Избегание сложных задач

Александр Иванович Алтунин
Большинство людей живет по принципу «решай только те задачи, что можешь решить». Это начинается еще в дошкольном периоде, особенно, если такую тактику проводят родители ребенка. Проявить же собственную инициативу и решить вместо одной задачи, например, две или вместо простой второй задачи что-то сложнее – это приходит в голову только тем детям, у кого имеется врожденное обостренное честолюбие. Наиболее естественно задатки честолюбия передаются детям от честолюбивых родителей. Современный мир отличается особенно выраженной увлеченностью упрощенным рационализмом. Это, когда при планировании каждого, даже самого незначительного усилия ума, души и тела предполагается вполне конкретная и ощутимая моральная или материальная польза.

Если же таковая не предполагается вообще или ее вероятность весьма символична, то решение по практическому воплощению задуманного принимается отрицательное. Кроме всего прочего, «аналитик» исходит еще и из того, чтобы результат был получен как можно быстрее. Чем больше временной интервал между совершением усилия и получением окончательного результата, тем меньше энтузиазм человека по принятию решения. В детстве, отрочестве и юности человеку не приходится принимать большого числа решений по действительно сложным и важным вопросам (с точки зрения жизни в целом). Поэтому со временем вырабатывается тактика поведения по избеганию личных усилий по пустяковым или неперспективным поводам. В молодости, когда жизнь ставит перед человеком достаточно часто большие проблемы, невольно срабатывает уже приобретенная привычка уходить от «лишнего» напряжения ума (и особенно души). В результате на уровне подсознания рано или поздно возникает и постепенно усиливается страх больших и сложных вопросов.

И когда они все же возникают на горизонте, то человек впадает то в растерянность, то в паническую импульсивность, то в состояние прострации, когда реакции на многие внешние раздражители, в том числе наиболее простые, бывают совершенно неадекватными. Человек мечется там, где необходимо хладнокровие и выдержка или погружается в пассивную отстраненность от жизни там, где реально нужны хотя бы самые простые, если не элементарные усилия.

То, что другие легко и непринужденно решают такого рода задачи человек начинает объяснять особой степенью их индивидуального везения, а не тем, что они спокойно и трезво анализируют очередную задачу и в последующем достаточно логично решают ее. Человек начинает считать, что жизнь к нему несправедлива и слишком лояльна к тем, кто гораздо хуже него. И поэтому в значительно меньшей степени заслуживает такой лояльности. Постоянный душевный дискомфорт такому «аналитику» обеспечен. В результате чего со временем происходит мощное душевное очерствение и ожесточение. Ревность и зависть к чужим успехам и удачам буквально изматывает «аналитика», превращая его в злобное и агрессивное существо.