Зависть

Александр Иванович Алтунин
Наше общество изначально разделено на большие и весьма различные слои населения: рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, чиновники, работники бизнеса. Поэтому не требуется сложных логических построений для понимания того, что реальных возможностей для личностного и социального роста у человека, родившегося в крестьянской семье, гораздо меньше, чем у человека из интеллигентной семьи. Сам факт рождения в той или иной семье еще не является всеопределяющим фактором и жестко регламентирующим моментом: и в крестьянской семье рождаются таланты, а в интеллигентных семьях - посредственности. Но вот возможностей для реализации задатков способностей и талантов в первом случае будет существенно меньше, чем во втором. Понятно, что сын банкира, скорее всего, будет чувствоваться себя гораздо увереннее, чем сын учителя.

Анализируя современное общество, можно выстроить несколько иерархических лестниц: экономическую, интеллектуальную, духовную, психологическую, философскую, эстетическую и т.д. И по каждому из этих критериев людей можно будет разделить, как минимум, на три группы: с высоким уровнем, со средним, с малым. Как показывает жизнь, человек родившийся в семье с высоким материальным уровнем, имеет выше шанс сохранить свое хорошее материальное благополучие, чем человек, родившийся в семье рабочих и госслужащих.

Хотят этого люди или нет, но на процессы расслоения общества они в одиночку никак не могут повлиять. Подавляющее большинство бедных семей так и остается бедными. А богатые – богатыми. Как бы не был благополучен человек с материальной или интеллектуальной точки зрения, всегда найдется кто-то, кто значительно превосходит его по этому параметру. Человек с хорошим уровнем духовности будет спокойно относиться к чьему-либо превосходству как в плане способностей и талантов, так и относительно материального и социального параметра. Но проблема в том и заключается, что, во-первых, социальная политика нашего государства совершенно безразлична к основной массе населения. А, во-вторых, наличие духовности – это исключение из общего правила, а никак, к сожалению, не правило.

Примерно восемьдесят-девяносто процентов населения имеет низкий уровень духовности. Поэтому ни о каком спокойном отношении к чужому превосходству речи и идти не может. Первая мысль, которая появляется в уме бездуховного – это зависть. Зависть состоит из нескольких частей: восхищение чужим благополучием, угнетенность собственным неблагополучием или символическим благополучием, раздражение от осознания столь значительного неравенства (не зависимо от того, логично оно или нет). Нередко к этим моментам добавляется стремление в максимальной степени обесценить личность благополучного человека, чтобы доказать самому себе и некоторым окружающим, что это благополучный человек не заслуживает своего благополучия. Иначе говоря, богатый не заслуживает своего богатства, умный – своего ума, красивый – своей красоты и т.д.

Зависть – это деструктивное чувство и оно свойственно не только тем, кто в значительной степени обделен жизнью или государством, но и тем, у кого уже есть достаточно конкретный уровень благополучия. Так, многие, имеющие одноэтажную дачу, завидуют тем, у кого она двухэтажная. А последние завидуют тем, у кого она трехэтажная. А эти завидуют тем, у кого не дача, а целый дворец. Но даже те, у кого дача напоминает дворец, завидуют тем, у кого имеются настоящие замки в той или иной европейской стране. И даже владельцы замков продолжают завидовать тем, у какого замок расположен в более престижном месте. Когда человек добровольно впускает в себя злого духа зависти, то, как бы сильно хорошо ему не было, он до конца своей жизни не сможет избавиться от этого чувства. Которое, как неутомимая жажда, сжигает человека изнутри, словно он вместо обычной пресной воды пьет морскую. И каждый глоток только усиливает чувство жажды, ни на минуту не принося облегчения.

Существует выражение народной мудрости о том, что «друзья познаются в беде». Современная жизнь вносит нередко свои коррективы в прежнюю философию жизни: «истинные друзья познаются в радости». Ибо,  только настоящий друг может разделить большую радость другого человека, его особый успех или достижение, находку или обретение, престижный подарок от людей и от Жизни.
Есть вообще любимчики фортуны, которым почти постоянно везет и в картах и в любви. Соревноваться с ними – это изначально бессмысленное, вредное и опасное занятие. Обычный человек не в состоянии своими собственными усилиями превратиться в любимчика фортуны, если до этого момента он им не являлся. Как и сделать так, что кто-то перестанет быть  этим любимчиком. На самом деле, мало кто знает и понимает, что статус «любимчика» - это весьма изощренное искушение человека, которое подавляющее большинство людей не выдерживают. В девяносто девяти процентам случаев у таких любимчиков фортуны идет интенсивная нравственная деградация, которая создает со временем постоянный и выраженный душевный дискомфорт, вызывает потерю смысла жизни, что воспринимается очень неприятно и даже болезненно.

Собственно, большинство завидующих, как и те, кому они завидуют, не знает и не понимает того, что благополучие в любом из выше перечисленных аспектов – это большая и серьезная ответственность перед самим собой, перед обществом, перед Жизнью, перед Высшими Силами. Эта ответственность требует от человека совершенно особой многогранной политики к своему благополучию, которой не только надо учиться пользоваться, но и использовать в совершенно иных целях, нежели оно чаще всего используется. Да и жизнь человека должна иметь особую цель и содержание, соответствующие вечным и универсальным законам Жизни.