Хлеб наш насущный

Юта Витте 9
                Хлеб  наш насущный.

                «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» в главной молитве христиан.


   Хлеб…  Хлеб рассматривался как источник жизни, символ труда. Согласно славянским обычаям гостеприимства, круглый хлеб с солонкой посредине (хлеб да соль) преподносят на расшитом полотенце – рушнике. Множество пословиц, поговорок, которые связаны с хлебом: «Хлеб всему голова», «Будет хлеб – будет и песня».
   В христианстве хлеб играет центральную роль в таинстве Святого причастия и   прилагается во время Евхаристии в Тело Христово. (Евхаристия – благодарение в переводе с греческого). Вечерня, часы, утреня служат подготовкой к Божественной Литургии, на которой совершается самое главное и великое Таинство – Евхаристия. Евхаристический канон бывает в середине литургии. На тайной вечере Христос преломил хлеб, положив тем самым начало таинства Евхаристии. Потому то в «Отче наш» есть слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».
   На Руси хлеб не резали ножом, а преломляли.
   В 1958 – 1960 годах хлеб в столовых был бесплатным. Я помню это время, когда мы студентами приходили на обед в столовую, где на столах в вазах на высоких ножках лежал горкой свежий хлеб, необыкновенно вкусный и ароматный. Жили трудно и заказывали самые дешевые блюда (по полпорции супа, котлет, сладкий чай). Не дождавшись, когда нас обслужат официантки, мы сметали весь хлеб с солью и с горчицей. А они без всяких нареканий тут же приносили ещё хлеб. Какое это было время…
   В 70 – 80-е годы прошлого века была развернута агитация о бережном и экономном обращении с хлебом. В столовых, в магазинах были развешены плакаты с призывом: «Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб драгоценность, им не сори». На Руси хлеб был всегда в почёте, он являлся   продуктом номер один в стране. В последнее время отношение к хлебу изменилось. Его важность для народа снизилась. Видов и сортов хлеба очень много, и выпекается он промышленными масштабами.
   Но настоящий вкусный хлеб это тот, что приготовлен руками и выпечен в печи. Такой хлеб выпекался при моей жизни в одном из отдалённых поселений в посёлке Октябрьский Мурманской области, где длительное время и пекли огромные буханки ноздреватого белого и чёрного хлеба. Аромат выпечки распространялся на весь посёлок.  И мы из города за много километров ездили туда и стояли в очереди, вдыхая этот   неповторимый дух хлеба! Не теряя вкуса и формы, он долго хранился и не черствел. Неповторимый, с небольшой кислинкой хлеб… Такой, вероятно, и пекли наши предки на Руси! А теперь этот посёлок практически исчез, нет тех пекарей и рецепт этого чудо – хлеба не узнать.
   Хлеб всегда будет в почёте: «Если есть хлеб да вода – любая беда не беда».
   Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад и стал одним самым необходимым продуктов.
   На Руси основным видом хлеба считался чёрный, кисловатый хлеб.
   Хлеб является одним из величайших изобретений человечества и до сих пор.  Мы его покупаем каждый день.
   Особенной была роль хлеба в годы войны. Основной запас зерна в стране шёл на фронт. В действующей армии рацион обычного солдата состоял на 80% из хлеба в сутки. Но зерна не хватало и в рабочий хлеб добавляли картофель, отруби, жмых, лебеду. Хлеб вовремя войны считался мерилом жизни.
   В блокадном Ленинграде между хлебом и жизнью стоял знак равенства. За 900 дней блокады норма на хлеб снижалась пять раз. Самый минимальный рацион жители Ленинграда получали с 20 ноября по 24 декабря 1941 года: рабочая по 250 грамм, все остальные по 125 грамм. Но даже такого хлеба, состоящего практически из несъедобных примесей обойной пыли, отрубей, целлюлозы, опилок, жмыха, не хватало.  872   дня длилась блокада с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. С 25 декабря 1941 года нормы стали вырастать,  помогла Дорога жизни через Ладожское озеро. К началу блокады в Ленинграде находилось 3,5 млн. жителей, 800 тысяч были эвакуированы, после блокады осталось менее миллиона. Жертвами голода, обстрелов стали от 1 миллиона до 1,5 миллионов человек. Более точную цифру установить не удаётся. Тяжелое было время. В Книге Памяти блокады всего 1 015 164 записей имен жертв одного из страшных эпизодов не только Второй мировой войны, но и всей человеческой истории. Нет другого такого примера бедствия и ужаса. Память их увековечена в ансамблях Пискарёвского, Серафимовского кладбищ и в посёлке Песочный.
   Хлеб – символ жизни и надежды. Особенно это было понятно в годы войн.
   Война – что же это такое? Это конфликт между политическими образованиями, государствами, племенами в форме вооруженного противоборства и боевых действий.
   Цель: навязывание своей воли, заставить отказаться от своей свободы, идеалов, прав на собственность, отдать ресурсы, территорию.      
   Вой - на (вой, крик) – под этим страшным словом подразумевается разрушение прежней жизни, осиротевшие дети, смерти и ранения, разрушение человеческих ценностей. Война – это жестокие действия людей против людей, «раздор и ратный бой между государствами: международная брань»(словарь Даля).
   Наше поколение (поколение – дети войны) пережило все ужасы войны: голод, холод, потери отцов, родных. Наше детство закончилось 22 июня 1941 года, когда Германия внезапно и вероломно напала на нашу страну, хотя 23 августа 1939 года был подписан договор о ненападении между Советским Союзом и Германией сроком на десять лет – «пакт Молотова- Риббентропа. Главной причиной войны было стремление Германии к мировому господству. Гитлер заявлял, что главным противником является Советский Союз. По плану «Барбаросса» подразумевалось, что это будет молниеносная война, которая должна была закончиться к зиме 1941 года. Но этим планам не суждено было осуществиться. И лишь 9 мая 1945 года было объявлено о победе, о полном разгроме Германии и её союзников. СССР освободил страны Восточной и Центральной Европы от нацизма. «Пол – Европы прошагали, полземли…» Но Европа забыла своих освободителей. И хочется сказать: «Верните память, господа». А мы помянем, братья, тех, кто мир собой закрыл. 
   Цена этой победы: погибло 27 миллионов человек – отцов, сыновей, братьев; разрушены города, сёла, все ценности. Страна и Европа, политые  кровью и слезами – вот чем мы заплатили за безумные идеи фашизма.
   Кто возродит нам, детям войны, утерянное детство?
   То, что между словом хлеб и жизнь стоит знак равенства, я поняла очень рано в своей жизни. Родилась я за год до войны. А до этого вся наша страна пережила непростое время: годы репрессий, раскулачивание, потеря всех семейных ценностей, веками нажитых многими поколениями. Мой отец со своей семьёй был выслан на крайний север отрабатывать статус врага народа на лесоповал в маленький посёлок вместе с такими же «врагами». Строился большой металлургический завод и для него требовался строительный материал.  За тяжёлый труд платили хорошую заработную плату, обеспечивали продуктами. Понемногу семьи отходили от прежней безысходности.
   Но в ноябре 1939 года началась война с финнами. Отец благополучно вернулся с фронта. Он не рассказывал об этой войне, это была какая-то болезненная тема  для всех,  кто там побывал. Они даже между собой никогда не обсуждали её.
Война длиною сто четыре дня и четыре часа, цена победы: 126 875 убитых и потерянных без вести военнослужащих. Потери финнов составили- 67 000.
   Отец построил для своей семьи дом, в котором я родилась. Готов был трудиться день и ночь для благополучия своей многострадальной семьи.
   Но… 22 июня 1941 года немцы вероломно напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная Война. Отец ушёл на защиту Родины в июле и погиб 20 сентября 1941 года на Карельском фронте в посёлке Сосновый Лоухского района в кровопролитном бою с врагами, идущими со стороны Финляндии к Октябрьской железной дороге и в дальнейшем  на Мурманск. Всё, что осталось на память о нём, это три письма - треугольника, написанные химическим карандашом.
   К середине декабря 1941 года войска Карельского фронта окончательно остановили продвижение врага. На мемориалах Лоухского района нанесено посмертно более семи тысяч имён воинов, а количество пропавших без вести установить  нет возможности. На одной из памятных плит в посёлке Сосновый увековечено имя моего отца. Могилу его мы не нашли.
   Наша семья – мама и четверо детей – в июле 1941 года были эвакуированы в колхоз Стахановец Красноборского района Архангельской области. Нам повезло, и действительно колхоз был крепким. Несмотря на проведённое раскулачивание в стране, в нём сохранились состоятельные семьи в своих домах с приусадебными хозяйствами. Трудолюбие и дисциплина под умелым руководством председателя и создало этот колхоз. Эвакуированных приняли и разместили в добротных  домах, уплотнив хозяев. Никто и не предполагал, что война так долго продлится.
   В первый год прожили на грани благополучия, но в последующие годы мы познали и голод, и холод.  Мама и старший брат (ему исполнилось на начало войны всего лишь 11 лет) были заняты на сельскохозяйственных работах. Колхоз основные продукты поставлял на фронт; остальное распределялось на весенние посадки и на трудодни натуральными продуктами: зерно, овощи в крайне небольшом количестве.
Зерно надо было перемолоть, и самим печь хлеб. Мука делилась на небольшие порции на каждый день до того момента, когда снова получали зерно по заработанным трудодням.  Мама пекла хлеб на несколько дней в русской печке, которая находилась в нашей комнате. Мы, четверо детей, терпеливо ожидали, вдыхая неповторимый запах хлеба. И вот румяные караваи вынимались из печи и укладывались на старую скатерть для остывания. Один из них делился на три кусочка каждому из нас в день. Мама разливала по кружкам горячий кипяток, и мы запивали им аккуратно откусываемый  хлеб. Необыкновенный вкус! Остальные караваи убирались в сундук  под замок на следующие дни.
   С каждым годом длившийся войны эти кусочки становились всё меньше и меньше. И если бы нас не поддерживали жители этой деревни, мы бы не выжили:  то муки насыпят ,то кружку молока нальют. У мамы на груди хранился маленький мешочек с мукой. Она доставала его и отмерив несколько ложек, заливала кипятком и получалась так называемая «мучница», она заменяла  кашу и мне казалось, ничего вкуснее не бывает. Нескончаемыми казались эти годы.
   Но вот и наступил день Победы, кончилось эта проклятая бесконечная война! За всё это время мы от отца не получили не единой весточки.  Жители колхоза и эвакуированные получали похоронки. То в одном, то в другом доме раздавались крики осиротевших детей и матерей. А нам нет – значит жив. Поедем домой,  домой!  Он к нам обязательно вернётся!
Колхоз выделил нам муки, мама пекла караваи, из них большей части сушили сухари, остальные обёртывали   в   ветхие полотна и укладывали в сундук. Этого хлеба хватило нам на весь долгий путь возвращения домой. Всю свою жизнь мама со слезами благодарности вспоминала этот колхоз и его председателя, это они помогли выжить нашей семье. Мама  возвращалась  домой с четверыми детьми, пусть и с измождёнными и измученными, но живыми!  Домой, домой в Заполярный край, другого дома у нас не было.
   В первые послевоенные годы между хлебом и жизнью оставался знак равенства... Страна тяжело восстанавливалась от последствий этой разрушительной войны. Вернувшись домой, мы на второй день узнали страшную весть про отца из полученной похоронки: «верный воинской присяге, проявив геройство и мужество был убит 20 сентября 1941 года».
   Надо было и это горе пережить. Нищета, холод в бараках, страшный голод.
   Нам выдавали по карточкам большую буханку черного хлеба на день. И опять мама на наших глазах делила его на пять ломтей и каждый из них на три части. Раздав по одной, остальное убирала в сундук под замок до вечера и следующего утра.
   Но всему бывает конец, для этого мы и выживали.
   И вот наступил светлый день. 14 декабря 1947 года вышло Постановление Совмина СССР № 4004 «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».  Вся страна  узнала  об этом радостном событии по радио.  В этот день к вечеру мама принесла две большие буханки хлеба. Накрыла стол старенькой скатертью, расставила стаканы, солонку с солью. Открывается дверь, входит сестра с двумя буханками, а немного погодя старший брат тоже с двумя буханками. Сколько было радости, я гладила эти буханки, прижималась к ним лицом, у всех сияли глаза!  Вся комната наполнилась ароматом свежего хлеба. Настоящий праздник! Мы вымыли руки и сели за стол. И опять мама на наших глазах большим ножом  разрезала хлеб и раздавала нам. И мы, аккуратно откусывая, запивали горячим кипятком. Ели долго, и спустя некоторое время мама сказала нам, осоловевшим от еды, что сейчас мы ляжем спать, а кто захочет, то может ночью встать и ещё поесть хлеба. Спали до утра и с этого момента мы жили с хлебом.
В памяти о потерянном детстве навсегда остался запах хлеба, неповторимый, ни с чем несравнимый.
   Между хлебом и жизнью остаётся знак равенства, потому что детям войны никто не вернул потерянное детство.
   Россия ничего не забывает. Все помнит наша древняя земля…