Детство. Самовар

Светлана Ярославцева
Здравствуйте мои любимые и уважаемые читатели!
Я продолжаю рассказ о самом счастливом периоде моего детства, проведенного в маленьком таёжном селе Волково с милыми бабушкой и дедушкой.
Сегодня расскажу о чаепитии у самовара. В то время, 50 лет назад,  самовар казался чуть ли не главным волшебством в моей маленькой жизни. С восторгом и радостью ожидала я вечерние сумерки, когда бабушка зажжет керосиновую лампу и произнесёт:
- Филипп Степанович, вечереет уже, не пора ли нам чаёвничать?
Дедушка радостно встрепенётся, подмигнёт мне загадочно и ответит:
-Да уж пора, Хритинья Архиповна. Пора.
В обычном повседневном разговоре между собой они общаются по простому. Когда я рядом называют друг друга бабушкой да дедушкой. Когда дочка с зятем приезжают, зовут друг друга отцом и матерью. Но оставшись наедине, зовут друг друга по имени и ласково так, как будто и не прожили более 50ти лет вместе.
Весь день я бегаю и играю на лугах да пригорках, а баба с дедом заняты по хозяйству и важным сельским делам. Но каждый вечер, когда уставшее  солнце уходит отдохнуть за горизонт, у нас начинается чаепитие. Надо отметить, что чаепитие у самовара – это самое настоящее волшебство! И начинается оно так.
Дедушка берёт своими большими, крепкими руками пузатый, блестящий самовар, и идёт во двор. Там во дворе на старом верстаке у дедушки всегда припасены игрушечные дрова. Как ещё можно назвать эти ровненькие и тоненькие лучинки? Сейчас дедушка и правда больше похож на Филиппа Степановича. Человека серьёзного и важного. В таком виде к дедушке лучше не докучать расспросами, а наблюдать поодаль. Ах, какой же мой дедушка красивый! Его голубые глаза яснее самого ясного небо. А волнистая борода и усы белее и мягче самого белого пушистого снега. Для своих 70-ти лет и поистине тяжкой жизни мой дедушка прекрасно выглядел.  Высок, строен, подтянут. При этом добр,  строг и справедлив.  Его не сломили не репрессии, ни голод, ни ссылка, ни трудармия. В моих глазах дедушка Филипп всегда останется героем и примером для подражания.
Тем временем дедушка продолжает разжигать самовар. Все его движения плавны и четко выверены. Ни какой суеты и спешки. Сначала в самовар наливает чистую, отстоявшуюся воду. Затем закрывает большую крышку и в отверстие сверху аккуратно кладёт  подожженные лучинки. Игрушечные, ароматно пахнущие дровишки по очереди исчезают в бездонных недрах самовара. Дедушка сверху прилаживает трубу. И делает какие то дополнительные манипуляции  для лучшей тяги. Время от времени подкладывает дровишки.
И вот приходит долгожданное время, когда самовар начинает с нами общаться. Он пыхтит, пыжится, посвистывает, пищит и наконец то булькает! Дедушка снимает горячую трубу. Вместо трубы крепит заглушку. Огонь в самоваре, лишенный тяги гаснет, оставляя после себя раскалённые угли. Теперь можно весь вечер сидеть и чаёвничать у горячего самовара!
Дедушка просит отворить дверь в избу. И торжественно водружает самовар на стол. В красивый заварник насыпает щепотку индийского чая. Туда же сыпет для профилактики от хвори, измельчённые местные травы, иванчай, белоголовник и тысячелистник. Затем открывает кран и оттуда парящей струйкой течёт крутой кипяток. Тщательно размешав содержимое заварника, и прикрыв его плотно крышечкой. Ставит всё это ароматное и целебное снадобье настаиваться на самый верх самовара. 
В это время бабушка ставит на стол ароматные пироги, пирожки, ватрушки, пряники и сладкую пастилу из моркови. В свете керосиновой лампы, изредка потрескивающий и пыхтящий самовар выглядит загадочно. От него исходит приятное тепло. Его отполированные до блеска бока играют красочными бликами. Запах смолянистого дыма, запаренных трав и аппетитных пирогов располагают к умиротворению,  душевным разговорам и вкусному ужину. 
Всем пока пока. Желаю здоровья и радости. До новых встреч.