Нет хамсы

Харченко Вячеслав
- Это кто?
- Андрюша. Знаменитый.
- И чем он заменит?
- Он из нашей компании собачников только у него нет собаки.
Я посмотрел на своего спаниеля. Спаниель посмотрел на меня. Спаниелю было грустно, а мне недоуменно.
- Как можно быть собачником, не имея собаки. У него раньше была собака?
- Нет, никогда не было.
- Он привечал дворовых собак?
- Никогда не привечал.
- Тогда скажи мне Максим, почему он из компании собачников.
- Потому что он понимает, что такое надо.
Я опять задумался.
- А остальные не понимают.
- Остальные нет.
Я опять посмотрел на своего спаниеля. Спаниель завилял хвостом.
Видимо спаниель, как и Максим понимали, что такое надо.


Рыбы в Севастополе нет. Нет ставриды, нет хамсы, нет барабульки. Вся рыба ушла в Испанию, или Польшу, или Болгарию. Вместо родных патриотических рыбаков она отдалась кафешкам и шалманам западной цивилизации. Ей ближе Рим и Неаполь, Марсель, к чему хамсе Феодосия. Феодосия ей ни к чему. Все бегут, всё бежит и хамса бежит. Еле, еле нашёл полкило ставриды на рынке Севастополя, все пусто, все ни к чему. Но скоро скоро потеплеет и все вернётся, все видимо вернётся, приплывет хамса и барабулька или не приплывет.


В конце января был на выходных в санатории в Алуште. В основном гулял по парку. Было холодно, где-то минус 2 и ветер с моря. Нашёл вольер с павлинами. Все ждал чтобы хоть один распустил хвост. Ни один не распустил. Когда уже собрался уходить, один самец все-таки раскрыл свой зелёный с фиолетовыми глазами хвост. Хотел сфотать, но пока искал телефон, хвост закрылся. Видимо я спугнул павлина. Так что доказательств у меня нет. Мне потом сказали, что сам факт такого действа на моих глазах, уже большая удача.


В сети появились рецепты домашних гамбургеров. Ага, ага. Напиши свой фейсбук за 7 дней. Инстаграм для друзей и близких своими руками.

У супермаркета "Корзина" лежит огромная лохматая собака. Собака сытая, так как перед носом у неё три колечка колбасы, которые она даже не нюхает. Колбасу приметили вороны. Когда вороны слишком близко подкрадываютя к колбасе, собака вскакивает и с лаем разгоняет ворон. На третий раз вороны сменили тактику. Они разделились на две группы и подходят с двух сторон. Собака мечется между двух групп ворон. В конце концов вороны побеждают. Одна группа далеко выманивает собаку, а вторая группа завладевает тремя кусочками колбасы. Разум победил.


Боже, когда наступил тот момент, когда при пожелании мечт и романтики ты лишь вздрагиваешь и говоришь: «Тьфу-тьфу-тьфу».


В последнее время подсел на айкос. Пришел в магазин, а сигарет для айкос нет (хитсы). С трудом нашел две пачки. Подошел к кассе.
- Только за наличные, - сказала мне уставшая продавщица, увидев мою карту.
- Вы на самом деле за наличные или за наличные, - спросил я.
- Только за наличные, - повторила продавщица.
- А онлайн возьмете, - спросила стоявшая за мной молодая женщина.
- Только за наличные, - еще раз повторила продавщица.
Мы с молодой женщиной недоуменно переглянулись.
- Просто отключилось, сегодня воскресенье, звонить некуда.
- И инстаграм отключили, - зачем-то сказала красивая молодая женщина.
Я представил ее отключенный инстаграм. Вот ее дочка, вот ее спортивный муж, вот Турция, они едут на банане по синей глади Средиземного моря, вот фотография еды из ресторана: рыба, пахлава, что-то восточное. Мне стало жаль молодую женщину, к тому же ей не хватило 20 рублей наличными.
Дал ей 20 рублей, из-за этого купил себе лишь одну пачку хитса.


Вживую убедился, что у кошек температура тела выше, чем у человека. Мурчалкин (как его называет Саша) первым полез под оделяло. Хорошо догадался пощупать батареи. Просто упало давление.
Подпись к фото: "Когда котёл выдал ошибку и в квартире неожиданно похолодало".


Понимаете, вся проблема в языке. Когда-то очень очень давно мы утратили язык. Вот включаю телевизор, или читаю газеты, или социальные сети и всё не то. Мы утратили язык. Вся проблема в языке.


Когда начался ковид, я закупил еды на год и сигарет, а сейчас даже не дёрнулся. Странное оцепенение. Такое религиозное. Типа все в руках Божьих. Зашёл правда в супермаркет. Осмотрелся. Вроде все есть. Купил блок сигарет. Долго думал, что делать с небольшим депозитом. Думал, думал, устал. К банкомату не пошёл, в нал не перевёл, просто хмыкнул. У Цвейга описано, как Мария-Антуанета ждала свою казнь. Могла бежать, но не стала. Оцепенение. Удав и кролики. Никогда не понимал философии "понадеяться на высшие силы", а тут как кролик. Ноль эмоций, ноль действий. Громкий крик в начале и оцепенение.


Россия – это Европа. Такая странная, отдаленная Европа, последний форпост между Западом и Востоком. Боевой форпост. Все размышления об Евразийстве из глубины 2022-го года выглядят измышлениями сытых философов, которым было нечем заняться. Мы были Азией всего 300 лет, и это плачевно на нас отразилось. Нынешнее скатывание в объятия Китая, все эти вклады в юанях, карточная система UnionPay выглядят страшно и мучительно. О том, что думает глубинный народ о Китае, достаточно поговорить с жителями Дальнего Востока, а я сам прожил 14 лет на Камчатке.


В Алуште сегодня холодно. Минус пять. Если знать, что это субтропики и у моря, то это очень холодно. Пальмы и кактусы засыпаны снегом, который не тает. Весь день пытался разговаривать с душой. Если знать, что путь к душе законопачен уже полтора века, то это выглядит странно – прямой путь к нейролептикам и антидепрессантам. Коты здесь жирные. На них война никак не влияет. Они кучкуются возле тех столовых, которые открыты даже зимой. Если мне хочется поговорить с душой, значит ли это, что мне на все наплевать. Не знаю. Всегда присутствует мучительная мысль, что антиутопия невозможна, но сама история учит тому, что даже самые процветающие цивилизации могут внезапно обратиться в варварство. Что движет правителем? Вот он принял душ, выпил кофе, почитал газеты (они же тоже читают газеты или что там сводки), пожмурился на солнце за окном, почесал за ухом любимого пса и вдруг поставил подпись под документом и души как ненужные мотыльки разлетелись к чертям, все полетело к чертям. У кого-то из советских фантастов был описан мир, где пятидесятилетних предавали насильственно смерти, чтобы не крали ресурсы и не принимали странных решений. Получается я уже полгода живу взаймы.


Понимаете, вот сейчас, когда границы могут закрыть я понимаю, что был (а был я всего в четырех странах) везде где надо: я был в Греции – колыбели европейской цивилизации, я был в Иерусалиме – колыбели монотеизма и я был в Киеве – колыбели восточной славянской цивилизации. В принципе я всем дышал и все видел.



Вместо Акунина, Лукьяненко и Стивена Кинга утешаюсь Марком Аврелием. Просто невообразимо, сколько людей на земле утешаются Марком Аврелием вместо Несбё.


Полгода назад Саша подарил мне книгу «Стоики». Уже тогда я смотрел на нее с некоторым подозрением. Я ворочался ночью в постели и думал: «Неужели надо к чему-то готовиться». Сейчас же, листая ее страницы, я преисполняюсь радостью, потому что понимаю то, чего никогда не понимал: за любые кратковременные годы мира и спокойствия надо платить. Сенека жил во времена Нерона, как и Епиктет, бывший рабом.