Аурелия 3. живые картинки

Александр Атрушкевич
АУРЕЛИЯ 3. «ЖИВЫЕ КАРТИНКИ» 

В один из этих стрелой летящих  дней  лета дружная компания, по совету неугомонного Семёна, опять отправилась осматривать достопримечательности столицы.  Кроме всего прочего надо было обязательно  побывать на улице под названием «Сто первый километр» и  ознакомиться с новой   выставочной экспозицией народного  театра  «Живые картинки».  Названные значимые места ничего уму не говорили, но, что  удивительно, убыстряли частоту биения сердца.  Ожидание праздника, всегда волнительней его прихода.

Да, диковинок в Аурелии было не счесть, не устану это повторять,  потому решили начать с главного.  Улица, на которую попали наши герои, обустройством своим радовала глаз.  И она, понимая собственную значимость, от удовольствия уподобляясь сытой кошке, выгибала  спину, ведя жаждущую зрелищ публику по лёгкой дуге.  С обеих сторон  полностью отданной пешеходам зоны тянулись разномастные  фасады небольших островерхих двухэтажных домиков.  Огромные витрины,  напоминающие собой аквариум, позволяли наблюдать за  протекающей  в  «зазеркалье»  жизнью. 
На приземистом особнячке, предваряя экспозицию, в бронзовой чеканной рамке висела краткая аннотация: «Живые картинки» – это ожившая посредством искусства история»  – Здесь же было приведено высказывание некого Макиавелли: «Кто не знает истории своего народа, тот неуч, а кто не желает  её знать – идиот».
– Так вот они какие, знаменитые картинки, не зря их Семён нахваливал, – резюмировала Анна, застыв, словно на неё столбняк напал, у первой же витрины.  А впасть в стопор было от чего.
Подобные витрины, украшающие дом  под номером два, тянулись вдаль,  перспективой теряясь в людской  толчее.    Стекло,  через которое шло наблюдение – сама чистота,  ни пятнышка, ни пылинки.  Стекло-то стеклом, пусть даже оно будет из чистого хрусталя, но читателя, как и меня, оно мало интересует, более важно,  что за ним…
Не буду медлить, включая в рассказ одному автору нужные отступления и пояснения. Картинки, как оказалось впоследствии, были устроены не без фантазии художника, а, как бы это выразиться ясней, полёт художественного вымысла  не знал предела, ограничивали его только размеры прячущегося за витринным стеклом пространства.  А порой эти скромные квадратные метры,   отрицательно влияли  на воплощение художественного замысла, и потому, как было в нашем случае,  два внутренних помещения пришлось объединить   в одно целое.
Человек в маске медведя, этакий зазывала, ряженный в старинный длиннополый кафтан, растолковывал жаждущему зрелищ люду суть и значимость наблюдаемой  картины.
         А за стеклом, не понять каким образом, уместился хозяйственный двор паровозного депо. Открывшийся глазу пейзаж украшали:  списанный и брошенный за ненадобностью котёл с паровоза;  огромная куча отслуживших свой срок тормозных колодок;  подгнившие доски и ящики, валяющиеся в беспорядке брёвна, вероятнее всего от домика сторожа, ввиду духовного роста пролетариата, разобранного за ненадобностью.  Владимир Ленин, он был легко узнаваем, но для тех, кто ещё сомневался, что это был  именно глава советского государства, справа от витрины  прикреплена табличка, где были названы  его заслуги,  и его должность.
Аннушка, которая с некоторых пор, не понять зачем,  всё видимое и слышимое заносила в голубой блокнотик, тут же потянулась к карандашу.  Приведём текст полностью:  «Владимир Ильич Ленин, вождь мирового пролетариата, несёт  на Коммунистическом субботнике  бревно. В работе, по очистке территории депо,  участвуют  его соратники по партии большевиков.  Продавшиеся буржуазии меньшевики саботируют данное мероприятие».  В скобках, этаких приоткрывающих суть вопроса полукружьях, для сомневающихся в отличной физической подготовке  Ильича,  был указан  даже вес переносимого груза – 4  пуда 17  фунтов.  А далее  эта непонятная современникам мера веса  была уже подтверждена знакомым жителю ХХI века   исчислением  – бревно весило  72 килограмма!  Но что поражало, и Ленин и его товарищи были живые, они,  то тащили бревно вправо, то  неслись с ним влево, то вообще двигались по некому  эллипсу, но оно, это чёртово бревно,  как заговоренное, продолжало оставаться в поле зрения наблюдателя.  Справа, у котла, за всем происходящим наблюдала полная, с глазами навыкате женщина. Через плечо санитарная сумка с красным крестом, в руках ридикюль. Дамочка была очень похожа на Надежду Крупскую, но  партийный билет её мы не проверяли, потому высказываем лишь догадку.
   
   Да, не каждому из ныне  живущих  на земле людей дана возможность заглянуть в сгинувшее прошлое, пусть даже  через витринное стекло.  Раздвинулись пласты времени, и мы уже не смотрим  на то, что когда-то было, мы чудным образом телепортировались в тот, всем славный день и час – утро 1-го мая 1920 года. И картинка – кто бы спорил? – была истинное чудо. Братья, это подтвердил  даже  скептически настроенный Артур, нигде в мире подобного не видели. И, а это уже озвучил свои мысли Иван,  даже слыхом  о таких вещах не слыхивали.
Но это ещё только цветочки.  Любому желающему, всего за пять потребительских чеков, предлагалось поучаствовать в транспортировке деревянного груза. Памятное фото размером 9х12 и большевистский партбилет общепринятого образца, стимулируя интерес,  выдавались бесплатно.  Оказалось, что можно  заменить собой и Ленина, но работа гримёра  в финансовом плане казалась неподъемной, она в три раза превышала простое участие в субботнике. Но у входной двери, всем на удивление, народ толпился,  пролетарская солидарность и сознательность простых граждан Аурелии, даже  спустя более сотни лет после имевших место событий, находились на высоком уровне. В очереди томилось  не менее десятка мужчин,  и одна, похожая на  состарившуюся фотомодель, женщина. 

Но пройдём этой улицей дальше, ведь растеряв время, тараща глаза целые полчаса только на один, пусть до чёртиков интересный сюжет, мы, может быть, упустим такое, о чём,  состарившись,  ещё внукам своим  будем рассказывать.
А было на что положить глаз, было!  Быть может, не все с ходу узнавали героев рукотворных полотен, но автор, не понять почему, их всех знал.  Это были герои  его детства, его кумиры! Павлик Морозов! Какое сердце сохранит ритм биения,  слыша это имя! Тысячи и тысячи родившихся век назад мальчиков и девочек, только и мечтали поймать своего, хотя бы одного шпиона.  А если их под рукой не было, то хотя бы с треском разоблачить вредную для страны деятельность соседей или, на крайний случай,  родителей.  А наши истинные Герои – вожди и лидеры страны!  Сердце моё не бьётся, оно разрывается на клочки, когда я вспоминаю парады и демонстрации, где каждый, молодёжь может мне не поверить, каждый мог быть участником этой феерии, мог стать в один ряд с вождями, этими святыми, живущими на земле в одно время с тобой. Допускаю, что вожди не могли быть сразу в тысяче городов и сёл, это физически невозможно,  но рядом с тобой были их портреты, как истинная демонстрация единства партии и народа, как демонстрация родства  душ. Нет, ничего не говорите в ответ – любовь, пусть и безответная, это великое чувство!
От всего виденного не трудно и в транс  впасть,  думать начинаешь, а мысль, бывает такое,  не хуже наркотика реальность туманит. Смотришь очередную «картинку», но пока душой в происходящее не окунёшься, пока в сердце своё, то,  что видишь,   не впустишь, уходить не хочется. А надо… Потому буду перечислять только те сюжеты, которые  Аня занесла в свой славный блокнотик.  А краткие аннотации к ним, лучше автора обо всём  расскажут.  «Леонид Ильич Брежнев награждает героиню французского сопротивления Жанну д`Арк орденом Дружбы Народов». И опять же, за известное уже вам количество чеков, любая девушка до 37 лет,  могла подменить собой  французскую красавицу. Мужчины, достигшие семидесяти пяти лет, и имеющие с собой документы, удостоверяющие личность,  могли сменить и Леонида Ильича.

А картинка с живой собакой, вообще, потрясла Аннушку, ведь не секрет, что добрая девушка очень любит животных. 
«Герой-пограничник Николай Карацупа со  служебной собакой Индус,  во время задержания сотого нарушителя государственной границы». Не переоценивая, скажу что думаю:  картина просто великолепна!  Сержант – две лычки на погонах – кровь с молоком, гарантирует всем своим видом – граница была, есть, и будет на замке. Собака – рыжей масти огромный бульмастиф, с медалью на ошейнике – просто чудо!  Нарушитель – испуганный до смерти плюгавенький мужичок, потерявший стыд и срам  – омерзителен. Ближе к зрителю, у белой берёзки, в парадной форме – красные лампасы, аксельбант, барашковая папаха  –  стоит генерал. Рядом, на столике, лежит – текст был хорошо виден с улицы – Почетная грамота Дальневосточного военного округа, уже в готовой украсить стену казармы рамке.  Генерал, судя по выражению, словно рубленного топором лица (уж не  консультировал ли визажиста скульптор Зураб Церетели?),  всем происходящим был весьма доволен. В руках, наготове, он держал часы марки «Победа» с дарственной надписью на крышке: «За сотое задержание».  Аннотация доходчиво разъясняла, что  армейские  должности, согласно воинскому  Уставу, подмене не подлежат.  Желающие, как мужчины,  так и женщины, могут попробовать себя только в роли нарушителя.  Цена за участие была, вообще, бросовая – всего два чека.  Но желающих участвовать в этой сценке не наблюдалось.  «Как же, ищи дурачков… Этот Индус не меньше телёнка весит. Щелкнет зубами – не то, что ножек от тебя не останется, он  и рожки на закуску слопает», – прокомментировала картинку Аня.

Вызывала интерес зрителей и социально-значимая картина: «Предприниматель Серж Вартанян  оплачивает в филиале №37  банка «Планета»  налог на недвижимость».  Гражданам предлагалось заменить собой коммерсанта и  оплатить задолженности по налогам. И всё это, вы не поверите,  можно было проделать  совершенно бесплатно, не тратя ни копеечки! Предлагали  воспользоваться и новой, только что введённой услугой – оплатить будущие штрафы.   Размер их, исходя из опыта,  несостоявшийся   правонарушитель должен был определить  сам. 
Конечно, такое количество  условной живописи  трудно удержать на должном уровне, что-то получилось лучше, вызывая интерес и восхищение, что-то хуже.  Анне, и  это, как она сказала, было  её субъективное мнение, сильно не понравился следующий сюжет: «Яков  Свердлов и Инесса Арманд покоряют высшую точку Европы – гору Эльбрус Западный (5642 м.)».  Она, уделив альпинисту и его подруге буквально минуту, заявила: «Дамочка какая-то не женственная… Мужчину зачем-то к себе верёвкой привязала…  Боится, что убежит? – И стрельнув глазами  в сторону Ивана, добавила: – Людей рядом может удержать только чувство. Ты как, Ваня, считаешь?»

И уже мельком, от всего виденного голова кругом идёт, упомяну сюжетец, что сильно заинтересовал близкого к механизмам Артура.
«Токарь 3-го разряда благодарит мастера за цикл обучения».  И токарь, и его мастер своей промасленной одёжкой и чумазым видом доказывали зрителям своё пролетарское происхождение.   Весело, не оставляя сомнений в успехе, вращался барабан станка, коротко остриженный парнишка, то и дело прикладывал руку к нагрудному карману комбинезона, за которым угадывалось ищущее  правду сердце, тем самым выказывая благодарность учителю. Горящие, наполненные рабочим энтузиазмом глаза свидетельствовали – не пройдёт и полгода, как выполненная на 120-150% норма приведёт его прямиком в стахановцы.  Об этом говорила и Доска почёта, представляющая собой задник производственного помещения. Среди экспонирующихся фотографий передовиков ещё было место. «Это моя молодость, – слегка впал в грусть  Артур, – ведь я тоже ещё  пацанёнком на завод работать пришёл…»
Артур, как вы знаете, был образованным человеком и,  надо отдать ему должное, неплохо разбирался в живописи.  Так он подметил, что по композиции картины были выверены безупречно. В плане цветовой гаммы тоже всё находилось на высочайшем уровне. Более другого, притягивала зрителя динамика   происходящего.  Чрезвычайно сложно в картине с движущимися персонажами  уметь  сохранить, в каждый отдельный момент,   общую композиционную составляющую.    Хочется похвалить, раз и ещё раз, всех – художников, модельеров, визажистов за предоставленную  простому народу, не всегда ладящему с наукой историей, возможность  заглянуть в ушедшее время,  в то чарующее своим содержимым время,  когда романтика и подвиг были не просто словами, а зовом жаждущей справедливости  души.

Были и просто проходные картинки, не задевающие ни ум, ни сердце. К примеру: «Пионервожатая  Мария Николаевна  Распутина рассказывает пионеру Павлику Морозову о вреде наркотиков».  Или такая: «Мао Дзедун вручает букет полевых цветов певице Алле Пугачёвой».    Смотришь – и не веришь,  как-то всё блёкло, избито.  Китайский лидер, щурясь на прохожих, с трудом держался на ногах.   Иван даже шепнул на ухо брату: «Может, он водочки излишек потребил?  Чего его из стороны в сторону так водит?»  На что Артур, внимательно приглядевшись к китайцу,  озвучил  своё личное мнение: «Добавь к его возрасту хотя бы 100 граммов спиртного, так он здесь же в витрине ласты склеит». Не на высоте была и уставшая от всех этих песенных балаганов, кислая, будто в воду опущенная,  народная певица.   Может быть, как раз в это время, она переживала драму очередного развода? Но публичной личности не к лицу выставлять напоказ скверное настроение, надо держать себя в руках.

И уже в самом конце, где волнительный поток улицы впадал прямиком в главный проспект города, подобно тому, как все малые реки, независимо от их воли, несут свои воды, в общее, собирающее  дань русло, прохожих ждало представление, масштабы которого затмевали всё виденное.  Зритель на этом этапе пренебречь действом, махнув на картинку рукой – мол,  это не моё,  да ну его,не мог. И это было умно.   Кое-кто и сегодня, по недомыслию,  а может быть, и от недостатка образования, пренебрежительно относится к сельскому хозяйству  и, соответственно, к его работникам: конюхам, дояркам, свиноводам и т д., ставя в  основание пирамиды игровой бизнес или финансы.   Но мы улыбнёмся – уж тут, голубчик, ты попал в ловушку, как кур в ощип.  Улочка наша, как река, не советуясь с пешеходами, раздвоилась, и двумя   рукавами   влилась в великолепно устроенный коровник.    Возможно,  искусство,  в нашем конкретном случае,  сумело проникнуть в самую суть производства, прямиком  в его бурлящее сердце, образовав некий, радующий общественность конгломерат.  Или, я только делаю предположение, мы видим воочию смычку города и деревни, о которой мечтали жившие еще в начале двадцатого века последователи Льва Толстого?
Так или иначе, но бело-чёрные коровы были на месте – исправно пережёвывали пищу в стойлах, как им и было предписано   зоотехником.  Посреди фермы на столе, покрытым кумачом согласно этикету, стояли: стационарный телефон,  зелёный графин с водой и  стакан; дополняли этот натюрморт канцелярские счёты.  Но и  здесь не обошлось без  пояснений и разъяснений. Табличка, в свойственной ей манере, преподносила информацию: «Директор совхоза «Серп и Молот» награждает ценным подарком – телевизором «Рекорд» – доярку Л. Мошкину. Лидия  своим самоотверженным трудом развенчала гнилую теорию наследственности и доказала на деле, что каждая корова Аурелии, если о ней заботиться по-отечески, независимо от породы даст рекордный надой». Справка, вопреки логике, фамилию руководителя указанного учреждения не назвала. Несмотря на столь торжественный момент, директор совхоза выглядел несколько заморенно, видимо закрутился,  следя за порядком на  вверенной ему территории.  Да и телеприёмник, покоясь в огромной коробке,  был далеко не пушинка.  Доярке было намного вольготней, у ног её стояло наполовину полное молоком ведро, и это тут же подметила острая на глаз  Анюта. «Доярку за удой… Вернее, надой…  Чистая тавтология, – скривилась она. – И зачем  доярке этот дурацкий телевизор? Что в нём можно высмотреть? Не понимаю…»  На что Иван заметил: «Какие коровы, такая и доярка. Надоила  рекордные литры  – получи.  А вот директор этот, в усиках, мне сильно кого-то напоминает. Вспомню – скажу». Артур промолчал, ему не особо понравилась «картинка», более другого из-за дурного запаха.  Душок, действительно, щекотал обоняние…  Конечно, коров без запаха селекционеры ещё не вывели, но во всем надо знать меру. Ведь  всяческие дезодоранты не дефицит сегодня в нашем мире.  А я, со своей стороны, скажу: экономия экономией, а вентиляцию самую простую неплохо бы сладить…   
Конечно, только неумный человек будет оспаривать утверждение, а оно было общим, что живые картинки – это новое слово в уличном искусстве.  Сошлюсь на чужое мнение, ведь даже скупой на слово Артур оценил увиденное очень высоко. Фраза «От всего этого впору умом тронуться» говорит о многом.
   
Так, рассуждая и рыская глазами по сторонам (такова участь всех путешествующих),  наши герои, оставив за спиной упомянутое нами молочно-товарное заведение,  пошли разыскивать, согласно схеме всезнайки Семёна,   улицу «Сто первый километр». А о том, что там они увидели, чем, в духовном плане обогатились,  придётся рассказать уже в следующий раз. Ибо от всех  этих виденных и слышимых диковинок, уж поверьте мне, легко и просто  может наступить головокружение. Потому поостережёмся…
2013-2022 г.