Бабушка

Харкевич Галина
       Мне было восемь лет, когда умерла бабушка. Ничего не предвещало ее ухода: она присматривала за нами, все хозяйственные дела по дому лежали на ней, потому что мама работала.

        Накануне вечером бабушка попросила маму пораньше уложить нас с сестрой спать и сказала о своем предчувствии, что сегодня ночью умрет, очень болит сердце. Попросила прощения у мамы и соседей, если кого-то обидела.

        Я всегда спала с бабушкой. Меня хотели положить спать отдельно, но я заупрямилась и осталась с ней. Утром обычно просыпалась, а бабушки уже нет рядом. На этот раз она еще спала. Я стала бабушку будить, звать, но она не отзывалась. На мой крик прибежала мама. Бабушка действительно умерла. Долго судачили соседи, что нельзя знать заранее о своей смерти, даже предполагали, что она отравилась. А у бабушки произошел сердечный приступ и сердце не выдержало.

        Гроб с бабушкой стоял в большой комнате, около него всегда сидели ее подруги и соседи. Я слушала разговоры взрослых,: "что рано умерла, лежит как живая с румянцем на лице..." И я, когда оставалась в комнате одна, рассматривала ее лицо и румянец, о котором говорили соседи. Звала ее и просила вернуться назад к нам.

        В семье я была второй дочерью, меня ждали 9 лет. О таких говорят - долгожданный ребенок. Бабушка меня очень любила, я всегда и везде была с ней. В детский садик не ходила по той же причине. Бабушка отводила меня первый раз в первый класс, учила читать и писать. Она была верующей, и я вместе с ней посещала церковь, которая в советское время  в нашем Медвежьем углу не была закрыта. Мама работала, ездила в командировки, и весь мой мир был вокруг любимой бабушки.

        И вот ее нет. После похорон я стала одна ходить в церковь и на кладбище. Часто ходила на могилку к бабушке с теплыми вещами, укрывала ими могилку, чтобы  ей не было холодно.
Я ходила на кладбище даже ночью. В очередной раз, собираясь на кладбище ночью, я обнаружила, что дверь заперта. Пыталась ее открыть, видимо стукнула ... и здесь меня поймала мама. Она объясняла мне, что бабушке совсем не холодно, носить туда одеяло не нужно, и особенно нельзя ходить на кладбище ночью. Но меня туда тянуло.

        Врачи советовали срочно сменить обстановку, вывести меня на лето  в другой город. Куда? Меня согласились взять к себе родственники, они жили в Калинине. Но как туда меня отправить?
        Шел май 1946года.
Только год, как окончилась война. Кругом разруха, закрытые города, пропускная система.  Люди помогли.  Меня взял с собой в Калинин Священник нашей церкви, ехавший туда по своим делам. Ехали мы долго: и по железной дороге в рабочем вагончике, и  на пароходе. Помню, в Калинине при выходе с парохода проверяли документы, была очередь. Мы с Батюшкой стояли в стороне, кругом толкались, было много людей, узлов, чемоданов. И вдруг из рупора на всю пристань раздался голос:
        - Батюшка с девочкой пройдите без очереди.
И перед нами все молча расступились. Так я прибыла в Калинин.
 
         Мне было всего восемь лет и меня дома одну не оставляли. Первое время  брали с собой на работу. Иногда ездили на трамвае, а чаще добирались до работы пешком через развалины. Город был до сих пор разрушен, на разборке завалов и разрушенных зданий работали пленные немцы. И проходя мимо них, сестра  говорила мне:
        -Смотри, эти фашисты убили твоего папу, - я смотрела и почему-то жалела их.

        Затем два месяца я отдыхала за городом в пионерском лагере. Вернулась домой, пошла в школу, жизнь моя наладилась.
        Бабушку помню и часто вспоминаю.