Мало фантазии и воображения

Александр Иванович Алтунин
У большинства людей в детстве фантазия и воображение, как правило, развиты неплохо. Другой вопрос, что воспитатели, родители и учителя на первом плане держат, как достоинство ребенка, его послушность. Причем, не зависимо от того, согласен он со старшими или нет, нравится ему делать то, что они говорят или нет. Иначе говоря, его приучают делать только то, что хочется взрослым. Учитывая же то, что дисциплина и импровизированная игра по своей сути несовместимы, получается так, что ребенку становится выгоднее и интереснее слепо выполнять указания взрослых. Ибо, за это его не только не ругают, но даже хвалят и поощряют. У ребенка складывается закономерное впечатление о том, что его фантазия никому, кроме него самого, не нужна (как, впрочем, и многие другие особенные свойства ума). А раз она нужна очень редко и в самой небольшой степени, то зачем на нее тратить свое время и силы.

Старшие, таким образом, стимулируют стереотипное мышление ребенка (сами часто не отдавая себе в этом отчет, как и в других своих серьезных педагогических промахах.). А потом удивляются тому, что у него нет собственного мнения или, что он не может придумать что-то новое или оригинальное. Фантазия и воображение, которые усиленно притормаживали в детском возрасте, будут раскрываться у взрослого с очень большим трудом. Создавая, тем самым, большие проблемы в процессе адаптации в юношеском и взрослом возрасте. Человек со средними задатками при таком подходе выглядит еще более приземленным и примитивным, с резко ограниченными возможностями по самоутверждению. Особая ценность личности заключается не в том, в чем он копирует большинство окружающих, а в том, в чем он отличается от них своими оригинальными творческими способностями и талантами, своим собственным комплексом достоинств и добродетелей. С ребенком нужно играть в его игры, игры доступные его восприятию и пониманию.