Спектакль по мотивам Тома. 16. 03. 2022

Ольга Немежикова
РАБОТАЕМ! РАБОТАЕМ!

Дипломный спектакль студентов СГИИ 4 курса «НЕДОРАЗУМЕНИЕ» (16.03.2022) по пьесам Р. Тома «Ловушка» и «Попугаиха и цыпленок».
Режиссер-педагог – худ. руководитель курса, заслуженный работник культуры РФ, профессор Е.В. Бубнова.

Мужчины «Недоразумения» похвально деятельны. Любимый лозунг мэтра Роше (Александр Спирин) «Работаем! Работаем!» вполне может быть воспринят не только как напоминание сотрудникам, но, прежде всего, самому себе.
Больше всех работает, конечно же, комиссар Рели Гранден (Андрей Андреев). Даже простуженный, он в каких-то несколько дней раскрывает два запутанных дела. Как истинный профи, он умеет смотреть и видеть. И свою квалификацию наблюдателя подтвердил не только на уголовном поприще, но и в делах сердечных: в рабочем порядке оценил по достоинству настоящее сокровище — Алису Постик (Юлия Шкирятова), и по завершении текущих подвигов, к восторгу Алисы, предложил ей руку и сердце.
Сердце у комиссара, действительно, золотое. Хотя полицейский (Илья Коробейников) характеризует начальника как «очень злого и сердитого» (в самом деле, среди мужчин комиссар не церемонится), в присутствии дам комиссар показывает себя исключительно галантным кавалером. Если дама привлекательна, она не останется без одобрительной улыбки. Его вынужденно грубоватый тон (по причине крайней усталости и болезни) непременно сглажен оттенком показной нарочитости, если рядом дамы. Его общение с Алисой надо видеть: в то время, как она заливается счастливым колокольчиком, Рели, даже молча, вибрирует ей тайными струнами души — он  внимателен к каждому её слову и жесту. Не мудрено, что Алиса вцепилась в него мёртвой хваткой!
Комиссар очень любит свою работу — это чувствуется, ведь он помогает людям, но его самое ценное качество — он любит людей! Люди ему действительно интересны.
Благодаря своей наблюдательности, комиссар видит людей насквозь. Как человек творческий, он не чурается экспериментов, в том числе и рискованных. Гамлет организовал для Клавдия мышеловку, а комиссар Гранден с не меньшей изобретательностью, по пути проявив незаурядный артистический талант(!), уверенно загнал брачного афериста Даниэля (Мирон Слюсарь) в ловушку.
Даже Даниэлю нашлась работа: вместо вальяжного ожидания наследства он непрерывно отбивается от нескончаемых атак Флоранс (Мария Бабина). Самозванка свалилась на голову и своему «ангелу» выносит мозги. Даниэль не знает ни минуты покоя, он истошно взывает об избавлении и справедливости. Потому что Флоранс — действительно пытка. Когда Даниэль понимает, что вместо богатства маячит пожизненная психушка, его нарастающая истерика взрывает не только его, но даже кюре (Алексей Ефимов), сообщника Флоранс.
Комиссар с интересом наблюдает непредвиденный эксцесс. До сих пор уравновешенность кюре не знала границ. Он был «выдержан, вежлив», словно только что вышел из храма под впечатлением службы, божественных идеалов, мелодий горнего мира... Отчаянный порыв Даниэля преображает кюре совершенно: с электрошокером, выхваченным из сутаны, он с диким рёвом бросается на Даниэля: кажется, бедному Даниэлю пришёл конец — святой отец прикончит несчастного… Но кюре выплёскивает ярость в одной стремительной атаке, затем вскакивает, отряхивается, несколько вдохов-выдохов… И мы вновь видим располагающую улыбку, ясный взгляд на просветлёном лице: кюре способен обуздать не только себя. Он заботливо предлагает избитому Даниэлю успокоительные таблетки. Они совершенно не вредные, он принимает их сам, ибо нервное возбуждение неприлично его сану. 
Отдельную игру в ансамбле комиссара ведёт бродяга  Мерлуш (Антон Уилер). Художник на вечных каникулах, в своих скитаниях за дармовой выпивкой он сохранил этюдник и весёлость. Для комиссара этот Мерлуш просто находка: авантюрный, общительный, честно готов отработать умеренную плату, если дело ему покажется. Убивать он никого не будет, но умереть понарошку, перед тем как следует пошутив, да ещё с пользой для общества — запросто!
Параллельно подготовке крепкого орешка к точному удару разворачивались события в конторе мэтра Роше.
У состоятельного нотариуса Роше много завистников, недоброжелателей и врагов. А ещё у него есть жена, Клара Роше (Мария Калинина), которая на этот раз оказалась весьма впечатлительной особой. Настолько впечатлительной, что её пришлось выводить из обморока медицинской сестре Берто (Валерия Деряженцева), получившей вдогонку комплиментик от мэтра Роше.
Вокруг Клары плетёт интригу служащий конторы,  Робер де Шеранс (Илья Бураков). Робер — неотразимый кавалер и хладнокровный убийца. Добыть богатство он решил весьма хитроумным способом. Робер познакомил Клару с Жюльеном Нолестре, предоставил им свою квартиру для встреч, организовал слежку Роше за Кларой, устроил поход Нолестре к нотариусу, где без единого звука зарезал любовника, подкинув тело в кабинет мэтра. По всем расчётам присяжные должны были признать мэтра виновным в убийстве по причине ревности. А изворотливый Робер вскоре утешил бы богатую даму, вступив в права мужа и владельца конторы.
Но мэтр Роше оказался не по зубам витален. Ему хватило сил и Алису разыграть, и вывезти труп, и через час всем на обозрение явиться «из оперы», и даже спать спокойно, пока Алиса не начала звенеть своими уликами.
Самонадеянный Робер почему-то не учёл, что мэтр Роше — не только опытный нотариус, но и яркая пассия своего личного секретаря Сюзанны Брессар (Дарья Колтович) — стала бы она так страстно любить простофилю(!), а  так же неутомимый искатель пикантных приключений, что ни для кого не секрет. Риск для мэтра Роше — рабочий режим. Мы так и не узнали его мнение по поводу трупа, но догадываемся, что просто так это дело он бы не бросил и рано или поздно вышел бы на след Робера.  Так что Алиса не даром получила надбавку — умный патрон оценил её усердие и прицельно рассчитал детективный настрой.
А вот кокетливой цыпочке Вирджинии Ренуар (Карина Редькина) в повышении жалования было отказано: патрон не пускает деньги на ветер.
Работаем! Работаем!