В поисках русских диверсантов

Михаил Абрамов
On the hunt for Russian saboteurs
March 15, 2022 4:21 PM ET

* * *

15 Марта 2022 г. репортер ТИМ МАК (TIM MAK), американского радио NPR  в программе вечерних новостей рассказал, как бдительные жители Украины охотятся на русских диверсантов. Основной критерий при выявлении диверсантов, насколько я понял из репортажа, это пользование русским языком. Правда, как признает репортер, случаются конфузы, когда за диверсанта был принят сосед, который по-русски ругался. Удивило еще и то, что в репортаже рассказывается, как диверсантов ловят в маленьких селах Львовской и Ровенской областей, а не в более многолюдных и близких к России населенных пунктах.

* * *

ТИМ МАК (TIM MAK), Репортер: В маленьком селе недалеко от Львова на западе Украины мы пытаемся найти охотников на диверсантов. С самого начала войны украинцы боялись, что сочувствующие России диверсанты разрушат критически важную инфраструктуру, убьют ведущих политиков и помогут российским военным быстро захватить страну. Местный член территориальной обороны объясняет процесс выявления диверсантов.

НЕИЗВЕСТНОЕ ЛИЦО: (через переводчика) Да. У нас есть специальная группа, и люди присылают нам каких-то, знаете, подозрительных людей или какие-то подозрительные вещи, которые они видят.

РЕПОРТЕР: Такие вещи, как странный акцент или подозрительное поведение. Более чем в сотне километров от Львова, в Ровенской области, вдоль северной границы Украины с Беларусью, полиция также пытается выследить диверсантов. Это Иван Телиха (Ivan Teliha), заместитель начальника полиции области.

ИВАН ТЕЛИХА: (через переводчика) Я думаю, мы не лучшим образом подготовились, чтобы предотвратить диверсии. Но мы делаем все возможное. И каждый день мы ловим около 16 человек и привозим их сюда.

РЕПОРТЕР: И гражданские лица, и военные были заняты поиском людей, которые могли передавать информацию российскому правительству или каким-то образом мешать украинским силам. В Виннице, в центральной части Украины, находится штаб ВВС страны. Как и милиция в Ровно и территориальная оборона во Львове, они тоже начеку.

Мы поговорили с генерал-полковником ВВС Украины Сергеем Дроздовым. Он объясняет, что они тоже поймали диверсантов, которые, в данном случае, пытались уничтожить технику ВВС.

СЕРГЕЙ ДРОЗДОВ: У нас бывают такие случаи, когда люди помогает путинским войскам обеспечивать агрессивные действия. Их небольшие отряды уничтожают системы связи.

РЕПОРТЕР: Телиха, который работает в милиции в Ровенской области, сказал, что с начала войны они задержали в своем районе около 200 человек. Большинство из них — лица РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, о которых местные жители заявили в полицию, сообщая о подозрительной деятельности. Он говорит, что они собрали доказательства того, что эти люди помогали российским силам.

ТЕЛИХА: (через переводчика) У нас есть телефоны. У нас есть журнал звонков. У нас есть разные приложения — Telegram, WhatsApp, Signal, Viber — где мы можем прочитать, какие сообщения они отправляют. И так мы это выясняем.

РЕПОРТЕР: Но у полиции есть проблема. Даже если предполагаемых диверсантов поймают с поличным, закон фактически не запрещает общаться с российскими источниками.

ТЕЛИХА: (через переводчика) Мы своими глазами видели, что ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ ОБЩАЮТСЯ С РУССКИМИ. Но законно задержать их и посадить в тюрьму - мы пока этого сделать не можем.

РЕПОРТЕР: Все разговоры о диверсантах могут сделать людей параноиками. Кроме того, во время войны слухи могут выйти из-под контроля. Одна женщина сказала, что была уверена, что ее дядя поймал подозреваемого в саботаже. Но после того, как она позвонила ему для уточнения деталей, выяснилось, что ее дядя только что подрался с человеком, КОТОРЫЙ ОБРУГАЛ ЕГО ПО-РУССКИ.

Неопределенность и сплетни могут создать панику и посеять страх. В первые дни войны маркировка была обнаружена по всей Украине - часть с использованием ультрафиолета, часть с помощью аэрозольной краски, часть в виде наклеек. Телиха, офицер полиции, говорит, что основная функция диверсантов — вести психологическую войну, играть в интеллектуальную игру с украинцами.

ТЕЛИХА: (через переводчика) Мы считаем, что это ненормально, когда люди ходят по крышам, наносят ультрафиолетовые метки, размещают их на дорогах, размещают на стенах.

РЕПОРТЕР: Но это игра, в которую украинцы чувствуют, что у них нет другого выбора, кроме как играть. Так что КАЖДУЮ НОЧЬ ПО ВСЕЙ УКРАИНЕ МЕСТНЫЕ ВОЛОНТЕРЫ, ПОЛИЦИЯ, ЧЛЕНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ, СОЛДАТЫ - ВСЕ ПОСЛЕ КОМЕНДАНТСКОГО ЧАСА ВЫХОДЯТ НА ПОИСКИ НЕУЛОВИМЫХ ДИВЕРСАНТОВ.