Мел

Зюлёв Леонтий Михайлович
     Мел - главный атрибут школьной жизни уже тысячелетия, он - символ школы. и заменить его пока не удаётся, несмотря на пришедшие в школу электронные доски и компьютерные технологии. И вроде, воспевать этот природный минерал смысла немного, но не станем торопиться.
     - Здравствуйте! У меня небольшая просьба: можно мне в десятом классе поставить завтра урок первым.
     - Здравствуйте. Можно, конечно, но я уже сделал перестановку, и делать её ещё раз не хотелось бы. А что за надобность такая неотложная?
     Молодая учительница потупилась, но ничего не сказала. Врать она не умела совершенно, а сказать причину почему-то не захотела.
     - Очень нужно?
     - Да очень, очень.
     - Хорошо сделаем, проблема невелика - ответил я с видимым неудовольствием.
     Такой разговор произошёл с молодой учительницей в моём кабинете.
     Откровеннсти ради замечу, такие разговоры случались ежедневно. Перестановку уроков завучу приходится делать постоянно. В редкий день в школе находятся все учителя. Кто-то болеет, кто-то в командировке, кто-то нянчится с ребёнком, не на кого оставить, если в садике проблемы. Редкий день школа работает по штатному расписанию. Отсутствие хотя бы одного учителя вынуждает завуча затыкать дыры, то есть переставлять уроки так, чтоб не было "окон" - уроков, на которых заменить учителя некем, и дети предоставлены сами себе. Важно, чтоб предупредили об отсутствии, остальное - дело техники.
     Иногда просьбы бывают и от тех кто работает: или сдвоить уроки для сочинения или контрольной, или поменять местами.
     Неудовольствие моё вызывало то, что я директор, остался на пару месяцев без завуча, уехавшего на учёбу в областную столицу. Перестановка уже была готова и вывешена рядом с основным расписанием. С учителями же по этому вопросу я никогда не спорил, надо так надо. Работа несложная, хотя требует времени и умения.
     Отпустив учительницу, я быстренько перекинул уроки, заполнил новый бланк перестановки и вывесил его рядом с основным расписанием, заменив предыдущий, и...забыл об этом. Какие-то вопросы ждали директорского вмешательства. Школа, да ещё со своей котельной и интернатом, требуют круглосуточного внимания и решения возникающих проблем, а проблемы - вот они: ну оторви, но дай первый урок в десятом.
     Наутро следующего дня всё покатилось как обычно. Проверив все ли на месте, я занялся текущими делами в кабинете завуча, выходившем дверями на кабинет вчерашней просительницы.
     Посредине первого урока меня отвлёк какой-то шум в коридоре. Выглянув, я увидел десятиклассниц снующих в туалет, расположенный почти рядом с кабинетом.
Десятый класс набрался почти полностью девичьим, юношей после восьмого пришло всего двое, и они в коридоре не появлялись.
     - Девушки, что случилось, что за шум и суета?
     - Да кто-то нам стулья вымазал мелом и мы в туалет ходили чистить одежду, - ответили мне несколько учениц.
     Никак не связав походы в туалет со вчерашним визитом, я решил разобраться с инцидентом в перерыв или после уроков. Вмешиваться в ход урока не захотелось.  Похулиганил кто-то - несмертельно.
     Днём разговоры в учительской несколько раз касались мела на стульях в десятом на первом уроке, но тема развития не получила. Мало ли чего ученики учудят. Я попросил учительницу зайти ко мне после уроков.
     - Что там произошло у вас на первом?
     - Да ничего особенного - девчонки мелом перемазались, и я отпускала их в туалет привести себя в порядок.
     - Стоп, стоп, стоп! Откуда мел мог взяться на стульях на первом уроке?
     - Мне припомнилось - учительница пришла в класс по звонку и дети толклись под дверями в коридоре до начала урока.
     - В класс до звонка никто не заходил. Сейчас вызову техничку и спрошу: в каком состоянии стулья были вечером, она, наверное, помнит, потому что поднимала их на столы перед мытьём пола.
     - Не нужно. Стулья вымазала мелом я, - потупившись и покраснев, сказала учительница. Наказывайте.
     - ???
     - Девчонки поконфликтовали со мной после контрольной, недовольные оценками и вымазали край лабораторного стола мелом. Я испачкала юбку под их ехидные ухмылки. Ну и решила поставить их на место, показав, как чувствует себя человек в подобной ситуации. Виновата, но ничего другого не придумала.
     - Хорошее решение! Встать на один уровень с ученицами. Надеюсь оно не перерастёт в конфронтацию и войну?
     - Нет, мы уже помирились и попили за мир чаю.
     - Ну и славно! Больше вас не задерживаю.
     Учительница ушла, а я впал в раздумья. Подобного в моей многолетней практике не случалось. Учитель связан этическими нормами и не вправе подкладывать кнопки тем, кто подложил кнопку на стул ему. А почему бы и нет, он тоже человек, а действеннее симметричных мер в мире ещё не придумано. Почему так не поступают, да взрослому нельзя опускаться до уровня ребёнка, обычно меры иные.
     История почти забылась, вспомнили о ней на встрече с выпуском через двадцать лет, без обид и со смехом. Как занудный начальник, я не удержался от вопроса:
     - Девчонки, а обиделись тогда?
     - Нет, сами виноваты. Контрольную написали плохо, да ещё и глупо поступили потом. Никаких обид.