Амбиция вместо уважения к себе

Александр Иванович Алтунин
Самолюбие – черта необходимая, но его польза имеет место только в том случае, когда человек соблюдает чувство меры. А чувство меры – это уже не столько психологическая, сколько духовная категория, присущая, в лучшем случае, десяти процентам людей. Вот и получается, что адекватное самолюбие есть только у одного человека из десяти. У одних людей жизнь самолюбие основательно придавила и поэтому оно слабо развито. А у других от вседозволенности в детстве или ожесточении от дыхания суровой прозы жизни самолюбие чрезмерно развито. И из обычного качества переходит в явный не только психологический недостаток – амбицию, но еще и порок с духовной точки зрения – гордыню. Которую всегда можно объяснить, но никогда – оправдать. Уважать себя не только можно, но и нужно. Но величина этого уважения  должна соответствовать реальному комплекту достоинств и добродетелей. Если быть еще точнее, то тому, насколько человек сам сознательно и целенаправленно развил их в себе.

А то, что мы видим в действительности? Человек не в состоянии решить житейскую задачу даже среднего уровня сложности, а считает себя особенно умным, если не мудрым человеком. Амбициозная личность нередко позволяет себе хотя бы небольшие (часто не только небольшие!) авантюры и интриги, но считает себя человеком благородным и порядочным. Амбиция в большинстве случаев делает человека равнодушных к чужим проблемам и неприятностям, страданиям и переживаниям, неудачам и поражениям, но в то же время такой человек считает себя хорошим и добрым, если не самым замечательным. Амбициозный человек во всех своих неудачах и проблемах винит окружающих, полностью отрицая какую-либо собственную ответственность. Но при этом считает себя самостоятельным и самодостаточным человеком. Никаких реальных способностей и талантов не развил человек в себе, но требует отношения к себе как к оригинальной личности. Никаких крупных житейских или творческих достижений не имеет, но считает себя масштабной личностью, к которой следует относиться с особым почтением. Ведет произвольный и бесцельный образ жизни, но уверен, что является опытным в жизни человеком. Мировоззрение состоит, как правило, из отдельных редких фрагментов жизненных истин. Но относится к себе как к одухотворенному человеку. Дела делаются без особого трудолюбия и добросовестности. Но попробуй кто-то сказать амбициозному человеку о том, что он не является деловым… Большинство взглядов и представлений, принципов и убеждений слепо скопированы от других людей, но живет в человеке громадная претензия на особую оригинальность.

Проблема, по большому счету, заключается в том, что адекватно оценивают себя не более 1/10 людей. А буквально две трети имеют о себе объективное представление на 1/4-1/5 от всей своей личности. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев посредственная личность считает себя талантливой, а реально талантливая – чуть лучше посредственной. Вот такие логические и психологические парадоксы. Амбиция отличается от уважения к себе в первую очередь тем, что предполагает весьма лояльное отношение к самому себе и очень высокие требования к окружающим. Но уже в более умеренном варианте.

Уважающий себя человек считает необходимым относиться к большинству окружающих с элементом великодушия и снисходительности. Уважающий себя человек выбирает в качестве эксперта своей личности и жизни наиболее порядочных и благородных, умных и серьезных людей. И предельно чутко и внимательно относится к их даже самой нелицеприятной критике. Да и уровень собственной самокритичности у него достаточно высокий. А у амбициозного человека во главе угла самовлюбленность и самоуверенность, максимализм и категоричность, язвительность и саркастичность. Уважающий себя человек обладает выдержкой и терпением, а амбициозный отличается эмоциональной неуравновешенностью даже во второстепенных вопросах жизни, не говоря уже о главных и фундаментальных. Уважение к себе предполагает доброжелательность к окружающим не только по форме, но и по сути. А амбициозность – это одна из составляющих эгоизма – элемента нравственной деградации. Уважение к себе базируется,  в первую очередь, на уважении к человеку более умных и достойных. А амбиция подпитывается ложью и лицемерием, а порой и откровенной глупостью наиболее легкомысленных и безответственных людей, мыслящих лишь стереотипно и приземленно, имеющих самый минимальный авторитет.

Уважение к себе предполагает наличие собственной точки зрения, не зависимо от того, в общении с кем она проявляется. А амбициозный человек в общении с сильными мира сего предпочитает лицемерие и угодничество, подхалимство и лживость, изворотливость и раболепство. Чем с большим пренебрежением амбициозный человек относится к тем, кто стоит на социальной лестнице ниже или рядом с ним, тем подобострастнее он ведет себя с теми, кто стоит выше него. Амбициозный человек руководствуется в своем мышлении не важными и универсальными духовными ценностями, а лишь современными сиюминутными модными течениями и тенденциями, взглядами и представлениями.