П. Д. Успенский Чувство пространства

Лариса Болотова
             Существует ли пространство вне нас, и мы входим в него своим сознанием или наше сознание создаёт для нас пространство?

                Из книги П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира»:

(стр.11)  «Согласно Канту, пишет Хинтон дальше, чувство пространства или интуиция пространства есть самая основная сила ума. Но я нигде не встречал идеи систематического воспитания чувства пространства. Это представляется случаю. Между тем специальное развитие чувства пространства знакомит нас с целыми сериями новых понятий.

Потому что, если интуиция пространства есть средство, при помощи которого мы познаём, то из этого следует, что могут быть различные роды интуиции пространства. Интуиция пространства должна быть, так сказать, окрашена условиями (психической деятельностью) существа, пользующегося ею.

Хинтон изобрёл сложную систему воспитания и развития чувства пространства при помощи упражнений с сериями разноцветных кубов.

Упражнения ума по системе Хинтона должны, прежде всего, повести к развитию способности представлять вещи не так, как их видит глаз, то есть не в перспективе, а как они есть – геометрически, то есть, например, они должны приучить представлять куб сразу со всех сторон».

                Что это даст человеку? Он всё равно будет видеть предмет в пространстве, а не саму сущность предмета.

«А установление такой способности представления не в перспектив должно в свою очередь необыкновенно расширить пределы деятельности нашего сознания, создавая новые понятия и усиливая способность аналогии».

                Так ли это?

«Кант установил, что расширение знаний при существующих условиях восприятия не приблизит нас к вещам в себе. Хинтон же утверждает, что можно при желании изменить сами условия восприятия и таким образом приблизиться к истинным сущностям». 

                Не означает ли это переход на новый уровень сознания?

                Возможно ли  расширить своё познание?

«Для расширения познания необходимо насколько возможно дальше отделить элементы себя, то есть личные элементы, вкладываемые нами во всё познаваемое нами, от того, что познаётся, чтобы наше внимание не отвлекалось (на нас самих) от свойств собственно воспринимаемого.

Поэтому, желая знать что-нибудь относительно солнца, мы должны, прежде всего, освободиться от элемента себя, внесённого в наше познание солнца, движением вокруг него земли, на которой мы находимся».

                Не верить своим глазам и ощущениям? Прав ли автор? Как мы можем познавать, если мы освободимся от своего сознания? Думаю, здесь речь идёт о физическом теле человека, как инструменте познания. Нам нужно освободиться от него и познавать через свои мысли. Сам автор замечает, что мы мыслим вне пространства и времени.

«Одна из серьёзных частей работы по воспитанию и развитию чувств пространства, должна заключаться в освобождении от элементов себя в познании расположения предметов».

                Мыслить вне физического мира?

                Что же такое пространство?

«Взятое, как объект, то есть представляемое вне нашего сознания, пространство есть для нас форма вселенной, или форма материи во вселенной.

Пространство обладает безконечной протяженность по всем направлениям. Но при этом оно может быть измеряемо только в трёх независимых друг от друга направлениях, в длину, ширину и высоту…

Если бы мы независимым направлением назвали линию, лежащую не под прямым углом к другой, то есть не под углом в 90, а под углом, скажем в 30 градусов, то тогда число измерений у нас было бы не три, а девять».

                Получается, чем больше измерений мы введём, тем более сложная форма будет предмета, в конечном итоге это будет сфера.

«Из этого видно, что трёхмерность нашего пространства есть просто геометрическая условность, и зависит от того, что при измерении мы пользуемся, как единицей, прямым углом».

                То есть мы сами накладываем геометрическую форму предметам, которые видим и ощущаем. Такое у нас (у нашего сознания) восприятие окружающего мира. Так ли это?

                Почему именно три измерения? Нам достаточно трёх измерений, чтобы ориентироваться в нашем физическом пространстве.

«Трехмерный мир, который мы можем видеть с помощью наших органов чувств, есть сечение четырёхмерного мира. То есть мы видим не всё тело, а его проекцию. И то, что для нас кажется отдельными телами, может быть одним телом.

Если мы прикоснёмся к поверхности стола кончиками пяти пальцев одной руки, то на поверхности стола будут только пять   кружков, и на этой поверхности нельзя составить никакой идеи о руке и о человеке, которому принадлежит эта рука. На поверхности стола будут пять отдельных кружков. Как представить себе по ним человека, со всем богатством его физической и духовной жизни? Это невозможно. Наше отношение к миру четырёх измерений может быть именно таково, как отношение к человеку того сознания, которое видит пять кружков на столе. Мы видим только «кончики пальцев», поэтому для нас и непостижимо четвёртое измерение» (стр.21).

                Если признать, что вселенная обладает свойством голограммы, то каждого человека можно рассматривать как уменьшенную копию чего-то большого, а человечество - как множество клеток единого организма.

Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы. Приятного всем прочтения.