёшь ты в лавку
И хрюкнешь сам, не подобрав слюны,
И КРУГЛЫЙ НОЖ, нависший над прилавком,
Тебе нарежет стопку ветчины,

Припомни друг: святые именины
Твои справлять отвык мой бедный век.
Подумай друг: не только для свинины —
И для РАССТРЕЛА создан человек».

Это сильно напоминает историю с ножом Левия Матвея, но у того речь шла о хлебном ноже.

Впрочем, достаточно было бы просто прочитать последние строчки воспоминаний Вольфа Эрлиха.