Сюрприз

Исак Модель
БЭЛЛА МОДЕЛЬ
2 ч.  ·




- Белка, шеф срочно требует тебя к телефону!
 Это Галя Войтовецкая, секретарь-референт Льва Наумовича своим низким, почти мужским голосом приглашает меня в его кабинет.
- Что вдруг? Только начала работать…- иду и ворчу.
- Не знаю, но кричит, что срочно.
- Спасибо!
В кабинете, кроме Гали, сидят Володя Цукерман и Володя Волков – оба отложили работу и приготовились слушать. Нужно сказать, что голос  у нашего профессора такой, что трубку приходится держать от уха сантиметров на пять (чтобы не оглохнуть), так что слышимость на весь кабинет.
- Здра… - меня не слушают и не отвечают на приветствие.
- Белка! Срочно бросай всю работу и пулей лети ко мне!
- Да что стряслось-то?
- Давай быстрей!
- Так! Хочу напомнить, что я не девочка по вызову…
- Ты – белка!
- А если и белка, то не летяга! Поэтому быстрый перелет просто отменяется!
- Да что ты сразу колючая-то  такая?
-Ну, извините… Вы где?
- Да дома я.   Зина улетела к Таньке на неделю, Женька со своей Татьяной пионеров  в лагере воспитывают, а я один дома…
- И что у Вас? – Пожар, потоп, погром, потолок обвалился?
- Да нет, слава Богу!
- Просто дяде скучно  одному?
- Да что ты когти-то сразу выпускаешь? Сюрприз у меня для тебя!!!
- Что еще за сюрприз7
- Сахарный!
- Лев Наумыч, бросьте шутить! Что за сюрприз?
- А ты угадай, кто приехал!
- Да откуда мне знать? Как называется Ваш «сюрприз»?
- Сахарный!
- Сахарный… Ленька, что ли?
- Конечно!!!
- И в самом деле – сюрприз! Лет десять не виделись! Только приветы через друзей и знакомых…Так дайте же ему трубочку!
- Сейчас….Нет, сейчас не получится – он в «Гастроном» спустился что-нибудь к столу купить.
- А у него что случилось, что вдруг я понадобилась?
- Да все у него хорошо! Наконец-то,  вырвался из своей Перми,  едет на обсуждение докторской в Питер, в ЛГУ. Его пригласили работать на кафедру общего языкознания, а после защиты под него создают кафедру психолингвистики – ты ведь лингвист, все понимаешь.
- Здорово!
- А что вдруг обо мне вспомнил, да так, что увидеть захотел?
- Так ведь старая любовь…
- Про любовь это Вы прямо сейчас сфантазировали или Ленька что-то сбрехнул?
- В общем, слушай сюда : у меня через час лекция – я уйду на три часа. Целых три часа квартира в полном вашем распоряжении. Так что не  теряй время – не упускай возможность!
- И опять Вы меня с кем-то путаете… Я из другого эшелона! А нашему-Вашему сюрпризу передайте, будьте добры (впрочем,  не сомневаюсь, что он стоит рядом и слушает), мои поздравления, искренние пожелания новых творческих успехов, счастья в личной жизни, горячий привет, воздушный поцелуй и счастливого пути!!! А Вам желаю, как всегда, красиво выступить (уже завидую слушателям) - и до завтра! Пока!
Не успела опустить трубку на рычаг, как услышала Володю Цукермана .
- Ну и сурова же ты, мать!
А Володя Волков так настойчиво:
- Давай колись, что еще за сюрприз такой!
Я, уже выходя из кабинета:
- Это дела давно минувших дней… Сахарный –  фамилия такая. Нас связывала большая и чистая дружба в студенческие, университетские годы. Он был очень незаурядным парнем, умным, наверное, даже талантливым. А, может, мне так казалось..  Вот, старше меня на 5-6 лет, а уже докторская  готова.  Да, мы дружили, и Лев Наумыч, как видите, был в курсе… Ленька был его любимым студентом… Они и теперь дружат…В общем, это старая история…
- Так что ж не поженились? – почти хором спросили «слушатели».
- Возможно, будь он более настойчивым, что-то бы и сложилось, но…как теперь говорят, не срослось! Да нет, просто - герой не моего романа. Об этом, если любопытно, как-нибудь  за рюмкой чая…,
                *         *         *       *     *
Он приехал в сектор часа через два – ни цветов, ни конфет… Неужели ждал, надеялся, что приеду, обиделся, чудак?
Обнялись, расцеловались… Я (вот ведь змеища какая!) не смогла не отметить, что обниматься он так и не научился, ладошки, как и прежде, влажные, а губы мокрые и холодные…Но это про себя. А вслух сказала:
- Да ты практически не изменился! Разве что посолиднел…
- А ты изменилась – похорошела. ..Прекрасно выглядишь!
- Смотри-ка ты! Комплименты научился говорить…
- О тебе не спрашиваю – знаю все! И про мужа, и про сына, и про работу…
- Что, Лев Наумыч да Александра Степановна постарались? Ну и ладно! Тогда - давай о себе!
И он с упоением стал говорить о своей работе, идеях, планах… Не умолкал, пока шли до трамвайной остановки.
- Ну, что? Может, все-таки решишься? (Имел в виду переезд в Питер и работу на его кафедре…)
- Интересно, заманчиво. Спасибо… Можно подумать, но обещать ничего не могу и не буду! Успехов тебе и удачи! Звони, не пропадай!
Наши трамваи шли в разные стороны – ему на вокзал, а мне  и сторону Южной. Как и наши судьбы – в очередной раз.
     *              *          *            *
 Ехать мне до остановки Фрунзе долго, с полчаса примерно. Хорошо, что у окна нашлось свободное местечко.  Села. Задумалась. Почему-то стало грустно. Вспомнились студенческие времена…
Да… Давненько мы знакомы с Леней Сахарным…Я была студенткой-первокурсницей. Косы  с белыми бантиками…А  он – на последнем курсе  филфака УрГУ.
 Его назначили куратором нашей группы. Мы на этих практически выпускников смотрели во все глаза, восхищались…Они казались нам взрослыми,  так много знающими… Просто робели перед ними, стеснялись. Слушали внимательно, почти открыв рты.
Потом как-то освоились, осмелели, шутили, смеялись. Вместе готовили выпуски стенгазет, капустники, номера самодеятельности и проч. Я была бойкой, активной, веселой. С парнями я всегда  чувствовала себя лучше, чем с девчонками – выросла в мальчишеской среде: родной брат , двоюродные братья, их друзья, дворовые пацаны, последние два года училась в мужской школе – парни меня избрали старостой. Наверное, поэтому я не кокетничала, а была с мальчишками на равных Им со мной тоже, как я понимаю, было комфортно. С Леней мы частенько вечерами возвращались домой вместе – нам было по пути. Так как-то и подружились…
По окончании Универа Леню оставили лаборантом на кафедре русского  языка – он начал работу над диссертацией по диалектологии, что-то по словообразованию. Здесь нужно вспомнить нашего преподавателя диалектологии Арсения Моисеевича Пашковского. Старенький, лысенький, полненький, он так славно нас просто влюблял в русские диалекты… До сих пор не забыла эти его «Менный ковш упал на нно, не достану - все онно, и обинно, и досанно, ну да ланно – все онно» или «Чайничек с кгышечкой, кгышечка с шишечкой, шишечка с дыгочкой, а из дыгочки паг идет». С его легкой руки мы и отправились в экспедицию по самым дальним уголкам Среднего Урала  - деревни Вагиль, Усть-Вагиль, Меркушино и проч. Их жители были в центре нашего внимания. Мы знакомились, общались, по  ходу разговора выясняли названия разных предметов, утвари, одежды, все записывали, переносили на карточки, обязательно с транскрипцией и, по возможности, с примерами. Для нас это были первые опыты сбора научного материала. А Леня на этом материале уже писал диссертацию - шутка сказать! Нам было интересно общаться и потом вместе участвовать в составе авторского коллектива (я еще под своей девичьей фамилией) в подготовке в изданию «Словаря говоров Среднего Урала». Иногда он давал мне для прочтения свои статьи – на предмет критики. И получал ее – не обижался, прислушивался, а мне было лестно…
Концерты, кино, театры мы посещали всегда кампанией – из 3-5 девочек и один Леня. Потом обменивались мнениями, спорили, с  чем-то не соглашались… А вот вдвоем мы  на такие мероприятия никогда не ходили. Я думала, что у него есть «дама сердца» - он ведь взрослый мужчина, а с нами он проводит время как куратор. Да, я чувствовала, что он как-то меня выделяет, но относила это на счет моего острого языка и быстрой реакции.
О делах сердечных  я с ним никогда не говорила – для этого у меня была отличная подруга Света, тогда еще Соловьва (потом Макарова). А что касалось его отношения ко мне, то он всегда говорил:
-Ты ведь знаешь, как я к тебе отношусь…
- А как?
- Сама знаешь!
У меня были за время нашей дружбы и поклонники, и кавалеры, и воздыхатели, и претенденты…Но с Сахарным мы этих тем и предметов не касались.
Еще больше мы «сдружились», когда оказались друзьями по несчастью. Я уже была на последнем курсе, прекрасно защитила диплом ( по языку), оставалось только сдать два госэкзамена – один, разумеется, по истории партии, а другой – по литературе, очень объемный и сложный.  И вдруг моего папу прямо с работы увезли на «Скорой» в больницу – обширнейший инфаркт миокарда!!! Никаких утешительных прогнозов не давали. Я была в шоке… Но мама как-то не растерялась, тут же продумала линию нашего поведения, и мы вместе взялись за его поправку и вызволение из больницы. Где-то нам повезло – он попал в отделение профессора Кушелевского,  светилы в области кардиологии.
Основная особенность лечения таких инфарктов состояла в том, что пациент должен был 45 суток лежать на спине без движения – ни сесть, ни встать, ни повернуться на бок. А папа полный, грузный… В общем, мама все 45 ночей провела возле его постели, а дневное дежурство оставалось за мной, следили за ним и нянечки, и медсестры, и даже соседи по койкам. Была и еще одна беда – он на дух не переносил больничную пищу! Только домашняя еда, причем моего приготовления, поэтому я крутилась так,  как сегодня и представить себе не могу! Магазины, рынок, готовка, стирка, уборка…  Квартира абсолютно не благоустроенная. Значит, воды принести (столько же потом и вынести), дрова наруби, печь истопи… Спать было некогда, не говоря уже о том, чтобы как-то готовиться к госам. Хорошо, что больница была практически на расстоянии одной трамвайной остановки от дома, так что я успевала и горячий завтрак приготовить (мама кормила папу и шла домой кушать и спать). Я кормила папу и сидела возле него, потом приходила мама, я срочно летела домой, грела и упаковывала обед, они кушали в больнице, а я неслась домой, чтобы успеть приготовить  горячее на ужин. Потом магазины, мытье посуды (воду надо было нагреть), подготовка еды на следующий день. А надо еще было как-то ухитриться и сгонять на рынок…Вот так полтора  месяца мы и крутились, но отца выходили. Приходилось сначала учиться сидеть, потом стоять, и уж (совсем перед выпиской) делать первые шаги…
Я решила оформить академический отпуск, сдавать экзамены через год. Заскочила в Универ, чтобы узнать, какие документы необходимы, и тут мне Александра Степановна, зав. кабинетом русского языка, и сообщила, что Леня в больнице. Оказалось, что там же, где папа, только двумя этажами выше. Что с ним,  неизвестно, где- то какие-то не то камни, не то песок. Я довольно быстро выяснила, что он в урологии. Когда обход или какие-то процедуры у папы, посетителей из палаты удаляют. В это время я поднималась к Лене и «веселила» его. Дело в том, что врачи хотели избежать операции, они предложили такую методу лечения: много пива, теплая, почти горячая ванна и потом прыжки по лестничным ступенькам. Смешно, странно, но помогло! Вот только если первые две процедуры он «исполнял» регулярно, то прыгать ну никак не хотел  А тут подоспела я – и мы прыгали вместе. Было забавно и весело, а главное – все увенчалось успехом! Но речь не о том. Когда Леня узнал о моем решении оформить академку, то довольно доходчиво объяснил мне и убедил, что это напрасная затея, потому что как-то, пусть на троечки, эти госы я сдам и без подготовки (училась-то я всегда хорошо, да и с памятью был полный порядок), так что Диплом получу, а на вкладыш с оценками никто потом и не смотрит.
- Аспирантура тебе не угрожает, потому как ты инвалид пятой графы, а потом об этой бумажке никто и не спросит! Так что не валяй дурака – и внаглую все сдашь! Подумаешь – пара трояков будет украшать Выписку!
Короче: он меня убедил! По Истории партии я, разумеется, схлопотала «трояк», и совсем не потому, что плохо отвечала! Просто наш препод, участник Войны, был страшным антисемитом. Как Земля таких выносила? Он поставил «трешку» нашей круглой отличнице Люде М. (она всегда все отлично знала), потому что она сильно картавила – а еврейской крови в ней не было ни капли. Пришлось ей пересдавать этот экзамен, чтобы получить красный Диплом и поступать в аспирантуру. А литературу я вообще сдала на «отлично». Невероятно, но факт! Как потом признался Ленька, который  присутствовал на госэкзамене, сказали, что не столько за знания, сколько за сообразительность. Помогла моя тогда отличная память! Был какой-то каверзный вопрос по стихосложению. Ответ на него я не знала, но где-то курсе на втором писала курсовую по поэтике Есенина, Сельвинского, Багрицкого… Что-то припомнилось, увязалось – и порадовало преподавателей. Вот так я получила Диплом в срок – большое спасибо Сахарному! Вот убедил тогда, а его мнение для меня было авторитетным – и мы победили!
Распределение у меня было удачным – станция Перебор Свердловской железной дороги. Всего 2 часа езды на электричке от Свердловска. А вот поехать-то я не могла – как оставить мать-пенсионерку и отца-инвалида? Брату оставалось служить в Армии еще 2 года. Да и как на него оставить родителей?!
Я не отчаивалась – руки-ноги в порядке, черную работу всегда найду. Мне бы только папу на ноги поставить! И тут опять мои университетские друзья помогли. В школе на Широкой речке (пригородный поселок) срочно требовался учитель русского языка и литературы. «Гонец» из школы примчался в Универ с просьбой направить хоть какую-нибудь толковую студентку. Тут вспомнили обо мне – 31 августа я встречалась с будущими учениками, в тот же день меня оформили в  Районо. Проработала я  в этой школе 8 лет, с удовольствием, несмотря на то, что ездить надо было с пересадками (трамвай, автобусы).
Было мне очень непросто: работа требовала немало времени – подготовка, планы, проверка тетрадей, внеклассная работа, знакомство с родителями учеников и проч. Плюс  домашние дела, закупка продуктов, готовка, уборка…Личного времени совсем не оставалось, хорошо, что для сна мне требовалось часов пять (привычка такая). Да, успехи на работе радовали, с ребятами были отличные отношения, никаких проблем с дисциплиной, так что дирекция меня ценила.
Особенно трудно было в начале работы, потому что все вдруг и сразу. А забота о родителях у меня была на первом плане. Все успевала только за счет сна. И тут появляется Леня – я, честно признаться, о нем и думать забыла… Появился вечером, с цветами и конфетами. Папа открыл ему дверь, а мне успел шепнуть:
-Боюсь, дочка, он свататься пришел…
-Как пришел, так и уйдет, - ответила я, не  долго думая.
Ну, сели мы чай пить, родители скрылись в кухне. Поговорили так, ни о чем… Потом он выдал:
- Слушай, ты ведь знаешь, как я к тебе отношусь… Поехали вместе в Пермь!
- Это ты о чем? У меня же родители, квартира неблагоустроенная, только начала работать… Исключено! Ты, пожалуйста, не обижайся, но уж очень не вовремя твое предложение. Ну, никак не получится!
Ему было как-то неловко… Видимо, рассчитывал на то, что я буду смущаться, попрошу подождать..Поинтересуюсь его или нашими общими планами и проч.
А я, признаюсь, даже как-то испугалась…Разве так делают предложения? Я ведь филолог, начиталась разных романов, что-то у меня в голове сформировалось… Как он мог так по-дурацки  поступить?
 Потом поняла: разумеется, его мама прислала, как же ее любименький сыночек поедет один? С мамой его я  познакомилась в больнице, когда Леню навещала. Такая шикарная дама (я решила, что это его женщина), как она меня разглядывала! Глубже, чем на рентгене! Через  пару дней он нас познакомил (тоже, полагаю, мама приказала).  Не думаю, что я ей понравилась... А мне было не то чтобы все равно, а как-то неприятно.
В общем , он сказал, что все понимает и обещал не обижаться на меня за мою очередную резкость. А для меня наступило даже какое-то облегчение. А что зря туману напускать? И так все ясно!
Где-то через пару недель папа вдруг меня спрашивает:
-Что-то я Леню давно не видел?
- Я тоже. Надо выяснить…
Папа не знал, что  как-то  мне передавали от Лени предложение поехать на дачу – отметить его отъезд в Пермь. Я, конечно, проигнорировала, а еще через пару недель та же разведка мне донесла, что он женился на Тане Т. Почему на ней? Поняла позже – девочки объяснили.(Кстати разошлись они, не прожив и года).
Признаюсь, это меня как-то задело… Даже на свадьбу не пригласил... Потом поняла – мама не посоветовала.
Рассказала папе. Он меня не похвалил:
- Такими парнями не разбрасываются! Вот видишь, ты отказала, а лругая сразу согласилась...
- Ой, беда какая! И слова Богу! Так ей и надо! Очень правильно я поступила! Он просто маменькин сынок, и рано ему жениться! Да к тому же он – блондин! А я за узбека выйду замуж! – Так я завершала обычно разговоры о замужестве. Все шутила… И вправду, не могла же я признаться папе, что Ленька совершенно не умеет обниматься, что у него всегда влажные ладошки и мокрые губы!
А вот и моя остановка. Я поспешила к своим любимым мальчикам - сынуле и мужу.(История моего замужества -разговор особый. Здесь могу только сказать, что вместе мы ужн 55 лет).
                *                *                *                *
На следующий день утром Лев Наумович сам подошел к моему столу.
- Ну, что? Так и не поехала?
- Разумеется. А Вы сомневались?
- Ну и дурочка! Упустила такую возможность!
- Да на кой мне нужны такие возможности?
- Ну, как тебе сказать? Во-первых, это приятно... А потом - будет о чем вспоминать на старости лет!
- Сначала надо дожить до этой старости лет, а потом что, больше вспомнить будет не о чем? 
- А в Питер с собой звал?
- Звал.
- Ну, и что ты?
- Поблагодарила, сказала, что интересно, но ничего не обещала.
- И еще раз - дурочка! Такую возможность упустить! Жить в Питере - это тебе не какой-то Свердловск! Работать в ЛГУ! Заниматься любимой лингвистикой, преподавать, писать диссертацию под руководством обожающего завкафедрой...Нет, не понимаю я вас, девок... Не знаю, что еще нужно для полного счастья!?
- А я знаю!!!
И шеф покинул комнату с выражением полнейшего удивления на лице.
Комментарии: 0