Поспал на удовлетворительно

Мельников Валерий
Случай этот произошёл в семидесятые годы прошлого столетия, когда я учился на четвёртом курсе Новосибирского электротехнического института (НЭТИ). Один из спецпредметов вёл у нас бывший выпускник нашего факультета, старше нас года на два. Был он добрым малым, относился к нашему разгильдяйству снисходительно, а главное – разрешил пользоваться конспектом на предстоящем экзамене. И вот экзаменационное время наступило.

Накануне экзамена «преп» назначил консультацию. Отправляясь на неё, я заскочил в «общагу» к девчонкам из параллельной группы, только что сдавшим экзамен, и выпросил у них конспект с полным набором лекций. И тут на свою беду встретил приятелей с другого факультета, отмечающих успешное окончание сессии. Решив, что конспект меня на экзамене спасёт, на консультацию я не пошёл и согласился на уговоры приятелей присоединиться к их веселью. Тем более, что для получения стипендии мне достаточно было «трояка».

Веселье с друзьями закончилось тем, что к вечеру я домой добирался уже «на автопилоте». Да ещё случилось так, что по дороге домой пришлось вступить в неравный бой (но это другая история). Утром под причитания моей бедной матушки я увидел в зеркале опухшую физиономию с разбитой губой и рассечённой бровью, но самое удивительное – заветный конспект был при мне. На экзамене, мучимый абстинентным синдромом, я быстренько списал из конспекта ответы и одним из первых ринулся отвечать, стараясь по возможности дышать в сторону.

И надо же было случиться, что на подмогу нашему «препу» зашёл его бывший однокашник, тоже наш преподаватель – страшный зануда, который нас не любил, а ко мне имел особые счёты. Обрадовавшись предоставленному случаю, он начал меня гонять по всему курсу с явной целью – завалить, что было и нетрудно, так как предмета я практически не знал. Но тут в экзекуцию вмешался наш «преп», задал мне какой-то вопрос и послал думать на стоящую в стороне парту. Буркнув: «А что я там без конспекта надумаю?», я уселся за парту и стал дожидаться, когда экзамен сдаст вся группа.

От долгого ожидания я задремал, и, как потом рассказали мои однокашники, даже всхрапнул. Очнулся я от толчка в бок. В аудитории было пусто. Рядом со мной сидел «преп». «Ну что, не знаете?» – спросил он. «Не знаю», – признался я. «Ну, так я вам расскажу», – сказал «преп» и стал мне подробно растолковывать ответы на экзаменационные вопросы. Длилось это довольно долго. «Понял?» – спросил «преп». «Понял», – уныло ответил я и забрал протянутую зачётку.

В пивном баре, который все почему-то называли «Шайбой», освежаясь пивом, я грустил, понимая, что времени для подготовки к переэкзаменовке у меня нет, а это значит – «хвост» до осени и, понятное дело, отсутствие стипендии в будущем семестре. Потом, сам не зная почему, я решил взглянуть в зачётку, и каково же было моё изумление, когда я увидел так оценку – «удовлетворительно», которую добрый «преп» поставил мне, когда я спал за партой.

С тех пор прошло ровно полвека. Я часто вспоминаю тот случай, и до сих пор поминаю добрым словом Анатолия Александровича Жукова, который и был в то время моим «препом».