Воспоминание о моей матушке,

Николай Кладов
Звали мою матушку Надежда Тимофеевна. Фамилия её была по мужу и моему отцу Кладова, а в девичестве она была Тухланова.
Родилась она в крепкой хозяйственной многодетной семье, с детства познала труд по дому и это стало её жизнью на долгие года. Отец её Тимофей человек был строгий, но справедливый. Она потом всю жизнь его вспоминала и уважала.
Человек он был мастеровой и всю жизнь проработал на заводе.

В её жизни был трудной переломный момент. Когда началась война, всех забирали на войну - увозили мужиков на фронт машинами. Как они там сражались и погибали, мы узнали потом. И вот в эту машину, которая должна была ехать на фронт посадили и мою матушку - тогда ей было всего 20 лет.
Как все это можно было пережить девчонкам трудно представить. Ей повезло. Её сняли с машины и отправили учиться на следователя - надо было кому-то работать.

Когда пришло время матушка моя вышла замуж за моего отца Михаила. Тот вернулся с войны. Недалеко в поселке у него жила сестра. Человек он был тихий, не местный, его знали мало. Матери моей говорили, что он выпивает, но она тогда не знала что это такое. Я думала, говорила она,- ну выпивает, ну бывает такое.  Она полагала, что выпивает это по праздникам. А так в доме  у них это было совсем не принято. 

И потом вся её жизнь стала состоять из четырех забот. Первая это забота о детях - их нужно было вырастить и поставить на ноги. Вторая - это работа, на которую она убегала каждое утро, а выходной был был один. Третья забота это её хозяйство.
Своего дома и участка у молодой семьи не было и ей нужно было все это организовать. И появилась еще четвертая забота, которой она не ожидала и не знала, что с этим делать -  это её муж.

Тогда мужчины пришли с войны. Они в трудную военную годину насмотрелись и натерпелись и теперь, когда война закончилось и они остались живы, убедить их что они должны снова претерпевать жизненные трудности было невозможно.
Они хотели заслуженного праздника.

В провинциальном рабочем городке, на берегу большой реки, где они обосновались,
было много разных заведений, где по вечерам собирались мужики и..."за победу!"
Отец мой был известным и фактически единственным в городе художником и  ему не трудно было найти заказы. Оно много работал и дома я часто видел, как он расписывает плакаты к очередному празднику, а Советская власть тогда очень любила
праздники и он рисовал и плакаты и портреты вождей, я помню он рисовал большой портрет Сталина. Делать это он умел, за что его и ценили.
Ну а потом, получив свой заслуженный гонорар, полагалось это дело отметить...

Отец мой любил собак и завел себе большую немецкую овчарку по кличке "Джек" и везде с ней ходил. И вот, когда уже почти ночь, а мужа все нет и нет, в окно раздавался стук: "Надя, иди скорей, твой Миша там лежит, а мы подойти помочь ему не можем - собака не подпускает"
И она в шла и волокла и его и собаку, хотя он на ногах стоять не мог. Но чаще он приходил домой сам, иногда доползал . Нередко, были такие случаи, она рассказывала, что падал он и в мороз и если бы она его не находила - его бы уже не было в живых.

Но худшее было все же, когда он приходил домой из пивнушки сам на ногах  или приносил с собой... тогда он начинал воевать.  Он вдруг вскакивал и ходил в "рукопашную". Что-то кричал. размахивал руками... у него делались безумные глаза. Человек  он был мирный, в жизни никого не только не ударил, но даже не обидел. Но тогда этого мать еще не знала и очень его пьяного боялась. Она с нами запиралась в передней, а его это только распаляло, он "выламывал дверь" не понимая почему закрыто...
и мать выпускала меня в окно - бежать за помощью в тёте Шуре - это её старшая сестра и вот я, помню, как часа в четыре ночи вылезал в окно и бегал  по улице через мост, к дому тети Шуры стучать в окно и вызывать её на подмогу. А было мне тогда всего года четыре. Тетя Шура у нас была в отца, женщина решительная и никаких пьяных мужиков не боялась.  Так и жили. Отец то трезвый и рисует, то  пьяный - гуляет.
Потом мы росли, он остепенился и все забылось.

Матушка насмотрелась с ним всякого. Он обычно ничего не помнил и не верил тому, что она рассказывает про его пьяные выходки и даже злился, что такое про него говорят.
"Не может этого быть!Ты всё выдумываешь" часто слышал я в доме, когда у него кончались "боеприпасы" и он сидел тихий и смирный, а мать ему все выговаривала.

Досталось ей и при строительстве дома. Они взяли ссуду в банке,чтобы купить дом и поставить его,но вышла история. Однажды её встречает заведующий сбербанка, где они заказали ссуду и говорит: "Я ведь пред Вами сильно виноват, Надежда Тимофеевна".  " В чём?" - удивилась она.
Ту ссуду, ту что вы заказали, я выдал вашему мужу - Мише, все семь тысяч.

Матушка моя так и ахнула. "А я то думала, - говорила она , - что это он гуляет и  гуляет! Она так говорила: "Гулят и гулят".  Ладно не успел он все спустить.
Дом поставили. От дома был только сруб и отец сделал и пристрой и кухню и крыльцо и сарай и, я помню, как крыли шифером крышу и ставили две печки. И забор надо было поставить.
Хозяйством он занимался, но не очень охотно. Особенно он не любил копаться на огороде, хотя яблони на рождение сына- посадил. Сад у нас был хороший. Особенно одна вишня.
Ягоды на ней были крупные, черно- смолистые с бардовым отливом и очень вкусные. Матушка ходила на пристань, где останавливались пароходы с туристами и продавала нашу вишню, Так к нам  выстраивалась очередь, хотя торговали многие и выбор был.
Вот так вот матушка и жила: трое детей, хозяйство один выходной и муж, любитель выпить.
 Денег не хватало. А тут еще, как получка, государство навязывало покупать облигации (на что они нужны) так и лежали они пачкой, по сундукам. Долго лежали.

А у матушки каждый год была забота: огород вскопать, картошку посадить, потом окучивать и поливать, а потом собирать и в подпол - зиму семью кормить надо  и все сама - одна. Отец в этом совсем не участвовал.

А кормить она любила. Чего только не варила. И гречку с мясом и пироги и блины и пельмени сами делали. А щи какие из печки! Волга была рядом на столе нередко появлялась рыба.
Жили скромно, но справно. 
А потом я уехал учится, а потом уехал работать по направлению, да далеко уехал.
Только навещал раз в год и объедался местной картошкой. А она своя была вкусная.
Мать знала как ей надо удобрять. Рядом была милиция, там была конюшня. Конная милиция это было важно и они коней перед нам на горе всегда пасли. Мать ходила за удобрением. И еще таскала опилки - рядом была лесопилка.
Я вместо себя оставил ей собаку и это стала её отрада. Она и сама роилась в год собаки при китайскому календарю и это было очень заметно.
Выраженное чувство справедливости. Терпеть не могла врунов и всякое жулье.
Была очень искренней и честной. За что её и уважали. Куда ни придешь с ней все ей кричат: Здравствуйте Надежда Тимофеевна.
Но если я дома, то она меня стерегла, следила за каждым знаком. С тех пор я понял, что год собаки это лучший знак. Все декабристы родились в год собаки.
И она про них собирала книги и читала и нам рассказывала.
И еще она высоко ценила Льва Толстого и это передалось нам. Она говорила, что после Толстого никого читать не могла, казалось, что написан слабо. Кроме Шолохова, конечно. Она вообще очень чувствовала людей. Отличала сразу среди них тех кому можно доверять и тех кому нельзя.  Метода у ней была своя. Если человек глаза прячет или глаза бегают, значит нельзя верить.
Хорошая была матушка, чего говорить.
Потом ей повезло. А может кто и помог свыше.

Я тогда уже переехал и жил недалеко за сто километров в городе, а к ней наведывался,хоть раз в месяц и обязательно к уборке и посадке картофеля. Это очень такое полезное занятие - копать на своем огороде с утра и до вечера.
Устаешь, но силы словно от земли прибавляется. Человек должен жить на земле и пишу добывать в поте лица своего - тогда правильно.
Я продолжу с вашего позволения.
Тогда Президентом в стране стал Медведев и он сразу стал проявлять заботу о простых людях. И тем, кто пережил войну (вдовам участникам войны) выдали большую субсидию на улучшение жилищных условий.
Однажды  к моей матери пришли (фактически с её прежнего места работы) и сказали что ей полагается сумма. Но дадут не деньгами в руки, а безналично и на приобретения жилья.
Она таких денег никогда не видала и все сидела возле печки и повторяла: "Не может быть, это мне такие деньги дадут, не может быть".
Но на деньги (900 тыс) как оказалось квартиру не купишь пришлось брать еще и кредит.
Но квартиру мы ей  в городе все же купили.  Хорошая квартира и рядом.
Первая её реакция была при телефонном разговоре с дочерью "Таня я попала в рай."
Она потом это часто повторяла. "Хочешь горячая вода, хочешь холодная и печку топить не надо, дрова заготавливать"
Это у неё каждый год была целая эпопея - заготовить дрова на зиму.
А потом зимой выбегаешь из теплого дома под сарай и набираешь в руки березовых поленец и бежать обратно. Воспоминания детства - сидеть возле печки и смотреть как горит огонь.