Глава 90. Есенин в романе МиМ

Илья Уверский
Глава 90. Есенин в романе МиМ

В этой части предлагаю заглянуть в роман "МиМ" и разбираться с тайной гибели Сергея Есенина. Начнем с общего обзора.

Дело в том, что в романе «Мастер и Маргарита» Иешуа Га-Ноцри – это тот же Иван Бездомный. Которого подвесили, а потом его лучший ученик срезал веревки.
Вот отрывок из главы Понтий Пилат:
"— И в этом ты ошибаешься, — светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, — согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
 — Так, так, — улыбнувшись, сказал Пилат, — теперь я не сомневаюсь в том, что праздные зеваки в Ершалаиме ходили за тобою по пятам. Не знаю, кто подвесил твой язык, но подвешен он хорошо".
Перерезал веревки, как известно, Левий Матвей, лучший ученик Иеешуа.
Но пока не будем о бунтовщике Сергее Есенине и его лучшем друге Вольфе Эрлихе.

****

Из диалога между Пилатом и Афранием (гл.25) после казни мы неожиданно узнаем, что кто-то что-то напутал. Очевидно, что из-за двойственности слов Пилата, Афраний также подвесил и бунтовщика Вар-равана, который очень популярен. Так что теперь о нем можно не беспокоиться. Вот ключевой диалог про повешение бунтовщика.

"— Да, праздники здесь трудные, — согласился гость.
 — От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, — энергично добавил Пилат. — Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию. Верите ли, это бредовое сооружение Ирода, — прокуратор махнул рукою вдоль колоннады, так что стало ясно, что он говорит о дворце, — положительно сводит меня с ума. Я не могу ночевать в нем. Мир не знал более странной архитектуры. Да, но вернемся к делам. Прежде всего, этот проклятый Вар-равван вас не тревожит?
 Тут гость и послал свой особенный взгляд в щеку прокуратора. Но тот скучающими глазами глядел вдаль, брезгливо сморщившись и созерцая часть города, лежащую у его ног и угасающую в предвечерье. Угас и взгляд гостя, и веки его опустились.
 — Надо думать, что Вар-равван стал теперь безопасен, как ягненок, — заговорил гость, и морщинки появились на круглом лице. — Ему неудобно бунтовать теперь.
 — Слишком знаменит? — спросил Пилат, усмехнувшись.
 — Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос!
 — Но, во всяком случае, — озабоченно заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх, — надо будет...
 — О, прокуратор может быть уверен в том, что, пока я в Иудее, Вар не сделает ни шагу без того, чтобы за ним не шли по пятам.
 — Теперь я спокоен, как, впрочем, и всегда спокоен, когда вы здесь.
 — Прокуратор слишком добр!
 — А теперь прошу сообщить мне о казни, — сказал прокуратор.
 — Что именно интересует прокуратора?
 — Не было ли со стороны толпы попыток выражения возмущения? Это главное, конечно.
 — Никаких, — ответил гость.
 — Очень хорошо. Вы сами установили, что смерть пришла?
 — Прокуратор может быть уверен в этом.
 — А скажите... напиток им давали перед повешением на столбы?
 — Да. Но он, — тут гость закрыл глаза, — отказался его выпить.
 — Кто именно? — спросил Пилат.
 — Простите, игемон! — воскликнул гость, — я не назвал? Га-Ноцри.
 — Безумец! — сказал Пилат, почему-то гримасничая. Под левым глазом у него задергалась жилка, — умирать от ожогов солнца! Зачем же отказываться от того, что предлагается по закону? В каких выражениях он отказался?
 — Он сказал, — опять закрывая глаза, ответил гость, — что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь.
 — Кого? — глухо спросил Пилат.
 — Этого он, игемон, не сказал".

****

Но и это не самое важное. Предлагаю поговорить о СЕРГЕЕ БЕЗРУКОВЕ (без РУКов). Он сыграл и Иешуа Га-Ноцри и Сергея Есенина.
Посмотрим концовку главы «Понтий Пилат». Туда, где Вар-равана отпускают. Вот этот отрывок.

«Пилат повернулся и пошел по мосту назад к ступеням, не глядя ни на что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться. Он знал, что теперь у него за спиною на помост градом летят бронзовые монеты, финики, что в воющей толпе люди, давя друг друга, лезут на плечи, чтобы увидеть своими глазами чудо — как человек, который уже был в РУКАХ смерти, вырвался из этих РУК! Как легионеры снимают с него веревки, невольно причиняя ему жгучую боль в ВЫВИХНУТЫХ НА ДОПРОСЕ РУКАХ, как он, морщась и охая, все же УЛЫБАЕТСЯ БЕССМЫСЛЕННОЙ сумасшедшей УЛЫБКОЙ».

Зачем столько раз напоминать о руках? О ВЫВИХНУТЫХ РУКАХ? Зачем так сильно акцентировать, что бунтовщик Вар-раван, Иешуа Га-Ноцри – это БЕЗРУКОВ?

Но пусть это будет совпадением.

Хотя в романе мы точно узнаем, кто такой Иван Бездомный. Давайте посмотрим. Кто же Иван Бездомный? Вот отрывок из главы «Раздвоение Ивана».

«А я черт знает чем занялся! Важное, в самом деле, происшествие — редактора журнала задавило! Да что от этого, журнал, что ли, закроется? Ну, что ж поделаешь: человек смертен и, как справедливо сказано было, внезапно смертен. Ну, царство небесное ему! Ну, будет другой редактор и даже, может быть, еще красноречивее прежнего.
Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:
— ТАК КТО ЖЕ Я ТАКОЙ ВЫХОЖУ В ЭТОМ СЛУЧАЕ?
— ДУРАК! — отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта.
Иван, почему-то не обидевшись на слово "ДУРАК", но даже приятно изумившись ему, усмехнулся и в полусне затих».

Далее происходит сцена раздвоения Ивана по аналогии со сценой «Иван и черт» в Братья Карамазовых. Эту сцену хорошо описал Есенин в стихотворении «Черный человек». В обоих случаях чернил, чтобы кинуть ими в черта, уже не было, пришлось кидаться тем, что оказалось под рукой.

****

ИВАН-ДУРАК. Это неудивительно, так как роман «Мастер и Маргарита» содержит множество отсылок к русским сказкам.
Но при чем здесь БЕЗРУКОВ и Иван-Дурак? Ну, посмотрите «Реальную сказку», там он как раз играет этого самого персонажа.

****

Наверное, Вы сейчас начнете смеяться и предложите мне еще и к «БРИГАДЕ» обратиться. Ведь Безруков и там сыграл главную роль, где похоронил трех своих друзей, с которым с молодости был вместе. Тем более, что глава романа так и называется «Погребение».

И спросим Га-Ноцри, раз уж Безруков его играет, так была ли казнь? Чтобы понять, почему он так улыбнулся. Давайте посмотрим Эпилог романа «Мастер и Маргарита».

«После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.
— Боги, боги, — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, — какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?
— Ну, конечно не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — тебе это померещилось.
— И ты можешь ПОКЛЯСТЬСЯ в этом? — заискивающе просит человек в плаще.
— КЛЯНУСЬ, — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
— Больше мне ничего не нужно! — сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес».

А теперь посмотрите самый конце фильма «Бригада». Нет не тот момент, где казнь вам просто почудилась. А эпизод с КЛЯТВОЙ. Там где они все клянутся, что никогда не оставят друг друга в беде…

****

Так кто же убил?
Смотрим отрывок из главы 5 «Мастер и Маргарита»: «Было дело в Грибоедове»:

«— Виноват, виноват, скажите точнее, — послышался над ухом Ивана Николаевича тихий и вежливый голос, — скажите, как это убил? Кто убил?
— Иностранный консультант, профессор и шпион! — озираясь, отозвался Иван.
— А как его фамилия? — тихо спросили на ухо.
— То-то фамилия! — в тоске крикнул Иван, — кабы я знал фамилию! Не разглядел я фамилию на визитной карточке... Помню только первую букву «Be», на «ВЕ» фамилия! Какая же это фамилия на «Be»? — схватившись рукою за лоб, сам у себя спросил Иван и вдруг забормотал: — BЕ, ве, ве! Ва... Во... Вашнер? Вагнер? Вайнер? Вегнер? Винтер? — волосы на голове Ивана стали ездить от напряжения.
— ВУЛЬФ? — жалостно выкрикнула какая-то женщина. Иван рассердился.
— Дура! — прокричал он, ища глазами крикнувшую. — При чем тут Вульф? ВУЛЬФ НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ! ВО, во... Нет! Так не вспомню!».