Память сердца Kuruwinda гл. 51

Анна Магасумова
Любовь к балеринам.
Одна  жена законная, а другая - любимая...

Много тайн любовь скрывает
И хранит секретов,
И вопросов, на которых
В жизни нет ответов
(Ольга Колесник)

  В последнюю треть XIX века в России произошли существенные преобразования,  затронувшие  все сферы деятельности российского общества:
- Отмена крепостного права (1861),
- Судебная реформа (1863),
- Реформа образования (1864),
- Земская реформа (1864),
- Военная реформа (1874).
 В ходе правления Александру II  удавалось решать внутренние  проблемы,  восстановить международный престиж страны, подорванный поражением в Крымской войне. В истории он остался Реформатором, Освободителем.
  Но ничто человеческое и ему было не чуждо. В 1872 году 54- х летний Александр II познакомился с 18-летней балериной Александрой Симской. Девушка довольно быстро покорила своим  обаянием императора, что, естественно,  заметили в балетной среде. Симской объявили, что она будет исполнять главную партию в балете "Царь Кандавл".
  Однако через несколько месяцев император охладел к балерине. С ушедшей любовью государя ушло и внимание к балерине  и Симская скоро была снята с исполнения главной партии.
 В результате с планами стать примой ей пришлось  попрощаться, а в 20 летнем возрасте вовсе завершить карьеру. После этого след девушки теряется, известно лишь, что она умерла в сумасшедшем доме.(1)
  Зато младший брат Александра II Константин долго и счастливо жил с балериной Мариинского театра Анной Кузнецовой.(2)
  Анна Кузнецова - незаконная дочь, как и её брат близнец Александр,  великого русского трагика, драматического артиста Петербургской императорской труппы Василия Андреевича Каратыгина. (3)
  Каратыгин на тот момент уже состоял в браке с выдающейся драматической актрисой  Александрой Михайловной Колосовой и по закону не мог  официально признать собственных детей.(4)  Однако от них не отказывался. Через 6 лет, в 1853 году, в возрасте 51 года он неожиданно заболел и очень быстро скончался.
  Анна и Александр   были определены на казённое обеспечение  в императорское театральное училище при Петербургской императорской труппе.
  Анна закончила балетное отделение и в 1862 году была принята в императорскую труппу. Она была стройна, хороша собой, грациозна. На юную балерину обратил  внимание  Константин Николаевич Романов, который был старше её на двадцать лет. Великий князь имел свою семью, но  любовь оказалась сильнее.
"Любовь - это непреодолимое желание быть непреодолимо желаемым"
(Роберт Фрост)
   Великий князь Константин Николаевич принадлежал в императорскому дому Романовых, был вторым по старшинству сыном императора Николай I. Старший брат: император Александр II, родной племянник: император Александр III.
  Учителем его был наставник императорских детей Гаврила Романович Жуковский.
  Как представитель дома Романовых Константин Николаевич  занимался государственными делами, в частности, был Председателем Государственного совета, имел массу регалий, был шефом Морского кадетского корпуса, командиром лейб-гвардии Финляндским полком и ещё много чего.
  Это был человек в высшей степени образованный, придерживавшийся либеральных взглядов, сторонник освобождения крестьянства от крепостного права. Большая роль принадлежит ему во многих крупных реформах его брата Александра II -  в том числе, судебной реформе и уничтожении телесных наказаний в армии. Он посещал Европу. Был  в Англии и Франции с целью изучения их государственного устройства и флота.
"…Наша жизнь должна пройти в скромном… труде… для будущего…"
(Великий князь Константин Николаевич)
  Театр в XIX веке занимал весьма значительное место в культурной жизни. Спортивные мероприятия тогда не проводились,  кинематографа и, тем более, телевидения,  ещё не существовало.
  Кинематограф появился благодаря нескольким техническим изобретениям, практически совпавшим по времени: фотопроцессу с высокой светочувствительностью (1878 год), киноплёнке  (1889 год), скоростному аппарату хронофотографической съёмки (1891 год) и проектору с таким же быстродействием (1895 год). Первые съёмочные аппараты были сконструированы в 80-х годах XIX века.
  Изобретению полноценного телевидения предшествовали разработки технологии передачи на расстояние неподвижных изображений, начатые в середине XIX столетия.
 Первая в мире телевизионная передача состоялась 9 мая 1911 года.
Этот народ уж давно … все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!…
(Ювенал)
  Народ требовал хлеба и зрелищ. В Древнем Риме - это гладиаторские смертельные  бои на арене Колизея. На Руси -  народная потеха на базаре  - кукольный театр с Петрушкой, в деревнях - кулачные бои по воскресеньям и праздникам.
  В городе же  театр был единственным зрелищным видом искусств.
   Основные российские публичные театральные труппы входили в состав императорских (Московская и Петербургская). Постепенно появлялись и частные труппы.
   Императорская семья регулярно посещала все спектакли Петербургской императорской труппы, и не только сами премьеры. Нередко представители императорского дома бывали и на репетициях. Все они хорошо знали артистов, да и те тоже были знакомы и с императорами, с их семьями  и приближёнными придворными сановниками.
  Знакомство Анны Кузнецовой со вторым сыном императора Николая I -  великим князем Константином Николаевичем  произошло в 1860-х годах, когда юная балерина появилась на императорской сцене.  С 1868 года их отношения приобрели семейный статус.  К середине 70-х годов у них уже была семья с детьми, собственный дом на Английском проспекте, дача в Павловске рядом с великокняжеским дворцом и много другого совместного имущества.
"В конце концов, любящая семья должна уметь прощать"
(Марк Олсен)
   Константин Николаевич  был официально женат на пятой  дочери герцога Йозефа Саксен - Альтенбургског Александре Фридерике Генриетте. (5) 16-летняя принцесса была так хороша собой, что Великий князь, увидев её, несмотря на то, что она  приходилась ему троюродной сестрой, потерял голову.
"Она или никто",  - заявил он своим родителям.
И те не стали перечить сыну. Осенью 1847 года девушка приехала в Россию и, приняв православие, стала Александрой Иосифовной.
  В 1848 году в Зимнем дворце состоялась свадьба, на которой все присутствующие, затаив дыхание, следили за невестой, которая, по воспоминаниям современников, была "изумительно красива" и "похожа на портреты Марии Стюарт".
  Эффектная внешность Александры Фёдоровны была её главным козырем, который закрывал недостатки воспитания и образования. К её выходкам и бережливости относились как к шалостям ребенка, которые у окружающих вызывали лишь лёгкую улыбку. Даже хриплый гортанный голос, который так не подходил к внешности, не способен был испортить приятное впечатление, которое она производила.
  Муж первое время боготворил свою супругу, ласково называя её "Сани" - "моё Солнышко".  Но с годами становилось ясно, что и на солнце есть пятна.
  Так одной из слабостей Александры Иосифовны оказалась склонность к мистицизму и спиритизму. Вместе со своей фрейлиной Марией Сергеевной Анненковой (6) великая княгиня увлекалась столоверчением.*
*столоверчение - верчение стола и его постукивания во время сеанса спиритизма.
   В своих мемуарах фрейлина царского двора Анна Тютчева (7) писала:
"В свои спиритические сеансы Анненкова пыталась вовлечь и великого князя Константина. Александра Иосифовна так много и так часто повторяла свои магнетические опыты, что кончила тем, что с ней сделался выкидыш, и она чуть не сошла с ума".
  Но всё обошлось. Александра Иосифовна родила великому князю шесть детей.
  Другой слабостью княгини, по воспоминаниям историков, были дела амурные. Любвеобильная красавица по некоторым данным увлекалась как мужчинами, так и женщинами. Её дружбе с фрейлиной Анненковой приписывали провокационный характер. Злые языки поговаривали, что во время своего отдыха в Швейцарии великая княгиня оказалась замешана в неприятной истории, которая могла навредить её репутации. Якобы, чтобы замять её, Санни пришлось дать крупную сумму денег матерям девочек 14 и 16 лет.
  А слухи на пустом месте не возникают. Только малейший повод, даже знак внимания - и всё!  О виновности или невиновности Александры Иосифовны рассуждать не нам, только трагедии преследовали её семью одна за другой.
  Так  старший сын, великий князь Николай, совершил кражу  драгоценных камней - трёх бриллиантов  из оклада иконы Богородицы, которой император  Николай I благословил  Александру Иосифовну в день свадьбы. После этого икона стала фамильной ценностью.
  Великий князь Константин Николаевич вызвал полицию, и вскоре бриллианты были найдены в одном из ломбардов Санкт-Петербурга. Поиски привели к человеку, который принёс бриллианты в ломбард -  адъютанту великого князя капитану Е. П. Варнаховскому.
  На допросе 15 апреля он категорически отрицал причастность к краже.
"Я  лишь отнёс в ломбард камни, переданные мне великим князем Николаем Константиновичем", - говорил он в своё оправдание.
  Сам же Николай, присутствовавший на допросе, поклялся на Библии, что не виновен, -  чем, как говорили, усугубил свой грех.
"Я готов, выручая своего товарища Варнаховского, взять вину на себя", - сказал он отцу.
  Красть юный Ники начал ещё в подростковом возрасте. Например, когда подружка, с которой он прогуливался, захотела леденец с лотка, её кавалер его попросту стянул:
  Мари и глазом не моргнула, как Ники подлетел к лотку, отвлёк торговца, схватил незаметным ловким движением горсть леденцов - и был таков.(8)
- Прошу, - сказал он, подходя к Мари.
- Но ведь вы украли!
- Не украл, а взял. У людей всё общее…"
 Психология чисто королевская.
  Император Александр II, взявший дело о краже под личный контроль, подключил к расследованию шефа корпуса жандармов графа П. А. Шувалова. За глаза его называли  "Пётр IV"  за огромное влияние на государственные дела, следователь опытный, жёсткий и дотошный.
  Тот три часа в присутствии отца допрашивал в Мраморном дворце арестованного Николая Константиновича. Однако, никакого раскаяния. Ожесточение и ни одной слезы. Заклинали всем, что у него осталось святым, облегчить предстоящую ему участь чистосердечным раскаянием и сознанием. Ничего не помогло!
  В конечном итоге пришли к выводу, что бриллианты всё-таки были похищены Николаем Константиновичем, а вырученные деньги должны были пойти на подарки любовнице князя -  24-летней американской танцовщице Фанни Лир.
   На семейном совете - общем собрании членов монаршей семьи - после долгих дебатов (как варианты предлагались: отдать в солдаты, предать публичному суду и сослать на каторгу) было принято решение, которое всем, казалось, наносившее минимальный вред престижу царской семьи: признать великого князя Николая душевнобольным. Правда, доктора, которые осматривали молодого человека, патологии не нашли, но заключение составили округло:
"Не замечается признаков какой-либо, ясно определившейся душевной болезни, но Его Высочество находится в том болезненном состоянии нравственного растления, которое предшествует развитию многих душевных болезней".
  Николаю Константиновичу было объявлено фактически два приговора. Первый - для публики - состоял в признании его безумным. Из чего следовало, что отныне и навсегда он будет находиться под стражей, на принудительном лечении, в полной изоляции. Смысл второго приговора - семейного - состоял в том, что в бумагах, касающихся Императорского Дома, запрещалось упоминать его имя, а принадлежавшее ему наследство передавалось младшим братьям. Он также лишался всех званий и наград, его  вычеркнули из списков полка. И не только. Николая выслали из Петербурга и обязали  жить под арестом в том месте, где ему будет указано. Правда, сохранилось содержание, как великого князя - 200 руб.в год.
  Николая гоняли по стране семь лет, за это время он побывал и на Украине, и под Владимиром, и в Оренбурге. В Оренбурге он тайно женился на дочери местного полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Слухи дошли до Петербурга.  Брак был расторгнут через Синод.
  Князя выслали ещё дальше, в Туркестанский край, он осел в Ташкенте.
Его избранница поехала за ним. Их союз долгое время  оставался гражданским, но потом они смогли его узаконить. К этому времени Николаю Константиновичу уже было дозволено именоваться князем Искандером - он сам выбрал эту фамилию. Надо думать, вдохновлялся он не любимым псевдонимом Герцена, а "Искандером двурогим" -  Александром Македонским.
  Фанни Лир выдворили  из России с запрещением когда-либо сюда возвращаться. С Великим князем она больше никогда не встречалась. Умерла 7 мая 1886 года в нищете от чахотки.
  В середине 1890-х князь Искандер создаст вторую семью - с 15-летней дочерью местного казака Дарьей, но и первую не бросит. Говорят, он не раз появлялся в обществе с обеими дамами, Александрой и Дарьей. А потом женится ещё раз и опять по любви.
  Князь Искандер, занимаясь хлопком, стал фантастически успешным предпринимателем, причём его "казённое содержание" было лишь стартовым капиталом. В последующие годы Николай Константинович будет тратить на благотворительность гораздо больше, чем ему выдавало государство. Так он построил пол-Ташкента: театр-цирк, клуб, несколько училищ, больницу, дом престарелых и даже публичный дом.
  Кроме того,  способствовал ирригационному строительству в Средней Азии.  В  годовщину 300-летия Дома Романовых, в 1913 году в Голодной степи  был открыт Романовский канал.
  Отречение императора 2 марта 1917 года  князь Искандер  воспринял с восторгом: поднял красный флаг над своим домом и отправил приветственную телеграмму Временному правительству. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский лично знал Николая Константиновича по Ташкенту, так как почти 10 лет они жили по соседству.
   Вскоре после Октябрьской революции и установления в Туркестане советской власти 14 января 1918 года Николай Константинович Романов скончался на даче под Ташкентом от воспаления лёгких. Ему было 68 лет.
  Но это будет позже. А пока...
  После скандальной истории со старшим сыном  Александра Иосифовна долго не могла прийти в себя. Она верила, что икона охраняет её очаг, и опасалась за будущее. Действительно, страхи  подтвердились, её семейное счастье вскоре кончилось.
  В  возрасте 16 лет от менингита умер младший сын Великого князя и Александры Иосифовны - Вячеслав.
Мальчик с раннего детства отличался слабым здоровьем, часто болел.
  Вячеслав Константинович проявлял немалые музыкальные дарования.
Запомнился всем, кто его знал, очень милым и приятным в общении человеком. Обладая высоким ростом, он как-то в шутку сказал:
"Когда я умру, мой  гроб застрянет в дверях Мраморного дворца".
  Так оно и случилось 15 февраля  1879 года.
"Трагедия не в том, что любовь проходит. Трагедия - это любовь, которая не проходит"
(Ширли Хаззард)
   Через тридцать лет замужества Санни поняла, что искренне любивший муж теперь не питает к ней никаких чувств. Она узнала, что Великий князь давно в любовной связи с танцовщицей Санкт-Петербургского театра  Анной Кузнецовой и у них  5 детей.
Супруг сам рассказал об этом  и призвал "соблюдать приличия".
  Александра Иосифовна оставила Петербург и переехала в Павловск, где коротала безрадостные дни. В столицу она приезжала лишь зимой. Возможно, что разговоры о её любвеобильности были лишь злейшими слухами и их распускали по попустительстве Великого князя?
 Свою любовь к неверному супругу  Александра Иосифовна сохранила до конца дней. Она продолжала проживать в императорском дворце в покоях своего официального мужа.
"Тяжело потерять не самого человека… тяжело побороть в себе привычку того, что он был твоим… тяжело смириться с тем, что ты вдруг исчез из его жизни и он не нуждается в тебе как это было раньше…
("Жемчужины мысли" автор не указан)
  Сам же Великий князь жил с новой женой. Как и сейчас,  в XIX веке были гражданские браки.  При русском дворе это не  было чем-то ужасным -  ни церковью, ни властью, ни окружающими не воспринималось как великое грехопадение, что следует считать важным моментом в становлении российского гражданского общества.
   Россия, ещё к XVII -XVIII веку избрав европейский путь развития, тем самым переняла не только европейские технические новшества, но систему ценностей, в том числе уважение к человеческой личности.
  Правда, все эти ценности, позволившие России к XIX веку стать в один ряд с другими европейскими государствами, касались только столиц - Санкт-Петербурга и Москвы, вся остальная огромная российская территория к середине XIX века ещё не была включена в эту общественную жизнь, и само понимание гражданского брака и свободной любви, основанной не на церковных ритуалах, а на чувствах и чести, в провинциальной России того же времени не могло восприниматься адекватно людьми, живущими по средневековым традициям прошлого. Примером тому может служить пьеса "Гроза", написанная  А. Н. Островским в 1859 году. (8)
   Александр Николаевич  осмелился заглянуть за железные ворота самодуров, описать их нравы, жизненные устои, быт. Автор с ненавистью в душе рассказывает о тех, кто унижает и оскорбляет человека как личность. Островский верил, появятся люди, которые станут "лучами света" и изменят жизнь в лучшую сторону. И будут люди летать, как птицы, пусть нет у нас крыльев, но на самолётах, точно, а особенно в свободных  мыслях и чувствах.
"Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить"
(цитата из пьесы "Гроза")
  При этом необходимо учитывать, что официально гражданские браки тогда ещё юридически не признавались. Это всё достанется революционному ХХ веку, когда  под напором новых требований времени  чудовищно отставшая правовая система будет сметена.
 Но любовь не признаёт законов... Любовь бывает разная: страстная, трепетная, неразделимая, беспощадная, жадная и конечно не разумная.  Любовь не рождается мгновенно. Сначала  возникает только желание, страсть, влюбленность. Люди, которые не могут отличить любовь от желания, обречены на страдания. Вспомните роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина", о слепой безрассудной любви,  подчинённой только  голосу сердца. (9)
"Любовь умирает. Величайшая трагедия жизни состоит не в том, что люди гибнут, а в том, что они перестают любить"
(С. Моэм)
  Анна Иосифовна Кузнецова была на 20 лет моложе  Константина Николаевича. Скрывать свою новую семью великий князь не стал. Он, не стесняясь, выезжал со своей пассией отдыхать в Крым и выходил с ней в свет, представляя свою фаворитку знакомым со словами:
"В Петербурге у меня казённая жена, а здесь - законная! "
  Константин Николаевич даже хотел узаконить свои отношения с Анной, но ему не позволил император.  Александр III относился к поведению "дяди Коко" резко отрицательно, видимо потому, что его отец,  Александр II,   долгие годы жил с княжной Долгоруковой. К тому же он относился к дяде с подозрением, считая его вольнодумцем и участником одного из покушений на жизнь отца.
  С приходом к власти, он отстранил дядю от дел. Однако, балерину Кузнецову и детей, которых она родила от великого князя, обижать не стал. Он пожаловал им фамилию "Князевы" и отчество "Константиновичи", а также  потомственное  дворянство. Правда, когда это произошло, из пятерых детей в живых остались только две дочери  - Марина и Анна. Трое сыновей князя скончались, при чём двое из них в один год  -  в 1886.
  В 1889 году Константина Николаевича хватил удар: у него отнялись правая рука и нога, он почти потерял дар речи. В таком состоянии Великий князь  прожил ещё несколько лет. Александра Иосифовна, его  "казённая" жена, .=несмотря на давний конфликт, в качестве сиделки неотлучно находилась при нём -  свой долг она исполнила до конца, ухаживала за ним до самой смерти.
 Сохранилось  воспоминание, которое оставил в то время Александр III:
"Поехали в Павловск к тёте Санни, и к нашему удивлению, дядя Костя пожелал нас видеть. Мы нашли его мало переменившимся. Он очень, по-видимому, обрадовался нас видеть, несколько раз обнимал и принимался плакать, а когда мы прощались, он вдруг вскочил и непременно хотел проводить нас до дверей. Говорить он ничего не может, правая рука и нога совершенно без движения, и вообще он делает страшно тяжёлое впечатление".
  13 января 1892 года  Константина Николаевича Романова не стало. Александра Иосифовна пережила его на 19 лет. Она умерла в июле 1911 года  в возрасте 64 лет. Её похоронили в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости рядом с супругом.
"Если я правильно понимаю, вдовство женщины почти всегда является прямым следствием смерти её супруга"
(Альфонс Алле)
 На сцене Анна Кузнецова прослужила до 1876 года.  Список её ролей установить так и не удалось, да и зачем? К  этому времени она хотя и не венчалась, но официально принималась как  супруга Великого князя Константина Николаевича.
  У них был собственный дом в Петербурге, расположенный по адресу: Английский проспект, 18 - в то время роскошный особняк. Здание существует и поныне, правда, уже не такое  роскошное. В архивах  сохранилось  запись: дом   с участком земли 29 января 1876 года приобрела в частную собственность актриса Императорских Санкт-Петербургских театров Анна Васильевна Кузнецова
  В марте 1876 года она взяла кредит в Городском Кредитном обществе на перестройку одноэтажного дома. Через 5 лет, в январе 1881 года  кредит был полностью погашен.
Проект двухэтажного особняка был заказан известному петербургскому архитектору Ивану Ивановичу Шапошникову, отцу будущего религиозного и эзотерического философа Елены Рерих. (10)
  Перестройкой здания руководил военный инженер,  инженер-капитан  Алексей Николаевич Чикалёв. Чикалёв служил в Морском ведомстве и состоял членом Правления Адмиралтейского и Балтийского судостроительного и механического заводов.  Генерал-адмирал Константин Николаевич часто инспектировал военные укрепления южных приморских городов России.(11)
 В частности, летом 1861 года великий князь Константин Ни­колаевич находился в плава­нии из Николаева в Севастополь и обратно, а потом из Севастополя в Одессу на паровой яхте "Тигр". В Севастополе великий князь  бывал неоднократно и по другим поводам. Так, осенью 1864 года Константин Ни­колаевич при посещении Севастополя наблюдал за началом строительства в центре города на вершине холма величественного собора Св. Владимира. (12)
 В конце 1872 года на завершающей стадии возведения собора, посетивший Севастополь великий князь Константин Ни­колаевич даже внёс предложения по исправлению опорных конструкций, которые были учтены строителями после утверждения Морским техническим комитетом.
  Там, в Севастополе, великий князь неоднократно встречался с военным инженером с Чикалёвым, который  занимался сооружением в порту сухих доков. Особенно близким их сотрудничество приходится на середину 1870-х годов. 28 июня 1875 года глава Морского ведомства Его Императорское Высочество Генерал-Адмирал Константин Приказом № 82 назначает капитана Алексея Чикалёва старшим строителем Санкт-Петербургского порта. Тогда же Константин Ни­колаевич приглашает Чикалёва для выполнения ряда работ в своё павловское имение под Петербургом, где хозяин Павловска выделил около 8 десятин земли для строительства Магнитной и Метеорологической обсерватории, которую высочайше решено было учредить при Главной физической обсерватории.
Уже осенью 1876 года особняк был готов, всё было предусмотрено: в доме были три ватерклозета (один обыкновенный и два улучшенного устройства), две ванные комнаты. Мебель была приобретена на сумму в 9 тысяч рублей, изнутри помещение украсили фарфором, мраморными скульптурами и картинами. На втором этаже в кабинете великого князя расположили большую библиотеку, а для Анны Васильевны обустроили изысканный будуар.
  Через несколько лет, осенью 1892 года, у этого дома появится новая хозяйка - Матильда Феликсовна Кшесинская. Позже в своих  мемуарах она так описывала  дом: 
" Особняк был двухэтажный, прекрасно обустроенный, с вместительным погребом. За домом находился небольшой сад, окружённый высокой стеной. В глубине виднелись хозяйственные постройки, конюшня и сарай...При переезде я переделала только спальню на втором этаже, а всё остальное осталось прежним. Электричества тогда ещё не было, и дом освещался керосиновыми лампами разных форм и размеров".(13)
"Жизнь - это то, что люди получают, не выражая благодарности, пользуются без раздумья, передают другим в беспамятстве и теряют, сами того не замечая" (Вольтер)
   1881 год оказался для Константина Николаевича роковым. 1 марта был убит император Александр II. С его гибелью закончилась эпоха либеральных реформ, которые могли привести Россию к конституционной монархии. При новом императоре Александре III великий князь оказался не у дел, был отстранён почти от всех занимаемых им государственных должностей. Сам Константин Николаевич с горечью записал:
"Моя политическая жизнь этим кончается, но я уношу с собою спокойное сознание свято исполненного долга, хотя с сожалением, что не успел принести всей той пользы, которую надеялся и желал".
  А вот Александр III либеральностей не желал, не желал и привечать гражданских семей своих родственников. И не удивительно, он  видел  страдания матери, когда отец-император создал другую семью с фрейлиной императрицы. Опасаясь за судьбу своих детей, Константин Николаевич написал письмо с просьбой о помощи своему близкому другу и поверенному во всех делах, управляющему Павловском Константину Петровичу Голенко.(14)
 Новый император Александр Третий властвовал по-своему. Что касается его , то в 1883 году он своей императорской властью повелел СВОИМ двоюродным кузенам и кузинам от дяди Константина и Анны Кузнецовой носить фамилию Князевых - это было почти родственным признанием. Правда, мужские представители семьи этой фамилии носить уже не могли, они умерли маленькими детьми, фамилия досталась сестрам, а те сменили её, выйдя замуж.
   Константин Николаевич и Анна Васильевна вместе переживали смерть своих сыновей: Сергей (1874 - 1875) умер в возрасте 1 года, Измаил (1879 - 1886) - 7 лет, Лев (1883 - 1886) - в 3 года. В живых остались дочери:
Марина (1875 - 1941; муж - Александр Павлович Ершов) и Анна (1878-1920; муж - Николай Николаевич Лялин.
  Анна Васильевна Кузнецова дожила до 1922 года, когда гражданские, незарегистрированные, браки стали признаваться юридическими, правомочными, даже на какое-то время вошли в моду, а официальные браки стали восприниматься символом мещанства. Последние годы она провела в Москве, куда переехала в 1908 году, в доме у Красных Ворот, и в подмосковной Ахтырке в имении С. И. Матвеева, мужа внучки.  Она скончалась в возрасте 75 лет в 1922 году, пережив Великого князя Константина Николаевича на 30 лет.
***
  Хочется ещё раз напомнить фразу Великого  князя  Константина Николаевича:
"…Наша жизнь должна пройти в скромном… труде… для будущего…"

(1) "Фуэте с императором: балерины-фаворитки правителей России"
liveinternet.ru/
(2) Анна Васильевна Кузнецова (15 [27] 01.1844 - 1922) - балерина Петербургской императорской труппы.
(3) Василий Андреевич Каратыгин (26.02.1802 - 1853) - российский актёр-трагик.
(4) Александра Михайловна Колосова, в браке Каратыгина (4 [16].02. 1802 - 7 [19].03. 1880) - ведущая русская драматическая актриса пушкинской эпохи. Дочь танцовщицы Е. И. Колосовой (1780 - 1869).
(5) Великая княгиня Александра Иосифовна, урождённая Александра Саксен-Альтенбургская (26.06.(8.07.) 1830 - 23.06. (6.07.) 1911) -  эрнестинская принцесса, супруга великого князя Константина Николаевича, своего троюродного брата.
(6) Мария Сергеевна Анненкова (6.06. 1837 -  13.07.1924) - фрейлина великой княгини Александры Иосифовны, которая увлекалась спиритизмом. Старшая дочь известного своим авантюризмом и разгульным образом жизни чиновника Сергея Петровича Анненкова (1815 - ?)
(7) Анна Фёдоровна Тютчева (21.04. (3.05.) 1829 -  11 (23).08  1889) - дочь поэта Ф. И. Тютчева, жена И. С. Аксакова, мемуаристка.
(8) "Великий князь Николай Константинович - жизнелюб, женолюбец и вор" читайте на сайте diletant.media.
читайте: "Бесстрашный характер. Мотогонщица Таля из рода Романовых" .
“Быть внучкой великого князя и праправнучкой Николая I – это же смертный приговор. Но семейные фотографии Романовых всегда стояли у нас в доме”.
http://pravoslavie.ru/87448.html?from=mirtesen
(8)  читайте на  сайте: cyclowiki.org/wiki/
Анна Васильевна Кузнецова
(9) "Бывает ли любовь разумной? (Итоговое сочинение (декабрьское))"
Источник: kritika24.ru
(10) Иван Иванович Шапошников (2.06. 1833 - 31.03. 1898) - архитектор, академик архитектуры. Отец религиозного философа Елены Ивановны Рерих (12.02.1879 - 5.10.1955)
(11) "Алексей Николаевич Чикалёв – сподвижник великого князя Константина Николаевича" читайте на сайте: pandia.ru/
(12) Собор Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе — православный храм, место захоронения русских адмиралов и морских офицеров, памятник архитектуры и истории. Собор расположен на Центральном городском холме, откуда его хорошо видно из других частей города.
 Чтобы отличать от Владимирского собора в Херсонесе, собор в Севастополе обычно называется "Владимирский собор - усыпальница адмиралов".
(13) Анна Васильевна решила продать дом, в котором они долго жили; назначили цену - 80 тысяч рублей (не сравнивать с сегодняшними деньгами!). Весной 1887 года роскошный особняк приобрела новая хозяйка Мария Уклеевских.
В 1887 году особняк снова был перестроен по проекту архитектора Ивана Ивановича Шапошникова; 1892—1906 гг. особняк принадлежал балерине М. Ф. Кшесинской; в 1917 г. жил Романовский А. Г., князь герцог Лейхтенбергский; до 27 октября 2017 года там находился   Филиал ОАО "ГУТА-БАНК" в г. Санкт-Петербург (закрылся).
(14) Константин Петрович Голенко (1823-1884) - русский морской офицер, участник Крымской войны, герой Севастопольской обороны, Георгиевский кавалер.