Мы современницы, графиня...

Зера Черкесова 2
илл.:Владимир  Первунинский. Бал.

Две русские поэтессы золотого века русской  поэзии.
Графиня Евдокия Растопчина и Каролина Павлова.
Обе почти не читаются в наше время, хотя вообще читателям русской литературы  эти  имена знакомы. Я дала себе труд почитать обеих. Которая лучше:не решила. Каждая  по своему, что называется, хороша. И увы! Обе порядочно архаичны. Но почитать интересно. Графиня Растопчина была первой "бальной" поэтессой своего времени:не  знаете что это значит? А то, что масса ее стихов посвящена балам и околобальной  жизни Петербурга и европейских столиц. И это отражено в приводимом ниже любопытном образчике стиха-сравнения Каролины Павловой.

Она дает выпуклый образ и своей соперницы,"свободной артистки" и светской львицы Петербурга и европейских столиц, в которых также много времени проводила русская аристократия. И себя:скромной провинциальной москвички, не видавшей света, а стихи  свои представляющей на суд мужу.

Это лукавство, правда:Каролина Павлова тоже была хозяйкой своего  московского Салона, посещаемого многими видными людьми своего времени. Но заключительные  строки отражают скорее  ревность к более богатой и блестящей графине-сопернице-поэтессе. И очень женски-ядовитая колкость. Графиня Растопчина "разъехалась", как тогда называли неофициальный  развод у аристократов, с мужем и вела образ жизни  "свободной артистки" во всех смыслах...Эмансипантка и жорж-зандистка(что звучало  как  почти ругательство, между прочим...), а она не "требует самовольного  житья", как с прозрачным  осуждением называет это здесь Каролина Павлова.
Так что это где-то и  завуалированная едкая эпиграмма.
Почитаем же  и улыбнемся...

 
Мы современницы, графиня,
Мы обе дочери Москвы;
Тех юных дней, сует рабыня,
Ведь не забыли же и вы!

Нас Байрона живила слава
И Пушкина изустный стих;
Да, лет одних почти мы, право,
Зато призваний не одних.

Вы в Петербурге, в шумной доле
Себе живёте без преград,
Вы переноситесь по воле
Из края в край, из града в град;

Красавица и жорж-зандистка,
Вам петь не для Москвы-реки,
И вам, свободная артистка,
Никто не вычеркнул строки.

Мой быт иной: живу я дома,
В пределе тесном и родном,
Мне и чужбина незнакома,
И Петербург мне незнаком.

По всем столицам разных наций
Досель не прогулялась я,
Не требую эмансипаций
И самовольного житья;

Люблю Москвы я мир и стужу,
В тиши свершаю скромный труд,
И отдаю я просто мужу
Свои стихи на строгий суд.

Январь 1847, Москва
Обращено к Е. П. Ростопчиной.
 
-----------------------------------
Ну и краткий ликбез-введение в "веерно-бальную науку", превосходно  известную обеим поэтессам:светской  львице с берегов Невы гр.Растопчиной и "скромнице"-хозяйке Салона провинциальной Москвы Каролине Павловой:

веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";
веер закрывается - "вы мне безразличны";
открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";
веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".
Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба) :
подать верхним концом - симпатия и любовь;
подать ручкой - презрение;
подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

2014г.

© Copyright: Зера Черкесова, 2014

Из моих эссе о поэтах.
Обратите внимание на прекрасную картину современного художника выше, которая называется "Бал". Какая сценка, полная всеобщего ликования! Сколько яркого освещения! Персонажи картины напоминают персонажей Ренуара, особенно ренуаровские картинки. Хотя кисть Владимира Первунинского не назвать такой уж импрессионисткой, а скорее реалистичной в классическом смысле. Но правдива ли картина в историческом плане, реалистичны ли детали?

А подсвечники на балу? Мы все давно привыкли к кино-литературному отображению быта той эпохи до электричества:балы были залиты светом тысяч подсвечников. А теперь в этом появились большие сомнения! Вот о них хотелось бы отдельно.

 http://proza.ru/2022/03/16/1708
Светила ли лампочка в день рождения Ильича?

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/242874.html