Ч 3 Свобода и Любовь Г 1 Метапсихология любви п. 1

Владимир Селиванов 2
 

   1.Отношения мужского и женского начал

       Любовь — одно из наиболее важных понятий психологии. Без понимания значения любви возможно ли вообще говорить о каких-либо прочих законах науки о душе? Любовь — основа основ отношений между людьми. Она же — главный закон, связующий все тела и уровни сознания человека внутри структуры его души.

      Л ю б о в ь  -  с т р е м л е н и е   д у ш    к    е д и н е н и ю , с целью создания гармоничного,  сильного, красивого союза.

   Любовь подобна гравитации – взаимному притяжению частиц. Но в любви они – одушевленные, свободные изначально. Воссоединяясь, эти частицы (половинки – как частный случай) образуют единую, качественно более прогрессивную общность душ. И чем выше в телесной иерархии происходит такое единение, тем ближе этот союз к Богу и угоднее Ему.

     Выше говорилось, что альтернативой любви во взаимоотношениях людей может выступать лишь власть. И Любовь, и власть есть формы единения душ. И та, и другая формы призваны создавать более гармоничную и сильную единую общность. Но между ними есть одно существенное отличие. Власть предполагает объединение принудительное (вследствие чьей-то воли или воли обстоятельств), независимо от желания и стремления к такому единению со стороны всех субъектов. Власть имущие способны волевым актом принудить отдельную, изначально свободную душу стать составляющей частью какой-либо структуры: армии, тюрьмы, трудового коллектива, экипажа, в известных случаях — семьи (по поговорке: стерпится — слюбится).

      Любовь, напротив, есть добровольное единение душ, образующее качественно новую, более гармоничную и сильную общность с единым центром сознания. Чем больше исходных точек такого единения, чем выше простирается оно вдоль вертикали иерархии тел объединяющихся душ, тем более гармоничной становится вся структура любви. Идеал Любви — Любовь Бога к Своим созданиям. Именно в этом состоит справедливость слов: Бог есть Любовь.

    Как власть, так и Любовь предполагают единение противоположных полярностей: мужского и женского начал душ. Если власть имущие принуждают взять на себя функции носителя женского начала в отношениях, то Любовь осуществляется обоюдными стремлениями к единению, как со стороны носителя мужского начала, так и со стороны носителя начала женского.

      Структура единения на основе любви может иметь различные формы, в зависимости от высоты уровня такого единения, количества тел, в нем участвующих, и уровня развития  (качества сознания) душ, стремящихся к единению. Последнее обстоятельство особенно важно для понимания границ, где любовь может перейти во власть, и наоборот. Эти границы, с позиции языка, в частности, русского, и устоявшихся понятий, не совсем четко разграничены. Поэтому для начала остановимся именно на них.

    Мы иногда произносим примерно следующее: люблю деньги, люблю пиво с воблой, люблю острые ощущения, себя, свой дом, машину, жену, любовницу, детей, родителей, друзей, хорошую музыку, хорошие стихи, книги, матушку Землю, родину и многое другое. Стоит ли искать в приведённом перечне посылов кощунства и цинизма — судить читателю. Однако каждое из приведённых выражений можно в быту слышать довольно часто. Хотя, справедливости ради, стоит напомнить, что, к примеру, в английском языке для подобных случаев имеется слово “like”, поэтому англичанин не говорит, что он любит пиво, а говорит, что оно ему “нравится”. В русском же понятие о любви несколько шире. Идет ли во всех приведенных случаях речь о любви? Возможна ли в принципе любовь человека к неодушевленным предметам? Таким, как пиво, машина, дом. Будем разбираться.

     Кто-то из банкиров как-то сказал: “Деньги нужно любить”. Причем имелась в виду именно любовь, а не симпатия или то, что соответствует глаголу “нравиться”.  Деньги — неодушевленный предмет, но они, между тем, являются носителем женского начала по отношению к воле банкира. Можно спорить, любят ли, в свою очередь, деньги банкира, который преуспевает в своем бизнесе? И не имеется ли в виду при этом лишь стремление к власти над деньгами? Где же всё-таки граница между этими понятиями? Ведь иногда бывает трудно определить степень добровольности единения, особенно в случаях единения обладателя сознания с неодушевленными предметами.

    Деление всяких отношений на отношения между мужским и женским началом имеет гораздо более широкий смысл, нежели отношения между живыми существами, тем более — между двумя разнополыми людьми. Мужское начало относится к женскому, как семя относится к почве, на которой оно произрастает. Единение мужского и женского организмов в этом смысле — лишь самый элементарный пример. Всякий носитель мужского начала является по отношению к женскому началу носителем идеи, независимо от того, обладает ли носитель женского начала душой или нет. В свою очередь, женское начало характеризует способность принять эту идею, чтобы затем развить её, насколько позволяет это сделать возможность собственного тела. Ниже приведены некоторые примеры отношений мужского и женского начал.
 
       Всякая пища несет женское начало перед её потребителем, поскольку едок преобразует материю, из которой она состоит согласно замыслу своего организма. Всякое “пост физическое” тело — дом, автомобиль, самолет, оружие и пр. — также является носителем женского начала перед их обладателями. Гипнотизер — носитель мужского начала по отношению к гипнотизируемому. Сомнамбулы в этом смысле являют собой яркий пример женского начала (кстати, подавляющее большинство из них — именно женщины). Сценарист несёт мужское начало перед режиссёром; тот, в свою очередь — перед актёром, актёр же “осеменяет” идеями сценариста публику. Каждый человек в течение жизни попеременно несёт в себе как мужское, так и женское начала, в зависимости от характера отношений, в которые он вступает. Вопрос: является ли всякое единение мужского и женского начал любовью? Очевидно, не всякое - изнасилование это также форма единения. Многие отношения, как перечисленные, так и не вошедшие в перечень, складываются единственно на основе власти. Об этом подробнее - в одной из последующих глав.

     Возвратимся вновь к вопросу, возможна ли, в принципе, любовь к неодушевленному. Ответ может быть категорично отрицательным лишь в случае, когда “неодушевленное” есть абсолютно "неодушевлённое". Над неживой материей возможна только власть. Любой, достаточно искушённый в трансцендентном знании человек, будь то маг, йог, ясновидящий, может сказать, на первый взгляд, крамольную вещь, что неживого, б е з д у ш н о г о   н е   с у щ е с т в у е т ничего вообще. Есть душа и у дерева, и у камня, а о душе оружия хорошо знали самурайские воины. Животворящие иконы, святые места, а также многие предметы нашего повседневного обихода, особенно те, которые долго находятся с нами, также имеют нечто вроде зачатков душ и на этом основании способны вступать с нами в отношения, не только власти над ними с нашей стороны, но и в единение именуемое любовью. Чем больше, к примеру, любовь человека к своей машине, тем вероятнее взаимность с её стороны. Конечно, оценить сказанное могут только истинные автолюбители. Мистика? Верно, причём -  чистой воды. Тем не менее — факт.

      В отношениях банкира с деньгами, возможно, то же самое, только при отсутствии конкретного материального носителя души денег, который находится где-то в более тонких планах (бриллианты и золото, особенно родовое, конечно, не в счёт). Об этом можно, конечно, спорить, и в этом споре многое выпадает из области чистой науки, переходя в категорию веры. Нас же в данном случае интересует лишь следующее обстоятельство: если материальный носитель обладает хотя бы зачатками сознания, то он способен любить. Если же сознание отсутствует абсолютно, речь может вестись только о власти над объектами. Всё живое способно любить. И даже смерть у большинства народов — явление одушевленное.