Чадолюбивая салтычиха

Михаил Глибоцкий
               

ВАРВАРУ ПЕТРОВНУ ТУРГЕНЕВУ, мать классика русской литературы Ивана Сергеевича Тургенева,   вздорную некрасивую барыню,  её  крестьяне за жестокость прозвали Салтычихой. И недаром, так как она собственноручно нещадно наказывала всех, кто нарушал домашние правила: прислугу, дворовых девок, сыновей…  Как в православной и богобоязненной Руси выросло такое чудовище?  При этом - личность незаурядная, образованная, Она первой разглядела литературный талант среднего сына Вани.  Знала иностранные языки, любила театр, все годы  жизни  вела свой дневник. Писатель,  прочитав его после смерти матери, воскликнул: «Какая женщина!  Да простит ей Бог всё…Но какая жизнь!».             
       Родилась сия раба Божия в 1787-м году в состоятельной семье через месяц после  земной кончины своего отца. Когда девчушке исполнилось 8 лет, её мать второй раз вышла замуж за холостяка Сомова- человека грубого и жестокого.  Отчим с согласия матери унижал падчерицу Варю, избивал до полусмерти, насиловал…       Когда мать представилась перед Создателем, 16-ллетняя девочка просто сбажала из родного дома, в страшную непогоду прошла 60 вёрст пешком до усадьбы Спасское. Там жил бобылём  её дядя, Иван Иванович Лутовинов. Он прохладно принял беглую сиротку, но не пожалел средств на её образование. Смерть дяди была нелепой и неожиданной. Могучий мужик  умер, подавившись персиковой косточкой!               
      А многострадальная сиротка, Варенька Лутовинова вдруг сделалась владелицей огромного состояния, сделавшись богатейшей невестой Орловской губернии. Только - вот беда: жениться на ней никак не находилось. Дело в том, что невеста из неё была никудышняя: невысокая, сутуловатая, большеносая  и крикливая. Смуглая, с волосами цвета воронова крыла. Она лихо держалась в седле, пила пиво в кабаке, икгала с мужчинами в бильярд вместо того, чтобы вышивать крестиком абы гладью на наволочках цветы, и без промаха стреляла из карабина.  Свою дворню она держала в ежовых рукавицах. Ну кто такую возьмёт в жёны?  Но и богатая Варвара Петровна была не из тех, кто покорно ждёт подарков от  судьбы-злодейки. В 1815-м году в Орле стал на постой  гусарский полк. Среди бравых вояк был молодой красавец  Матвей Муромцев – будущий  владимирский вице-губернатор. Этот чиновник оставил воспоминания о том, как его чуть не взяла в плен некрасивая Варя Лутовинова.  От её настойчивых ухаживаний  гусар сбежал тайком из её имения, изорвав вечером в клочки купчую на Елецкое имение и 500 душ крепостных.       
       Какое унижение для богатой невесты!. Ей уже стукнуло тридцать, когда в Спасское совершенно случайно заехал сын помещика-соседа, поручик-кавалергард Сергей Николаевич Тургенев. Нежданный гость был удивительно хорош собой. С тонкими, нежными чертами лица, синими глазами с поволокой.   Жених был на  5 лет  моложе, но она с радостью приняла предложенные им руку и сердце. Женившись, Сергей Николаевич вышел в отставку и обосновался  в усадьбе  богатой супруги. У Тургеневых родились подряд три сыны: Николай, Иван и Сергей.  Но семейное счастье к ним не пришло. Расчётливый Сергей Николаевич не любил некрасивую жену, изменял ей. А она взяла моду вымещать свою боль на бесправных слугах. Могла пороть кнутом подряд всех садовников  за сломанный тюльпан, приговаривая: -«Хочу – казню, хочу милую». И послушания требовала беспрекословного. Вероятнее всего, такие слова говорил ей жестокий отчим, когда избивал падчерицу. Недаром русский классик Иван Тургенев характером своей матери наделил самодурку-барыню из рассказа «Муму».               
          Но внешняя жизнь в усадьбе Спасско - Лутовиново была блистательна и вызывала  у соседей зависть. В барском доме устраивались балы, маскарады и театрализованные представления. «чадолюбивая  Салтычиха»  не жалела средств на образование детей. В 1833-м году  средний сын поступил на словестное отделение философского факультета Московского университета. После его окончания закрепил полученное образование за рубежом. Сама же барыня разочаровалась в семейной жизни и ещё при жизни мужа  родила ему от домашнего врача Андрея Берса внебрачную дочь Варвару Богданович - Лутовинову.  Не обошлось и без чуда в этом деле -  домашний эскулап был, оказывается, женат и имел в законном браке дочерей, одна из которых, Софья Львовна, стала по возрасту лет деятельной женой  великого графа, Льва Толстого. Не будь при нём этой женщины, мир никогда не узнал бы об этом писателе, а его неразборчивые рукописи романов и повестей так бы остались не переписанными и не изданными.  (Тоже самое надо сказать и о жене Ф. Достоевского.)               
        Варвара Петровна овдовела 30 октября 1834 года. На похороны некогда обожаемого супруга Сергея не приехала из-за границы, а вернулась только через полгода, когда умер от болезни младший сын Сергей.  Внебрачную дочь Вареньку барыня оставила жить в усадьбе как сиротку. Баловала её, наряжала. А вот надгробие покойному мужу решила не делать. –«Ему в могиле ничего не надо!- сказала эта бессердечная женщина. Зато она безумно любила сына Ивана. Эта любовь была тиранической, жестокой, яростной и какой-то  устрашающей.   –«Иван- моё солнце. Когда оно закатывается , я ничего больше не вижу, не знаю, где нахожусь», - писала  «чадолюбивая Салтычиха» сыну. И тут же угрожала любимцу: если  ты не напишешь мне  сейчас же письма. Я буду пороть слуг. Ну не шантаж ли шизофренички?  Варвару Петровну так называли за её жестокий и вздорный нрав.  Чуть что – порола самолично  за «неправильный взгляд». А однажды она в злобе отменила праздничный колокольный звон и один из главных праздников Православия – Светлую Пасху! В другой раз заставила попа  прилюдно исповедоваться. И все  кощунства сходили греховодницы с рук. Ей не указ была ни полиция, ни Орловская епархия Русской Православной церкви.      Умерла Варвара Петровна Тургенева 16-го ноября 1950 года в Москве в возрасте 62-х лет.  Однако,  на могильном камне её написано: «Жития  ея было 70 лет».  Словно в награду за её зверства над  крепостными крестьянами тиранка похоронена в некрополе Донского монастыря, недалеко от могилы Салтыковой Дарьи Николаевны,  настоящей и бездетной Салтычихи!