Пробуждая воспоминания 45

Борис Алтайский
   Часто при наших прогулках по Ленинграду экскурсоводом был приятель моего детства Герберт (Гебинька), о нём я упоминал в начале этой книги. В Ленинграде он был профессором-физиологом. Город и пригороды, их историю, архитектуру он знал замечательно, любил рассказывать, делал это увлекательно и интересно.
  К сожалению, Герберт скончался ещё совсем нестарым, пережив трагический для него период. В этих кратких воспоминаниях мне не хочется писать об этом.

   При автомобильных поездках в Ленинград (а это всегда происходило летом, во время отпуска) мы обычно ездили через Таллинн, где задерживались на 5-7 дней, проживая в прекрасных, современных гостиницах "Выру"и "Олимпия". Тогда республики Прибалтики считались в СССР почти Европой: чистота, прекрасно сохранившиеся старинные здания, уютные кафе. Мы бродили по центральной части Таллинна, поднимались на гору, откуда открывался чудесный вид на город: старинные крыши, шпили, лепные фигуры; ездили в парк Кадриорг, заходили в кафе и не уставали восхищаться красотой этого города.

   Побывав в Таллинне, мы ехали в Ленинград через Нарву и Ивангород, где жил мой двоюродный брат Миша Краскин, отличный хирург и пианист, который исполнял для нас прекрасную романтическую музыку - ноктюрны Шопена, "Элегию" Рахманинова, этюд ре-диез минор Скрябина... К сожалению, Миша тоже рано ушёл из жизни.

   Сейчас мне хочется вернуться назад, к последнему году студенческой жизни, когда я впервые увидел в Рижской инфекционной больнице Анатолия Фёдоровича Блюгера, тогда молодого врача, недавно окончившего медицинский институт в Москве. Невысокого роста, порывистый, одетый обычно в куртку на молнии, он обращал на себя внимание на врачебных конференциях эрудицией, прекрасным литературным языком и убедительностью. В дальнейшем я имел возможность часто видеть его. Карьера этого талантливого человека тогда только начиналась.

   Ассистент на кафедре инфекционных болезней, он очень скоро защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации, стал доцентом, а затем профессором, заведующим этой кафедрой.
Анатолий Фёдорович стал другом нашей семьи, часто гостил у нас уже тогда, когда ещё были живы мои родители. В дальнейшем позволю называть его просто Толя - так, как мы - мой брат и я - обращаемся к нему. Надеюсь, он не обидится! В те, уже далёкие годы, повсюду, где Толя появлялся, царило оживление. Он прекрасно играл на рояле, во время застолий произносил остроумные, содержательные тосты.

   Став профессором, затем академиком, он долгие годы совмещал руководство кафедрой с должностью проректора Рижского медицинского института по науке. В то время научная жизнь действительно била ключом. Толя был неутомим, его работоспособность и энергия - безграничны. Много сотрудников института работали над диссертациями, большинству диссертантов Толя помогал советами и идеями. Когда к нему приходил молодой, желающий заняться научной работой врач и обстоятельно начинал рассказывать об избранной им теме, Блюгер быстро прерывал его, так как моментально всё понимал, и начинал развивать на лету схваченную им идею, дополняя её и обновременно советуя, что следует делать, чтобы довести дело до конца.

   Трудно перечислить всех, кому А.Ф.Блюгер помог в подготовке диссертаций и научных статей. Толя организовал при кафедре научно-исследовательскую лабораторию гепатологии - единственное в то время в Советском Союзе такого рода учреждение по изучению болезней печени, руководил центральной объединённой научно-исследовательской лабораторией мед.института (ЦНИЛ), написал ряд монографий и бесчисленных статей, организовывал ежегодные курсы по гепатологии для преподавателей медицинских институтов СССР, выступал на съездах и конференциях за пределами страны. В то же время он оставался простым и доступным.

  Как-то мне пришла в голову мысль об исследовании функции печени у больных алкоголизмом и, возможно, при получении убедительных результатов, оформлении кандидатской диссертации. Мои родители обрадовались, особенно отец, который очень ценил учёные степени и звания, а я, работая практическим врачом, научными исследованиями не занимался.

  Когда я высказал свои соображения Толе Блюгеру, он тут же развил мою мысль вглубь и вширь, а позже оказывал неоценимую помощь, что дало мне возможность довести работу до конца и защитить диссертацию ещё при жизни родителей, доставив им радость, да и мне самому это пошло на пользу.

   Сейчас А.Ф.Блюгер уже не является проректором, в мед.институте (теперь мед.академии) появляется редко, и многие, кому он в своё время помог, забыли его. Однако истинные друзья всегда с ним. Мы встречаемся, и эти встречи всегда радуют меня. Я часто думаю о нашем друге, остроумном, на лету схватывающем мысль, музыкальном, общительном - яркой личности Анатолии Фёдоровиче Блюгере.

Продолжение: http://proza.ru/2022/03/26/1101