Мои пересечения с Церетели 3

Designer
Окончание. Начало: http://proza.ru/2022/03/09/1494

Как-то летел я из Москвы в Тбилиси. Уселся в кресло, моими соседями оказались две весьма симпатичные мадамицы в возрасте «баба ягодка опять», а по типажу – бизнесвумен. Тогда такого термина ещё не существовало, но уж очень деловые…
Настроение было устало-спокойное, типа лёгкой прострации, когда всё уже сделано, и можно расслабиться, поскольку уже скоро будешь дома.
Только взлетели, как одна из дамочек спросила, буду ли я пить? А почему бы и нет? Откуда-то появилась бутылка рома, по-моему – румынского производства. Как ни странно, он оказался весьма отличного качества и приятным в питье.
Дамочки тут же предложили выпить с нами и троим ребятам, сидевшим перед нами, оказалось, что это инструментальное трио «Саундже» (сокровище), возвращающееся с гастролей. Вы помните единственного мальчика в составе  тбилисского детского девчачьего ансамбля «Мзиури», из которого вышла Тамара Гвердцители? Вот этот мальчик подрос и стал лидером этого самого ансамбля, в котором играл на национальном грузинском духовом инструменте «саламури».  Выпили, разговорились. Нико  (Надирашвили), так звали этого парня, скупил у стюардессы все запасы сувенирного коньяка, и питиё продолжилось. В сравнении с тем ромом, коньяк был вообще никакой, но градусы были. Нико считал, что их трио все знают и обожают. Они, конечно, виртуозы, но насчёт того, что « их знают и любят», он несколько заблуждался. Через несколько лет, в 1990-м году, мы снова встретились, уже на «Мелодии», и я оформил конверт для их граммдиска*. Насколько я знаю, это трио занимается тем же, правда, уже давно в США.
А тогда он ещё и все духи у стюардесс скупил, поскольку летели мы накануне 8 марта. К чему я это всё? Просто в какой-то момент одна из мадамиц, узнав, что я дизайнер, спросила, а как я отношусь к Зурабу Церетели? Вопрос непростой, хотел рассказать как я это представляю, но только успел ответить, что я не знаю, какой он художник… С женщиной случилась тихая истерика! Я ничего не понял, пока её подруга, сидевшая со мной рядом, не объяснила, что она его фанатка, и что подругу надо успокаивать. В общем, с грехом пополам, говоря комплименты не по делу, это удалось сделать. Полёт мирно продолжился!

А действительно, как я отношусь к Зурабу Константиновичу? На эту тему как-то я и не задумывался. Ну, есть и есть. В целом, для «сарафанного радио» - это персона, на которую можно валить всё! Он не опускается до публичных оправданий. Говорят? И отлично! Значит не равнодушны и помнят о его существовании. Время само расставит всё по местам.

Но вопрос, заданный той женщиной не такой уж и простой. Что мы знаем о творчестве Зураба Константиновича? В основном то, что на виду, что нельзя не заметить, поскольку оно большое.
А что мы знаем о его станковых работах? В дипломе, который он получил, окончив академию художеств, значится, что он живописец, а живопись на улицах не увидишь. Да, в том же моём альбоме его работ есть его полотна, но…
Если монументальные сооружения можно представить и на посредственных фотографиях, поскольку их можно показать с нескольких точек зрения добавив фотографии фрагментов, то живопись – двумерна и очень требовательна к качеству иллюстрации. К качеству  съёмки и, особенно, к качеству печати.
То есть, полотно, которое вы видите вживую, может восприниматься абсолютно иначе, нежели «на картинке». Должен сказать, что в настоящее время интернет позволяет рассмотреть живописное полотно намного лучше. Это благодаря несравнимо лучшему качеству фотографии, лучшей цветопередаче и возможности рассматривать увеличенные фрагменты.
А пока вернусь в конец 80-х, когда я впервые увидел живопись Церетели живьём на очередной республиканской художественной выставке, на которой и я выставил что-то незначительное.
А вот Зураб Константинович выставил сразу три больших вертикальных полотна, размером где-то по метру в ширину и метра по три – в высоту. В подробностях эти картины не помню, но хорошо помню впечатление – это были очень яркие, очень позитивные, поднимающие настроение, полотна с цветами. Это первое впечатление, а второе - что их автор очень богатый человек, поскольку эти работы были написаны в основном краской, выдавленной прямо из тюбиков, а красочный слой был такой толщины, что этих красок большинству художников хватило бы на полжизни - никак не меньше пяти сантиметров!
Вот такое смешанное послевкусие. С тех пор прошло больше трёх десятков лет.

Взявшись за этот текст, я прилично прошерстил интернет для того, чтоб обновить своё виденье творчества нашего героя. Не скрою, изначально с очень критическим и предвзятым отношением, но чем больше я смотрел работ, где виден сам автор, тем больше мне это нравилось! И я вам могу сказать, что это не просто бизнесмен, а реально сильный живописец!
И не напрасно он сам занялся тем, чтоб эта область его творчества, известная куда меньше монументальной части, не затерялась. В Тбилиси, на проспекте Руставели, рядом с театром оперы и балета, расположен его Музей современного искусства Зураба Церетели. Его я увидел в последний мой приезд в Тбилиси. Зайти туда не случилось, о чём я сейчас сожалею.
Кстати, опять же недавно я узнал, что рабочий день Церетели начинается в мастерской, где его уже ждёт на мольберте новый, подготовленный помощниками, натянутый холст. Для мастера это как физзарядка,  когда он в фартуке любимого красного цвета подходит к полотну.

Вы скажете, что человеку повезло! Ему выпал счастливый случай!
Безусловно, да. Сколько художников, подававших в молодости большие надежды, так и не смогли реализоваться. Думается, что никак не меньше половины из тех, кто получил профессиональное образование, а в реальности намного больше, и редко кто не сетует на это самое невезение. А теперь скажите положа руку на сердце, многие смогли бы использовать на все сто выпавший ему шанс? Не думаю, опять же единицы. Уже существует статистика, того, как люди распоряжаются  этим самым шансом. Сколько человек за постсоветское время сорвали джекпот в лотереях и внезапно получили в свои руки деньги, о которых и мечтать не смели. Их уже несколько десятков, а вот о тех, кто смог реально распорядиться таким «счастьем» - не слышно.
Скажу больше, не выпади Зурабу этот шанс - мы всё равно бы о нем узнали. Причём неважно, был бы он художником, врачом или ещё кем, этот человек по своей сути из плеяды супер-топ-менеджеров, какими были те же Томас Эдисон, Илон Маск или Святослав Фёдоров. Человек, который знает, что и как организовать, а то, что он стал художником, так тут генетика сработала.

Кстати, Зураб Константинович обладает приличным чувством юмора. Я смотрел ленту, где Джаба Иоселиани, грузинский писатель, политик и вор в законе в одном флаконе, презентовал свою новую книгу «Страна Лимония», там Зураб Церетели сказал, что отдых на казённых харчах плодотворно действует на его  творчество, и предложил посодействовать в продлении такового.
Кстати, он был единственный, кто простил семье долг Владимира Высоцкого, после его смерти. Скажете, что он человек не бедный, мог это себе позволить?
Да, безусловно, но, тем не менее, и другие не бедствовали, а сделал это только он.
Пожалуй, на этом я закончу. Я постарался быть беспристрастным и изложил вам только факты… во всяком случае, я старался, а как вышло – судить вам

9 марта 2022 г.
____________________
*Граммдиск «Саундже»:
https://beatlesvinyl.com.ua/ru/covers/c30_29689_003tb.html